Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Пенсионная афера: Власти денег мало, она думает, как снова развести стариков

Из-за безответственных шагов Минэкономразвития выплаты от НПФ рискуют составить жалкие сотни рублей вместо нескольких тысяч

86782
Материал комментируют:

Министерство экономического развития приняло решение углубиться в проблемы российского рынка пенсионного страхования, возникших из-за проводимой пенсионной реформы. Соответствующая профильная группа ведомства уже провела свое первое заседание на минувшей неделе.

Как сообщает, в частности, «Коммерсантъ» со ссылкой на собственные неназванные источники, Минэкономразвития хочет сформировать собственную экспертизу по вопросам пенсионной системы, чтобы работать по ним в процессе согласования законодательных инициатив или даже выступать их инициатором. В ходе мероприятия также рассматривались различные варианты в сфере ограничения переходных кампаний по обязательному пенсионному страхованию (ОПС). Кроме того, участники встречи обсудили концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК), разрабатываемую в настоящее время Центробанком и Минфином.

Учитывая, что в настоящее время основными экспертами по вопросам пенсионного страхования сейчас являются как раз Центробанк и Министерство финансов, игроки этого рынка опасаются, что появление нового участника может серьезно затянуть решение накопившихся вопросов в сфере регулирования работы негосударственных пенсионных фондов (НПФ) и еще большее ударит по пенсионной реформе.

Кстати, после того, как правительство взялось за эту пенсионную реформу и приняло людоедский закон о повышении пенсионного возраста, НПФ сохранили для россиян возможность получения пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению (НПО) в прежних возрастных рамках: 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Примечательно, что в свое время именно Минэкономразвития давало отрицательный отзыв на эту норму, предусматриваемую законом «О НПФ».

Обсуждая с «СП» перспективу предпринятых Министерством экономического развития шагов, аналитик ГК ФИНАМ Алексей Коренев объяснил их тем, что пенсионная реформа сильно буксует.

— Прошлогоднее повышение возраста выхода на заслуженный отдых и предпринятые тогда же попытки реализации некоторых законодательных новаций в этой сфере какого-то радикального улучшения не произвели, хотя именно это от них и ожидалось, — подчеркнул эксперт. — Да, бюджетный трансферт в пенсионный фонд России несколько снизится, однако россияне совершенно не стремятся нести свои деньги в НПФ, потому что предыдущий опыт показывает, что чаще всего это оборачивается их потерей.

Читайте также
Разгонять оппозицию придется до 50: Кремль отблагодарит полицию пенсионной реформой Пока стражам порядка, в отличие от гражданских, подняли предельный возраст, но не забрали деньги, но это ненадолго

Здесь нужны действительно серьезные изменения, однако складывается впечатление, что правительство, прекрасно это понимая, тем временем не знает, в каком направлении тут нужно действовать, предлагая наугад попробовать то одно, то другое, то третье. В итоге, доверие россиян к пенсионной реформе упало ниже некуда. Поэтому и инициируются всевозможные комиссии и совещания, чтобы заставить граждан нести деньги в фонды при том, что большинство из них однозначно для себя решило, что гораздо проще и надежнее доверять в этом плане банковским вкладам.

«СП»: — Принимая во внимание последние высказывания главы Минэкономразвития Максима Орешкина, вызывающие саркастическую улыбку у многих независимых экспертов, можно ли говорить о том, что Минэкономразвития в целом является компетентным экспертом в вопросах пенсионного законодательства, в том числе той самой пенсионной реформы?

— Думаю, нет, и объясню, почему. Потому что пока нет четкого понимания, в каком направлении двигаться и что предпринимать. И в силу отсутствия внятной концепции действий любые подвижки воспринимаются как попытки нащупать дорогу в темноте наугад — авось, да повезет и она окажется выигрышной. Впрочем, кроме принятого в жестком директивном порядке решения о повышении пенсионного возраста, которое представлялось чиновникам четким и ясным, все остальное и до этого времени выглядело именно так.

«СП»: — Почему же?

—  Потому что так называемая «медицина пожилых» не создана, механизм обеспечения предпенсионеров работой не функционирует, все работодатели прекрасно знают, как обойти законодательный запрет на увольнение сотрудника пожилого возраста. В таких условиях, повторюсь, неудивительно, что Минэкономразвития пытается с помощью экспертных групп изыскать хоть какие-то пути привлечения средств россиян в пенсионные фонды.

