Правительство даст еще бюджетных денег продолжения работы программы по утилизации старых авто, но собирается «плавно закончить» ее в 2011 году, заявил премьер-министр Владимир Путин на заседании правительства в четверг.
«Имея в виду позитивный характер развития ситуации, связанной с этой программой, считаю необходимым увеличить финансирование в этом году по этой программе еще на 10 млрд. рублей. Прошу представить предложения по плавному выходу из этой программы в следующем году», — передает слова премьера агентство РИА «Новости».
Напомним, что программу утилизации страых автомобилей и выдачи сертификатов на 50 тыс. рублей на покупку новых стартовала 8 марта нынешнего года, на нее было выделено 10,5 млрд. бюджетных рублей. Решение продлить программу утилизации Путин принял после встречи в среду с министром промышленности Виктором Христенко. Глава Минпромторга сообщил премьеру, что утилизационные сертификаты закончатся уже к концу июня, а к октябрю все их владельцы получат новые автомобили. Таким образом, если условия эксперимента не изменятся, обещанных премьером новых 10 млрд. должно хватить еще на 200 тысяч утилизационных сертификатов.
«По состоянию на утро 4 июня дилерами, которые участвуют в утилизационной программе, выдано около 180 тыс. сертификатов из 200 тыс., на которые рассчитан бюджет программы. По данным Минпромторга, на сегодня по программе утилизации продано порядка 47,7 тыс. автомобилей Lada. Показатели других марок на порядок ниже: Renault — около 3,7 тыс. машин, Ford — около 2,5 тыс., „УАЗ“ — 2050 штук, „ГАЗ“ — 1880 автомобилей», — сообщает аналитическое агентство «Автостат».
Программа утилизации старых авто — наверное, единственное успешное начинание российского правительства из числа мер по преодолению кризиса, она действительно подтолкнула отечественный автопром к росту. Вопрос только в том, надолго ли?
В апреле российский авторынок впервые с октября 2008 года продемонстрировал рост: было продано 163,3 тыс. новых машин — на 20% больше, чем в том же месяце 2009 года. А по сравнению с мартовскими показателями рост продаж в апреле составил все 29% или плюс 36,6 тыс. машин. Правда, объем продаж за все первые четыре месяца 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года все равно показали минус 13%. Но факт остается фактом — отечественный авторынок сдвинулся с мертвой точки.
При этом наибольшим спросом у россиян пользовались автомобили Lada Priora, которых продано 14,5 тыс. — на 56% больше, чем в апреле прошлого года. В пятерку самых продаваемых моделей также вошли Lada Samara (12,5 тыс.), Lada 2105/2107 (10,5 тыс.) и Lada Kalina (10 тыс.). Из иностранных моделей лидирует Renault Logan (6,2 тыс.), который далеко опередил прежнего лидера российских продаж Ford Focus.
Аналитики «Автостата» связывают рост продаж с действием программы по утилизации старых автомобилей, стартовавшей 8 марта. Действительно, программа утилизации позволила АвтоВАЗу обеспечить себя работой до конца нынешнего года. Однако в общем по рынку количество проданных автомобилей намного превышает число выданных сертификатов. Значит, теперь он растет сам по себе?
— Рост рынка весной был вполне ожидаем, такая тенденция наметилась еще месяца полтора тому назад, — пояснил «СП» директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. — Дело в том, что в апреле сошлись в одну точку ряд факторов. Первое — это сезонный фактор: пик продаж автомобилей в России всегда приходится с марта по май. Плюс, работала программа утилизации, и еще один плюс — активно заработала программа льготного автокредитования. Все это вместе и привело к подобному результату.
Например, только за один месяц было выдано около 20 тыс. льготных автокредитов — такого объема не было никогда. Для сравнения, за весь прошлый год банки выдали всего лишь 60 тыс. кредитов. Причина в том, что с нового года к этой программе подключили гораздо большое число банков и подняли планку стоимости автомобиля для кредитования с 350 до 600 тыс. рублей. Но главным толчком для роста, конечно, послужила программа утилизации, которая создала настоящий бум на российском автомобильном рынке, — уверен эксперт.
Однако, по его словам, это вовсе не значит, что такой бурный рост продаж продолжится и дальше — даже с учетом обещания новых денег на программу утилизации. Теми более, что новые деньги поступят не раньше осени, когда официально закончится действие первой части программы. Майские продажи были приблизительно равны апрельским, и дай бог, чтобы в июне удержались на уровне в 150 тыс. реализованных машин, считает Целиков. Но сохранится ли такой объем продаж дальше — большой вопрос. Ну, а что будет потом, когда действие программы утилизации «плавно» сойдет на нет, эксперты прогнозировать пока не решаются.