Китай ведет переговоры с 17 странами, через территорию которых должны пройти скоростные железные дороги Пекин-Лондон и Пекин-Берлин. Об этом британской газете The Telegraph заявил Ван Мегшу, член Китайской инженерной академии и старший консультант по вопросам высокоскоростных железнодорожных проектов в Китае. Еще одно ответвление будет сделано от Пекина в Сингапур. Все три линии должны быть построены к 2020−2025 годам.
Предполагается, что поезда на этих маршрутах будут развивать скорость около 380 км/ч, и, таким образом, путь из Пекина в Лондон займет около 2 суток (расстояние между двумя столицами по прямой 8200 км, длина маршрута — около 11.000 км), а из Лондона в Сингапур — трое суток. В общей сложности протяженность новой железной дороги по всем трем направлениям составит 30,5 тысячи километров, а стоимость проекта — около 100 млрд долларов (без учетов затрат на подвижной состав).
Трассу до Лондона предполагается пустить через Индию, Пакистан, Иран, Турцию и далее через Стамбул в Европу. Путь из Пекина в Берлин пойдет через Казахстан и Россию, при этом столица Казахстана Астана должна стать одним из главных железнодорожных узлов на маршруте — через нее предполагается сделать ответвление до трассы Пекин-Лондон (через Ташкент и Мешхед до Тегерана).
Наибольшие вопросы, по словам Вана, вызывает трасса до Сингапура — она должна пройти через Вьетнам, Таиланд, Бирму и Малайзию. С Бирмой и Вьетнамом у Китая до сих пор напряженные отношения, вызванные как вооруженными конфликтами в прошлом, так и действующими территориальными притязаниями Пекина. Ситуация также осложняется тем, что Вьетнам и Бирма не обладают достаточными финансами, чтобы участвовать в этой концессии. «Однако Китай нашел решение, благодаря которому эти две страны могут войти в проект — они должны будут предоставить Пекину доступ к добыче сырья. Так, в обмен на финансирование бирманского участка правительство этой страны должно предоставить Китаю месторождения лития», — поясняет китайский чиновник. Такая же схема сотрудничества предполагается и для других азиатских стран: «Мы хотели, чтобы эти страны платили нам природными ресурсами, а не собственными инвестициями».
Как признается Ван, железные дороги проекта также предназначены для перевозки сырья, контейнеров и прочих грузов. На самом деле около 80% оборота проекта будет приходиться именно на грузовые составы.
Наименьшие проблемы по прокладке пути, как уверяет Ван, Китай будет иметь с Россией. «Китай и Россия уже договорились о высокоскоростной железнодорожной линии через всю Сибирь, где живет 1 миллион китайцев», — дополняет он.
По словам Вана, «мы также уже провели разведку и изыскательские работы для европейской сети, со странами Центральной и Восточной Европы обговариваются принципиальные моменты проекта». Киргизия и Таджикистан уже дали официальное согласие на участие в проекте. Ван говорит, что строительство трассы уже началось в китайской провинции Юннань.
Однако британское издание Economist указывает, что наибольшие проблемы на пути реализации проекта у Китая могут возникнуть с Индией. «Индия с большим подозрением относится к любым попыткам Китая расширить сферу своего влияния в регионе», — пишет Economist.
А с европейцами проблемы могут возникнуть на стадии выбора экспрессов для проекта. Так, немцы лоббируют участие поездов Siemens, а китайцы хотят использовать свою технику, которая, кстати, производится с участием этой компании, а также японской Kawasaki. Так, современный китайский экспресс, который был пущен в прошлом году между городами Ухань и Гуанчжоу, изготовлен с использованием технологий этих двух компаний. Поезд развивает скорость до 400 км/ч.
Интересно, что еще в 1993 году средняя скорость пассажирских составов в Китае составляла 43 км/ч, а в 2009 году — около 90 км/ч. Для сравнения: в России этот показатель — около 70 км/ч. При этом между крупными китайскими городами поезда осуществляют сообщение со скоростью до 200 км/ч. В общей сложности до 2020 года китайское правительство собирается потратить на железные дороги около 700 млрд долларов (40% этой суммы уже освоено за 2000−2010 годы), а численность занятых в этом сегменте экономики увеличится с нынешних 1,3 млн человек до 3 млн.