— Логично предположить, — развил мысль руководитель департамента социального развития аппарата Федерации независимых профсоюзов России, кандидат экономических наук Константин Добромыслов, — что ведомство, наряду с Минфином и Центробанком, являющимся сейчас администратором страховой системы пенсионных фондов, также заинтересовано в этих финансовых ресурсах. Причем Минэкономразвития проповедует иной подход к этим «длинным» деньгам.

«СП»: — Ну, так, возможно, в спорах о подходе к ним и родится та самая истина, которой так не хватает российской пенсионной системе?

— Здесь есть одно очень серьезное «но». Самое главное условие пенсионного страхования состоит в том, чтобы собранные фондами средства (а это, на минуточку, по средним оценкам, от 3 до 5 триллионов рублей) вернуть застрахованным получателям пенсий. Но когда разговор заходил о деятельности НПФ, этот вопрос, к сожалению, всегда оставался на задворках. Все были уверены, что деньги соберут, но никто не расписывал конкретный механизм их возврата, кроме расплывчатых обещаний «как-то вернуть» на фоне «хорошей доходности». Причем таковая получалась только у самих фондов, а вот у непосредственных получателей пенсий — не получалась.

«СП»: — По какой причине не получалась?

— Потому что люди, занимающиеся инвестированием, никак не могут взять в толк, что деньги надо вкладывать в ликвидные активы. Вместо этого их вкладывают в активы неликвидные. Покупают, например, какие-то «мусорные» бумаги за бесценок, причем у своих же аффилированных компаний, а потом говорят — извините, мы хотели, но ничего не получилось, прибыли нет, что же поделать, вернем вам по номиналу лет через 40. Но за это время деньги обесценятся раз в 60, так что вместо условных 10 тысяч рублей пенсия составит рублей 150. Кому она такая нужна? По закону-то получается все правильно и хорошо, обязательства перед застрахованными выполняются, но по существу-то последние остаются без денег!

«СП»: — Может, Минэкономразвития сможет-таки прикрыть эту лазейку, и россияне в массе своей все же начнут получать более или менее приличные пенсии?

— Дело в том, что у НПФ и без того ежегодно меняются формулы расчета пенсий. Там период условной ее выплаты каждый год увеличивается, что означает сокращение ее размера. Причем это установлено на законодательном уровне.

«СП»: — Стоит ли предполагать, что именно эту систему и собирается ломать Министерство экономического развития, говоря о перспективных законодательных инициативах в пенсионном законодательстве?

— Минэкономразвития полагает, что здесь оно найдет некий финансовый ресурс, но все время забывает о том, что по финансовым обязательствам надо отвечать. Видимо, рассчитывает, что собранные деньги через 40 лет возвращать не придется. За это время много чего может произойти, да и кто доживет до этого срока — тоже вопрос.

Читайте также
Пенсионная реформа: Для россиян выборы станут референдумом доверия к власти Чем ближе день голосования, тем очевиднее становится, чего больше всего боятся в Кремле

«СП»: — А вот это намерение ведомства влезть в обсуждение системы ИПК, по поводу которой монетарные власти страны никак не могут прийти к компромиссу, чем объясняется? Не приведет ли появление третьего игрока в партии к полной неразберихе?

— Лично я уверен, что чем больше экспертов будет обсуждать концепцию индивидуального пенсионного капитала, тем полнее и лучше будет освещен вопрос. Но глобальная проблема тут заключается в том, что ни одно изменение пенсионной системы в России не подтверждалось фундаментальными экономическими расчетами.

Боюсь, в этот раз все получится точно так же. Сначала последуют какие-то декларативные заявления, потом кто-то что-то подсчитает, потом, как водится, что-то где-то не сойдется, но поскольку заявленную идею продвигать все же надо, расчеты запрячут под сукно и скажут — давайте делать вот так, поскольку это хорошо просто потому. что мы так сказали.

Но даже если производить расчеты, что называется, на пальцах, становится понятно — должен быть хороший инвестиционный климат, рост ВВП и развитие экономики. Но прогнозы даже по мировому росту ВВП невысоки, а механизм ИПК начинает нормально работать только в том случае, когда на выходе, у самого пенсионера, а не у НПФ и управляющих компаний, появляется доходность в размере более 7% от уровня существующей инфляции. Но, к сожалению, после того, как все эти УК и НПФ забирают свою долю прибыли с денег застрахованного у лица, у этого самого лица никакой прибыли уже не остается.


Новости пенсионной системы: В обществе есть запрос на пенсионную реформу в полиции

Проблемы пенсионной системы: Кошмар Кремля: Страшнее пенсионных бунтов только борьба за смену власти

Последние новости
Цитаты
Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня