С 1 июня введены в действие минимальные цены на алкогольную продукцию крепостью более 28 градусов, говорится в приказе Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкоголь). Напомним, что ввести минимальную цену чиновники собирались еще с 1 мая, но решили отложить «час Х», предоставив людям оторваться в последний раз на майские праздники.
Главной целю подобных мер, по словам чиновников Росалкоголя, является вовсе не желание разорить людей на спиртном, а борьба с производителями контрафакта. По их словам, введение минимальной цены с 1 января лишь на водку было промахом — после этого в магазинах тут же появились «левые» настойки по 50—55 рублей за поллитра. Как заявило руководство Росалкоголя, эта инициатива далеко не последняя, ведомство рассматривает возможность вслед за установкой минимальных розничных цен ввести также минимальные цены для оптовиков, сообщает агентство РИА «Новости».
Теперь минимальная цена на алкогольную продукцию рассчитывается исходя из процентного содержания этилового спирта в напитке, цена одного градуса составляет 2,225 рубля. Получается, что минимальная цена настоек крепостью до 29% будет составлять 65 рублей, а до 35% - 78 рублей за пол-литра. Напиток крепостью 70% должен стоить не меньше 157 рублей, а крепостью от 94,01% до 95% - 213 рублей. Цена на спиртное в таре другой емкости будет рассчитываться пропорционально минимальной цене за 0,5 литра. То есть для тары 0,7 литра минимальная цена настойки крепостью 28−29% составит 91 рубль, для бутылок емкостью 1 литр -130 рублей.
А в следующем месяце рынок ожидает еще одно новшество: с 1 июля могут быть введены минимальные отпускные цены на водку. Приказ Росрегулирования вышел в середине мая, в соответствии с этим документом, минимальная отпускная цена на водку, поставляемую производителем, составит 70 рублей за 0,5 литра. Минимальная цена для оптовых посредников составит 77 рублей, причем, это относится к продукции, произведенной на территории России и импортному крепкому алкоголю. Цены на водку, розлитую в бутылки иной емкости, будут рассчитываться пропорционально минимальным ценам 0,5 литра.
Введение минимальной цены лишит теневой бизнес основного конкурентного преимущества — низкой цены, полагают чиновники. Тогда, по их логике, у покупателей останется единственный критерий оценки — качество напитка. И они выберут легальный продукт. А кто не выберет — сам виноват.
— Это абсолютно правильная мера, которая позволит вытеснить из оборота нелегальную водочную продукцию, — считает эксперт Института экономики переходного периода Илья Соколов. — Ведь за последние два года объем легального спирта на рынке упал вдвое, в кризис закрылись предприятия, его производящие. В итоге 50% всей производимой в России водки сегодня делается из нелегального спирта. Другое дело, как эта мера будет осуществляться. Один из вариантов, вернуться к московской практике — сократить количество складов и оптовых баз водочной продукции. Чтобы их было не как сейчас — 17 тысяч точек, где магазины берут товар, а осталось, например, всего 10 оптовых складов, на которых продукция жестко проверяется. Это сократит объем нелегальной водки и, соответственно, отравлений, с ней связанных. Проводя эту реформу, правительство руководствовалось двумя основными мотивами. Первый — это повышение доходов бюджета, а второй — выравнивание системы цен на спиртное с Европой, где они гораздо выше, чем у нас. В России такую политику проводят уже несколько лет, и это просто еще один шаг, — констатирует эксперт.
Кстати, потребители водки со стажем помнят, что в 1998 году у нас в стране уже вводили контрольную минимальную цену — около 20 рублей за бутылку. Продавцов, которые торговали водкой дешевле, штрафовали. И тогда этот метод борьбы с нелегальными поставками оказался очень эффективным. В 1999 году рынок легальной водки, как утверждают эксперты, вырос на 60%. Правда, вскоре от этой практики отказались, и в результате сейчас половина водки на рынке производится нелегально, то есть без уплаты акцизов.
Однако, скорее всего, введение минимальных ограничений по цене спровоцировано вовсе не расторопностью чиновников, а сильным «алкогольным лобби» в Госдуме. Его «томатные спонсоры» — крупные российские производители алкогольной продукции, естественно, очень довольны нововедением, они считают, что приказ Росалкоголя создает преференции легальным предприятиям. И прогнозируют, что в результате постепенно произойдет концентрация отрасли: мелкие производители с рынка уйдут, а лидеры останутся и будут процветать, поскольку в трудные времена в России пьют гораздо больше, а они еще не закончились.
Ни водки, ни пива
Спиртным напиткам ниже 28 градусов, таким как пиво, подобная участь пока не грозит, но и у его любителей тоже будут проблемы. В Госдуме рассматривается новый законопроект, который приравняет пиво к водке. Автор законопроекта — депутат партии «Единая Россия» Виктор Звагельский поясняет его необходимость в первую очередь заботой о молодом поколении россиян. Надо пояснить, что принятие поправок приравняет пиво к алкогольной продукции, а значит — его будет запрещено продавать в главных точках сбыта — ларьках и палатках. Также будет полностью исключена пивная реклама на телевидении, радио, в газетах, на улицах и так далее. К тому же, пиво сразу подпадет под действие поправок Росалкоголя, запрещающих продавать спиртное в розничной сети с 21 часа до 11 утра.
— Приравнивание пива к алкогольной продукции соответствует всем мировым практикам, это есть в Европе, в США и только мы тут почему-то стоим особняком, — удивляется исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции Михаил Блинов. — Привилегии пиву в свое время пролоббировали ребята из пивных компаний, а сейчас все возвращается на круги своя, никакой сенсации здесь нет. К подорожанию пива, которое могло бы снизить число потенциальных покупателей, принятие поправок в закон о регулировании алкогольной продукции также не приведет. Акцизы на пиво регулируются не законом об обороте алкогольной продукции, а налоговым кодексом, — поясняет эксперт.
Между тем, акцизы на пиво с 2010 года были уже повышены в 3 раза, с 1,5 до 4,5 рублей на литр напитка, соответственно цены на дешевое пиво уже выросли в среднем с 18 до 26 рублей, но это вовсе не привело к снижению его потребления в России. Поэтому, как считает, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз, сделать пиво алкогольной продукцией необходимо — его потребление в России достигло колоссальных вершин. При этом он уточняет, что «никто не предлагает приравнять пиво к регулированию его по водочному законодательству, а хотят сделать пиво благородным напитком, то есть регулировать его по винному законодательству, как слабоалкогольный напиток». Впрочем, эксперт сомневается, что это снизит число его почитателей.