В среду, 21 апреля президент Дмитрий Медведев посетил с внеочередным однодневным визитом Харьков для встречи с украинским президентом Виктором Януковичем. Это уже пятая встреча президентов России и Украины за последние два месяца, которая предшествует официальному визиту Медведева в Киев, запланированному на вторую половину мая. Нынешняя встреча была вызвана необходимостью объявить, наконец, цену уже обещанной скидки на газ для Украины, которой мы ожидаем уже почти неделю. Другой стороной интриги станут экономические предложения Украины, компенсирующие миллиардные потери стоимости российского экспорта.
Впрочем, не только необходимость озвучить решения по газу вновь привела Медведева в Киев. Как заявил президент агентству «Интерфакс»: «Соскучились, знаете ли, и это неплохо». Добавив, что готов обсуждать с украинским коллегой «все, что является актуальным и сверхактуальным для наших отношений». При этом Медведев признал, что интенсивность контактов руководства России и Украины действительно приобрела «беспрецедентный характер».
Оптимальную цену на газ в интервью «5 каналу», вышедшем в эфир во вторник вечером, объявил вице-премьер Украины Сергей Тигипко: «Я считаю, что наша цена должна быть 230−240 долларов за тыс. кубометров». То есть, размер скидки на экспортный российский газ составит около 3 млрд долларов, а не 4 млрд, как мечтали украинцы.
«Если удастся достигнуть этой цены, то я считаю, что это будет справедливым по отношению к Украине, которая является большим потребителем и должна рассчитывать на какое-то снижение за счет объема и которая, все-таки, является страной с переходной экономикой», — пояснил Тигипко. В итоге, как сообщил на днях первый вице-премьер Украины Андрей Клюев, страна сможет принять бюджет и быстро оформить кредит у МВФ, который пойдет на оплату того же российского газа. В общем, с этим все в порядке, очередная «газовая война» отменяется.
Однако здесь нужно заметить, что страна «с переходной экономикой» после кризиса демонстрирует гораздо лучшие результаты, чем одна из «развитых» членов G-8 Россия. ВВП Украины, по подсчетам Госкомстата, в первом квартале нынешнего года вырос на 5%, сообщил вице-премьер Сергей Тигипко, а в марте рост ВВП Украины по отношению к предыдущему месяцу составил все 6,8%. Эти цифры не идут ни в какое сравнение с более чем скромными показателями «энергетической сверждержавы», ведь рост ВВП российской экономики по итогам первого квартала составил всего-то 0,6%. Об этом сообщила министр экономического развития Эльвира Набиуллина, добавив, что по итогам марта ВВП России вырос на 4,8%. Так кому же из двух стран надо просить помощи?
Но Россия предпочитает справляться со своими (и украинскими?) проблемами сама, а уж «Газпром» — тем более. Поэтому, как сообщает в среду украинское агентство Р&Б, «Газпром» будет вводить европейские цены на внутренний газ для потребителей Дальнего Востока, который будет поступать по газопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток. Теперь газ обойдется дальневосточным россиянам в 400 долларов за тыс. кубометров, в отличие от 230 долларов для украинцев. Как сообщается, таким способом монополия намерена окупить затраты «на трубу». А может — миллиардные потери от украинского экспорта?
Как сообщается, в конце будущего года «Газпром» обещает сдать в эксплуатацию первую ветку газопровода Сахалин — Хабаровск — Владивосток протяженностью около 1,35 тыс. км. При этом переговоры с потенциальными потребителями газа в дальневосточных регионах о его цене начались уже сейчас, и запросы «Газпрома» оказались «европейскими». Например, газовый монополист предложил для Хабаровска цену 10−12 тыс. рублей или 344 — 413 долларов за тыс. кубов. По словам источника издания, даже если цену удастся несколько сбить, все равно она будет одной из самых высоких в России. Вот такая занимательная арифметика получается.
Не исключено, что именно дороговизна газа стала одной из причин, почему новая электростанция на Сахалине мощностью 330 МВт, которая должна заменить устаревшую Вахрушевскую ГРЭС, будет работать на угле. В «Газпроме» отказались комментировать цену газа для Дальнего Востока, отметив лишь, что компания обсуждает с профильными министерствами и ведомствами вопросы, связанные с определением цены на газ, который будет поставляться российским потребителям по газопроводу Сахалин — Хабаровск — Владивосток.
«Газпрому» не нужен «Антонов»
В среду был опубликован текст соглашения, который должны были подписать в Харькове президенты Украины и России. Согласно этому договору о сотрудничестве в авиастроении, опубликованном «Украинской правдой», 50% плюс 1 акция украинского концерна «Антонов» перейдет в авиакорпорацию России.
Кроме того, по информации в печати, обсуждается договор о поставках ядерного топлива для украинских АЭС, соглашение с российской компанией «ТВЭЛ» о строительстве завода по обогащению урана, а также двух энергоблоков Хмельницкой АЭС. И доступ к таким украинским стратегическим промышленным объектам, таким как Одесский припортовый завод, концерн «Стирол», «Лугансктепловоз», Кременчугский НПЗ, завод авиадвигателей «Мотор Сич» и харьковский «Турбоатом».
