На прошедшей неделе акции «Русала» на Гонконгской бирже упали в цене с 11 гонконгских долларов на размещении до 7, капитализация алюминиевого гиганта обвалилась более чем в 1,5 раза, сообщает РБК. Впрочем, падение стоимости акций частично связано со снижением цен мирового рынка на алюминий, которые за месяц снизились на 20%, но эксперты считают, что главной причиной стал годовой отчет «Русала».
Казалось бы, по сравнению с предыдущими убытками в 6 млрд. долларов, компания в 2009 году наконец продемонстрировала чистую прибыль в размере 821 млн. долларов. Однако, как считают аналитики, половина этой прибыли получилась за счет резкого роста капитализации «Норникеля», четверь которго принадлежит Олегу Дерипаске. Этот «золотой пакет» лишь за I квартал прошлого года дал 32% прибыли, подорожав почти до 9 млрд. долларов. В итоге, участие в капитале «Норникеля» принесло «Русалу» 263 млн. долларов, без которых компания получила бы убыток в размере 16 млн. долларов, утверждает аналитик UniCredit Марат Габитов.
Но это еще не все, что Дерипаска хочет поиметь с «дружественной» структуры олигарха Владимира Потанина. Алюминиевый холдинг потребовал от «Норникеля» 3 млрд. долларов дивидендов, или 115% прибыли за 2009 год, но руководство компании наотрез отказалось от такой «благотворительности», публично раскритиковав непомерные требования Дерипаски, сообщает агентство «Финмаркет». Это решение компании поддержал другой крупный акционер «Норникеля» Владимир Потанин.
Скандал «в благородном семействе» начался еще в апреле, кода стало известно о планах Дерипаски войти в совет директоров «Норникеля». По словам олигарха, главная его задача — решить проблемы с долгами и улучшить операционные результаты «Русала». «У меня будет больше времени помогать „Норникелю“ осуществлять производственный рост», — пояснил Дерипаска. Необходимость своего участия в управлении компанией он объяснил большим опытом работы в секторе. «Я думаю, я смогу встряхнуть немножко любую организацию», — передает его слова агентство «Интерфакс».
Интрига в том, что когда Дерипаска два года назад купил акции «Норникеля» за «наличку» у бизнесмена Михаила Прохорова, он несколько месяцев конфликтовал с другим его акционером — владельцем «Интерроса» Владимиром Потаниным. И только в конце 2008 года партнеры, у которых сейчас по 25% акций никелевого предприятия, смогли заключить перемирие, одним из главных условий которого стал трехлетний «мораторий» на вхождение кого-нибудь из них в совет директоров «Норникеля». В результате в составе директоров не было ни Потанина, ни Дерипаски, ни другого крупного акционера — совладельца «Реновы» Виктора Вексельберга, ни Михаила Прохорова, который до сих пор является акционером «Русала». Не было в совете и еще одного владельца небольшого пакета акций (4%) «Норникеля» — главы «Металлоинвеста» Алишера Усманова, также отсутствуют среди директоров представители государственного банка ВЭБ, который купил 3,7% акций на рынке в рамках размещения.
Так как три года «моратория» пока еще не прошли, эксперты гадают, чего можно ожидать после такого «нарушения конвенции» со стороны Дерипаски. Однако сам глава «Русала» заявил, что его намерение стать членом совета директоров не противоречит ранее заключенному между акционерами «Норникеля» соглашению.
Дерипаска стал своим в Кремле
Прошли времена, когда в начале 2009 года Дерипаска был в опале, и в своем письме он просил председателя правительства Владимира Путина посодействовать ему в реструктуризации огромных долгов перед отечественными банками. Сейчас правительство всеми силами помогает Дерипаске: например, в проведении IPO в Гонконге, где государственный ВЭБ даже потратил на покупку бумаг компании деньги Фонда национального благосостояния, который правительство бережет как зеницу ока. Даже требовательный «Альфа-банк» тут же согласился на реструктуризацию кредита, который до этого хотел потребовать через суд. И западные кредиторы после этого тоже пошли на мировую. Что же произошло, выходит Дерипаска опять в фаворе у власти?
