Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
25 марта 2010 16:58

Наследие Чубайса снова нуждается в реформе

Модернизация российской электроэнергетики пока происходит только в головах высоких чиновников

49

26 марта в Экспоцентре завершилась международная выставка RUSSIA POWER (Электроэнергетика России), которая была призвана представить результаты реформирования электроэнергетической отрасли страны. Однако большинство экспертов считают, что эта правительственная реформа если не провалилась, то уж точно основательно застопорилась. Можно констатировать, что главная ее задача — привлечение частных инвестиций в электроэнергетику, до сих пор не выполнена. Правда, в ходе распродажи пакетов акций компаний РАО «ЕЭС» эта задача была частично решена — одним из условий для их приобретения были обязательные инвестиции новых владельцев. Но, к сожалению, это были всего лишь «одноразовые» вложения, и даже их премьер-министру Владимиру Путину пришлось добиваться весьма строгими напоминаниями. А ключевая задача реформы — создание конкурентного рынка электроэнергии, цены которого не регулируются государством, а формируются на основе спроса и предложения, еще очень далека от решения.

Конечно, во многом помешал кризис, который до сих пор продолжает влиять на инвесторов, опасающихся вкладывать деньги в долгосрочные энергопроекты, но ведь без развития электроэнергетики выход промышленности из стагнации становится просто невозможным. Получается замкнутый круг.

На днях председатель комиссии по науке и промышленной политике Мосгордумы Вадим Кумин выступил перед коллегами в Госдуме со своим видением этой проблемы.

— Сегодня российская энергосистема располагает 600 электростанциями с общей установленной мощностью 216 ГВт. Много это или мало? — спрашивает Вадим Кумин. — Для сравнения — общая установленная мощность электростанций Китая в 2008 году равнялась 740 ГВт, в этом году китайцы выйдут на показатель в 798 ГВт, да и мы в 2010 году должны поставить в северные провинции Поднебесной не менее 1 млрд. кВт на сумму свыше 40 млн. долларов. Что касается США, то там установленная мощность в 4,5 раза выше, чем в России.

Наше положение в электроэнергетике усугубляется изношенностью и без того морально устаревшего оборудования, отработавшего свой ресурс. Основная часть оборудования электростанций, действующего сегодня, уже несколько лет назад выработала свой ресурс и требует не «латания дыр» с помощь ремонта, а самой основательной модернизации. И еще не известно, стали бы мы сегодня бить тревогу по этому поводу, не случись в прошлом году страшная трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС. Думаю, именно эта авария подстегнула и руководство страны к решительным действиям по наведению порядка в отрасли, попытке нащупать механизмы, как правовые, так и административные, по привлечению частных инвестиций в электроэнергетику, — утверждает депутат.

Здесь самое время пояснить, что член фракции КПРФ в Мосгордуме Вадим Кумин, который возглавил комиссию по науке и промышленной политике — человек в партии новый. Однако в 2007 году он баллотировался по списку коммунистов в Госдуму от Челябинской области. Долгое время работал в РАО «ЕЭС», но подчеркивает, что пригласил его туда первый президент компании Дьяков — энергетик советских времен. В 2004 году В. Кумин стал первым замом гендиректора компании «Технопромэкспорт», затем он баллотировался в Мосгордуму. В должности главы профильного для него комитета он вряд ли станет радикальным оппонентом московских властей, зато, скорее всего, будет активно сотрудничать с коллегами из Госдумы в решении проблемы реформирования электроэнергетики страны.

—  Да, результаты «чубайсовской» реформы в электроэнергетике небезгрешны и нуждаются в доработке. Но ведь рыночный фундамент для совершенствования отрасли заложен. Надо его укреплять, а не разрушать, шарахаясь снова в сторону монополизации энегроактивов и поиска новой государственной альтернативы приснопамятной РАО «ЕЭС России», — призывает Вадим Кумин. — Сегодня специалисты в области электроэнергетики признают две основных пути развития отрасли: либеральный американский и китайский государственно-административный. Оба, кстати, дали хорошие результаты.

