Сегодня «Газпром» перекрыл газ Белоруссии еще сильнее — уже на 30% от суточного объема. Об этом заявил глава российского концерна Алексей Миллер. «За прошедшие сутки Белоруссия не предприняла никаких действий для погашения задолженности», — пожаловался Миллер на совещании оперативного штаба по ситуации с поставками газа. Несколько ранее первый замглавы Минэнерго Белоруссии Эдуард Товпинец заявил, что «Белтрансгаз» до 23 июня полностью рассчитается за поставленный в мае газ, а до 5 июля погасит весь долг перед «Газпромом». Но россияне ждать две недели не намерены и откровенно идут на эскалацию конфликта.
Меж тем, экс-глава Национального банка Белоруссии Станислав Богданкевич уверяет, что деньги на то, чтобы быстро рассчитаться за газ, у белорусского режима есть: в конце концов, сумма-то смешная. «Все белорусские потребители газа платят за него, это касается и физических и юридических лиц. Нужно попросту белорусские рубли превратить на бирже в доллары и рассчитаться», — отметил Богданкевич. Надо сказать, это признают и официальные белорусские власти. По данным Нацбанка, сегодня у него имеются резервы на 6 миллиардов долларов — из них 3 млрд хранится непосредственно в долларах.
Так в чем же дело? Лукашенко, говорят, не будет платить «до последнего»: сейчас на скандале он зарабатывает себе имидж борца за суверенитет, независимость «процветающей Белоруссии». «Действительно, для белорусско-российских отношений, которые переживали и не такие конфликты, „сумма кризиса“ — смешная, решали вопрос и на миллиард долларов (вексель лежит в российском Центробанке). Но если, по словам белорусских провластных экспертов, сумма „плевая“ — так какие вопросы могут быть с ее оплатой, тем более, что и население, и предприятия оплачивают газ исправно? В этом случае получается, что задержка происходит уже на уровне государственных структур, а это уже пахнет политикой: получается, это белорусская власть не дает расплатиться населению и предприятиям с „Газпромом“, в ответ на что „Газпром“ может оставить это самое население и предприятия без газа. Вот только кто виноват будет в этой ситуации? Сопоставление этих двух точек зрения показывает, что, несмотря на все заявления и призывы сходить в кино, нынешний газовый конфликт официальный Минск устроил и раздувает вполне сознательно», — описывает ситуацию на сайте «Нефть России» эксперт Юрий Баранчик.
Становится очевидно, что на данном этапе громкий скандал Минску нужен больше, чем Москве. Дело в том, что Лукашенко уже четко дали понять: спонсировать белорусский режим, как это было раньше, Кремль в дальнейшем не намерен, а потому тихо избавить соседа от своей денежной капельницы для Москвы было бы идеальным вариантом. Там, глядишь, режим рухнет под воздействием возмущенных масс. Но не тут-то было: Лукашенко, поняв, что денег больше не будет, принялся активно заколачивать себе на скандале политические дивиденды. Белорусские государственные СМИ поливают Россию вообще и «Газпром» в частности немыслимым количеством желчи и сатиры.
«Газпром» издевается над Беларусью «Чисто по-приколу». «Россияне не умеют зарабатывать деньги честным путем, у них до сих пор в моде «пилить бабло» — такими комментариями сопровождает сюжеты по поводу конфликта белорусское телевидение.
Кремль, меж тем, особо не пугается. Несмотря на предупреждения белорусской стороны о том, что Европа может остаться без российского газа, это вряд ли возможно: через Белоруссию и ее газотранспортную систему проходит всего лишь 20% российского экспорта. Да и конфликт случился летом: в Европе в это время газ потребляют в малых количествах. «Перекрытый вентиль означает, что Россия по-прежнему готова использовать энергоносители в качестве инструмента внешней политики», — пишет по этому поводу газета The Christian Science Monitor. Руководитель белорусского аналитического центра «Стратегия» Леонид Заико добавляет: «То, что „Газпром“ уже давно стал политическим инструментом Кремля, сегодня известно студентам не только Гарвардского университета, но даже Мозырского института».
По мнению и белорусских, и западных экспертов, столь жесткую позицию в отношении Белоруссии Кремль занял после отказа последней от вступления с ней и Казахстаном в Таможенный Союз. Есть и старые «раны»: например, Минск до сих пор официально не признал независимости Абхазии и Южной Осетии, и это стало большой насущной проблемой для России.