О том, насколько это выгодно для российской строны, «СП» спросила у старшего научного сотрудника Центра развития ГУ-ВШЭ Сергея Пухова.
— Понятно, что цены снижаются на треть, ясно, что для «Газпрома» это обернется потерями в размере трех миллиардов. В качестве компенсации Украна предлагает ряд экономических преференций, но нужно понимать, что «Газпром» — это, конечно, государственная, но все же не бюджетная компания. Он будет продавать газ по меньшей цене, терять прибыль, и никакого отношения к самолетам, металлургии и атому он не имеет. Единственное, что может как-то компенсировать ему потери, это решение украинской стороны о передаче в совместное управление подземных газовых хранилищ на западе страны. Конечно, здесь невозможно подсчитать прибыль в денежном выражении, но таким образом «Газпром» получает гарантии, очень важные для поставщика газа в Европу.
«СП»: — Говорят, ему обещают открыть доступ на внутренний рынок Украины через участие в приватизации облгазов. Это ведь тоже прибыль?
— Конечно, в нынешней ситуации на европейском рынке «Газпром» очень интересуется розницей, потому что сейчас разворачивается очень серьезная борьба за рынки сбыта. Причина в том, что на европейские рынки выходит африканский Катар, потерявший американский рынок, он демпингует ценой на розничном рынке, и ситуация для «Газпрома» складывается самым негативным образом. Если такое соглашение будет принято на встрече президентов, это тоже будет для него компенсацией. Таким образом, в общем получается, что «Газпром» все же больше теряет на этой сделке.
Кстати, вице-премьер Украины Сергей Тигипко недавно заявлял, что Украина не отдаст свое авиастроение в обмен на дешевый российский газ. «Я могу сказать, что сейчас нам не ставят какие-то жесткие условия, что, пожалуйста, отдайте завод „Антонов“, Харьковский завод или другие. На заседании нашего правительства вопросы по конкретным предприятиям не обсуждались. И, насколько я знаю, хотя я не являюсь участником переговоров, вопрос относительно предприятий авиастроения и других предприятий пока прямо не стоит», — пояснил Тигипко. Так что передача этих предприятий — еще не факт.
А вот продление срока базирования российского Черноморского флота в Крыму после 2017 года можно назвать фактом свершившимся. «Мы подписали соглашение, в котором предусматривается, что срок пребывания российской базы на территории Украины продлевается на 25 лет с правом продления на следующий пятилетний период в случае, если ни одна из сторон не заявит о необходимости прекращения этого соглашения», — пояснил президент Дмитрий Медведев. По его словам, это соглашение создает уверенность и повышает гарантии европейской безопасности в Причерноморском бассейне. Президент Украины с ним согласен, однако именно этот пункт соглашений вызвал целый шквал негодования украинских политиков.
ВЗГЛЯД ИЗ КИЕВА
Андрей Парубий, «Наша Украина»:
«Это соглашение можно назвать как декларацией намерений Януковича, но ни в коем случае как факт, который он может решать. Срок пребывания Черноморского флота, предусмотрен Конституцией Украины (до 2017 года, — ред.) и, соответственно, не только соглашения, подписанные Януковичем, но даже закон не может иметь высшей силы, чем положение Конституции Украины. В украинском парламенте не наберется 300 депутатов, которые смогли бы пойти на такой позорный шаг, как ограничение суверенитета своего государства.
Поэтому подписание этого соглашения скорее можно декларировать как политическую оценку Януковича как государственного деятеля, а не как реальное действие".
Николай Томенко, вице-спикер Верховной Рады (Блок Юлии Тимошенко)
«Действующая власть Украины не может предложить в обмен на дешевый газ выгодное для России решение вопросов размещения российского Черноморского флота без всеукраинского референдума.
Украинские переговорщики должны еще раз перечитать Конституцию и знать, что без украинского народа, т.е. без референдума, принцип нынешней украинской государственности, который обеспечен в статьях 2, 10, 17 (Конституции Украины) нельзя изменить в 300 голосов.
Статьей 17 раздела «Общие положения» Конституции Украины запрещается размещение на территории Украины иностранных военных баз. Эту статью нельзя ликвидировать даже голосованием в 300 голосов в парламенте.
События и инициативы новой власти свидетельствуют, что определенная часть окружения Виктора Януковича всячески пытается превратить его в президента «русскоязычной Украины».
Борис Тарасюк, депутат Верховной Рады, Народный Рух, экс-глава МИД Украины:
«Ведя неприемлемые для Украины газовые переговоры с Россией, отказываясь от членства в НАТО, позволяя интегрировать отрасли промышленности в российские сферы, действующая власть демонстрирует свое намерение сдать национальные интересы Украины. Это отказ от собственных национальных ценностей и исторической памяти, отказ от внешнеполитической идентичности, включающий отказ от позиции Украины как регионального лидера. Мы будем находить различные формы противодействия, в том числе — массовые акции».
Олег Медведев, депутат Верховной Рады, Блок Юлии Тимошенко, один из главных пиарщиков БЮТ:
«Чтобы снизить цену на газ таким образом, хватит одной извилины. И не нужно ни капли совести, ни грамма патриотизма. Газовые соглашения Тимошенко были не доскональными. Да, газ стоил денег, но Родину она не продавала».