Например, Китай сумел организовать проработку своей энергетической стратегии, привлекая широкий круг своих и зарубежных экспертов. У нас в таких масштабах ничего подобного нет. В условиях затянувшегося мирового финансово-экономического кризиса, Китай не первый год демонстрирует самые высокие темпы роста ВВП, а наращивание производственных мощностей невозможно без их энергетического обеспечения. Чтобы как можно быстрее ликвидировать дефицит электроэнергии, наши соседи готовы покупать ее в России. Но это не выход из положения, поэтому КНР делает упор на самообеспечение электроэнергией. Еще один инструмент ликвидации дефицита электроэнергии — ее рачительное использование. Главный принцип — наказание пассивных и поощрение обеспечивающих сокращение электропотребление. Причем, меры наказания весьма суровы — вплоть до закрытия энергорасточительных предприятий. И результаты поразительные.

США в начале 90-х годов прошлого столетия столкнулись с той же, что и Россия, проблемой — массовой выработкой основных фондов электроэнергетики. Что предприняли американцы? Они не отказались от строительства новых станций, понимая, что новые электростанции — это передовые технологии, шаг вперед в конкурентной борьбе. Но акцент сделали на модернизации существующих, на продлении сроков их коммерческой деятельности. Координацией этой работы занималось министерство энергетики, программа по модернизации стартовала в начале 90-х и завершена в 2003 году, за это время США модернизировали тепловые станции общей мощностью около 225 млн. кВт, что сопоставимо с установленной мощностью всех российских электростанций. При этом масштабы экономии впечатляют.

Особо подчеркну ведущую роль в этом процесс минэнергетики США. Оно готовило нормативную базу по техническому аудиту станций, рекомендации по различным схемам реновации, взяло на себя не только роль регулятора, но и функции бизнес-консультанта частных энергетических компаний. Кроме того, и это весьма важно для нас, часть прибыли частных компаний, направленная на модернизацию станций, была освобождена от налогов. Для России такой подход актуален не только из-за нехватки денег. Есть и другая, не менее острая проблема, о которой стараются умалчивать. У нас просто не хватает специалистов-профессионалов для строительства новых станций. Почему так случилось — это отдельная тема, — констатирует депутат.

Однако здесь можно поспорить — профессионалы-строители электростанций, причем, еще с советским опытом работы у нас пока есть. С одним из них — Валерием Зайцевым, генеральным директором компании «Энергопроект», мы побеседовали на выставке в Экспоцентре.

«СП»: — О реформировании электроэнергетики мы с вами разговаривали в прошлом году, тогда вы сказали, что ситуация пока неясна. За это время что-то изменилось?

— Пока ничего особо не изменилось. Правда, согласно тем планам ОГК и ТГК, которые нам известны, на ближайшие три года запланировано введение по 4,5 тыс. МВт новых мощностей, причем, это будут строиться в основном новые мощности, обновление касается лишь 10−15% запланированного объема. Однако, авария на Саяно-Шушенской ГЭС показала, что кроме строительства новых электростанций, значительные усилия должны быть направлены и на поддержание в рабочем состоянии существующих мощностей. Ведь каждый год из строя должно выводиться достаточно много оборудования, которое уже отработало по 40 и более лет. Например, те блоки, которые я строил еще в 1967 году, до сих пор работают. В общем, работы для таких компаний как «Энергопроект», в стране достаточно. Но нужна ясность со стороны новых владельцев энергокомпаний, нужны четкие ориентиры для планирования работы на какой-то обозримый срок.

«СП»: — А государство в этом помогает, или все ограничивается лишь словами с высоких трибун?