— Начнем с того, что мы фактически не знаем, кто является бенефициаром (получателем доходов) объединенной компании «Русал», которая прописана на острове Нью-Джерси. Поэтому говорить конкретно о Дерипаске здесь можно, но весьма условно, — поясняет экономист, профессор Никита Кричевский. — Это островной оффшор, в котором требований по раскрытию информации о конечных бенефициарах компаний не существует. Приходи, плати 1200 евро за регистрацию компании, и в течение года можешь свободно пользоваться всеми благами островного финансового рая. В этот тариф все включено. Притом, что только с дивидендов Красноярского алюминиевого завода по итогам прошлого года, если бы финансовая компания Дерипаски была прописана в России, он должен был бы заплатить налогов 2 млрд. 149 млн. рублей.
Не совсем понятно, кто сегодня является хозяином «Русала». По официальным сведениям, это господин Дерипаска. Но то, что государство сейчас так активно участвует в этом процессе, говорит, что либо у него есть договоренность с правительством, либо в числе бенефициаров компании находятся государственные структуры, о которых мы не знаем. Конечно, сами эти структуры нам наверняка известны, но мы пока не знаем, что они владеют акциями «Русала», — полагает экономист.
Между тем, эксперты считают, что «Русал» является «абсолютным чемпионом в отрасли в области оптимизации налогообложения». Центр получения прибыли алюминиевого холдинга находится на острове Джерси, где зарегистрированы сама компания и ее главный трейдер RTI Limited, а две другие две компании — RS International и Rusal Marketing, участвующие в цепочке производства и продажи сырья, зарегистрированы в Швейцарии. В результате такой оффшорной схемы его эффективная ставка налога на прибыль составила в прошлом году всего лишь около 9%. Для сравнения, китайская алюминиевая компания Chalco замплатила в казну 26,9%, а канадская Alcoa — 43,2%.
На шее у «Норникеля»
Тем временем, «Норникель» и без «встряски» Дерипаски показывает весьма неплохие результаты. Размер дивидендов компании по итогам 2009 года составляет 1,3 млрд. долларов, или 50% чистой прибыли. Выплаты на акцию — 6,7 доллара, или 210 рублей. Основную часть дивидендов должны получить «Интеррос» Потанина и «Русал» Дерипаски — на долю каждого из них приходится около 331 млн. долларов. Но «Русал» такая сумма не устраивает.
Компания потребовала от «Норникеля» выплатить 3 млрд. долларов, несмотря на то, что вся прибыль за 2009 года составляет 2,65 млрд. И не удивительно, ведь Дерипаске нужно платить долг по кредитам, который равен 12 млрд. долларов, из которых 7 млрд. приходится на зарубежные банки. В «Норникеле» на это ответили, что «одна компания не может существовать за счет другой», а в «Интерросе» предложение «Русала» назвали «безрассудным», так как для выплаты таких дивидендов пришлось бы использовать заемные средства, что «оголило бы компанию, оставив ее без ресурса прочности».
Однако в самом «Русале» уверены, что финансовое состояние «Норникеля» позволяет выплатить дивиденды в размере 3 млрд. долларов «без ущерба для баланса», пишет «Коммерсантъ», ссылаясь на источники в компании. Впрочем, по уставу вопрос о дивидендах все равно решается не руководством, а большинством голосов акционеров на общем собрании. А годовое собрание акционеров «Норникеля» состоится 28 июня.
Холдинг «Русал» — один из лидеров мировой алюминиевой отрасли. На долю объединенной компании приходится около 12% мирового рынка алюминия и 15% глинозема. В прошедшем году производство алюминия «Русала» упало на 11%, до 3,9 млн. тонн, глинозема — на 36%, до 7,3 млн тонн, бокситов — на 41%, до 11,3 млн. тонн. Капитальные затраты составили всего лишь 244 млн. долларов против 1,4 млрд. долларов годом ранее, а расходы на экологию — 17,1 млн. долларов, ничтожные, с учетом масштабов алюминиевой империи Дерипаски. В прошлом году «Русалу» удалось резко снизить издержки на производство одной тонны алюминия — с 1,9 тыс. до 1,5 тыс. долларов за тонну. Однако эксперты считают, что это сокращение издержек было достигнуто в основном за счет временной консервации или сокращения мощностей на большинстве предприятий. Кроме того олигарх сэкономил на зарплате сотрудников: в 2009 году было сокращено 14 тыс. человек в основном на его российских предприятиях. Оставшимся работникам заработную плату не поднимали, более того, благодаря ослаблению рубля по отношению к доллару, средняя заработная плата, выраженная в долларах, сократилась на 27% за год.