— Был разговор о создании резерва мощностей в электроэнергетике, который исчерпан еще года два назад. Этот резерв мощности планировалось создавать по отдельным договорам под гарантии государства. Правительство должно было гарантировать инвесторам возвратность средств и окупаемость затрат в течении семи-восьми лет, по таким договорам планировалось построить около 7−8 тыс. МВТ. Но нынешние цифры говорят о том, что запланированное строительство явно не покрывает дефицита мощностей, которые должны пополнить этот резерв. Поэтому, я думаю, что все-таки нужно возвращаться к тем параметрам реформы энергетики, которые были у РАО «ЕЭС». Для сравнения, я еще помню советские времена, когда в пятилетку планировалось обновлять по 5−6 тыс. МВТ ежегодно, плюс к тому, что строительство новых мощностей составляло порядка 10 тыс. МВт — цифры просто несопоставимые с нынешними.

«СП»: — Видимо, сказываются последствия кризиса. А запланированный объем мощностей достаточен для того, чтобы загрузить работой все существующие строительные компании?

— Запланированный ежегодный объем строительства мощностей явно недостаточен для загрузки всех компаний, потому что они создавались под более грандиозные планы реформирования энергетики. Поэтому, конечно, конкуренция большая: если раньше был рынок поставщика, то сейчас у нас рынок заказчика. Но мы к этому готовы, лишь бы он работал по определенным правилам. Пока же наблюдается некий разброд: пришло большое число новых заказчиков, и каждый по-своему понимает правила проведения конкурсов и составления документации, у каждого свои требования к договорам и так далее. Такое разнообразие создает трудности для работы на рынке. Кроме того, сейчас на рынке достаточно много заказчиков, которые принимают решение поменять генподрядчика уже в процессе работы над проектом. Конечно, чаще всего ситуация справедливая — те, кто взялся за работу, не очень хорошо с ней справляются. Но есть и другие случаи, когда заказчик просто выбирает более экономный вариант, не считаясь с планами и затратами подрядчика. И это сильно бьет по нашим инжиниринговым компаниям.

«СП»: — Кризисные проблемы с финансированием проектов как-то разруливаются?

— Сейчас банки стали предлагать гораздо больше кредитов, но ставки по ним достигают 18−20%, поэтому для многих компаний они просто недоступны — такие деньги невозможно отбить в области энергостроительства. Это невероятная ситуация, когда для пополнения оборотного капитала компании должны привлекать деньги под такие проценты. Поэтому мы, как и все остальные участники рынка, ожидаем от государства помощи с финансированием проектов в части льготных кредитов. При нынешних ставках кредитования коммерческих банков ни одна компания не потянет крупного проекта. Есть проблемы и с выдачей гарантий заказчикам, которые тоже могло бы решить государство. Если бы все это решилось, было бы неплохо. Тогда нам оставалось просто больше работать и все.

«СП»: — У нас в России «просто» ничего не бывает. А льготное кредитование в рамках президентской программы модернизации не просматривается?

— Ничего конкретного я об этом пока не слышал, хотя, сначала такой разговор шел. Конечно, было бы разумно выдавать такие льготные кредиты в первую очередь под большие инфраструктурные электроэнергетические проекты, где государство вполне могло бы поучаствовать в строительстве деньгами. Подобные примеры есть в Китае, Белоруссии, где компании выходят на крупные энергетические проекты с льготным кредитованием. Но это главным образом вопрос заказчика — если у него будут льготные деньги, то он будет регулярно платить нам за работу. У нас же, к сожалению, государство заказчикам пока не помогает. Поэтому они зачастую говорят нам: ребята, сейчас главное выжить, поэтому работайте без прибыли — выживайте.

«СП»: — Но хоть надежды на «светлое будущее» у вас есть?

—  Сейчас у нас есть несколько хороших проектов. И надежды на будущее тоже есть, в том числе и связанные с этой выставкой. Хотя, как правило, на выставках заказов не ищут, скорее — новых партнеров. Но и заказчики приходят, присматриваются к подрядчикам — на перспективу, таким образом, расширяется круг наших потенциальных клиентов. Мы надеемся на то, что Россия — большая страна, не то еще переживала, и все ее нынешние трудности тоже временные.

Последние новости
Цитаты
Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня