Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
13 июля 2010 17:29

Вузузела — новое средство против кризиса

Победа на чемпионате мира в ЮРА поможет Испании рассчитаться с долгами

27

Рост фондовых рынков стран, которые выиграли чемпионат мира по футболу, превышает темпы роста неудачников на 9−10%, говорится в докладе международной финансовой компании Goldman Sachs, который опубликован агентством Blogberg. Аналитики агентства провели исследования по результатам мировых чемпионатов по футболу начиная с 1966 года, и выяснили, что у стран, чьи сборные проиграли в финале, индексы фондового рынка как правило снижались на 20−25%. Так что голландцы, помимо морального ущерба, еще и попали на деньги.

А победа Испании в финальном матче против Нидерландов поможет национальной экономике выйти из рецессии раньше времени. Аналитики банков ING и ABN Amro подсчитали, что футбольный триумф повышает настроение граждан и подстегивает потребительские расходы, что в конечном итоге дает экономике 0,25−0,5% дополнительного роста ВВП.

Кстати, после победы сборной Италии на прошлом чемпионате мира по футболу в 2006 году, те же экономисты ABN Amro пересмотрели прогноз роста итальянской экономики с 0,2% до 1,7% и оказались почти правы — ВВП страны тогда вырос на 2%. Тут есть о чем задуматься.

Мячом по рынку

Экономический эффект от футбольных побед имеет достаточно простые объяснения. Рядовой потребитель, гражданин страны — победителя, пребывающий в хорошем настроении склонен тратить больше денег. Футбольная победа национальной сборной оживляет рынок сувениров, музыкальных и видеозаписей, а также множества других атрибутов чемпионата. Кроме того, футбольный успех страны, особенно в Европе и Латинской Америке, способствует росту индекса потребительского доверия ее населения. К примеру, когда в 1988 году сборная Нидерландов выиграла чемпионат Европы, победив в финале сборную СССР, в Голландии был зафиксирован резкий рост этого индекса, который подскочил сразу на 7%. А в отношении бизнеса — футбольные державы чаще привлекают иностранные инвестиции и приобретают новых торговых партнеров.

Сейчас экономическая ситуация в Испании одна из худших в еврозоне. По итогам первого квартала спад ВВП страны достиг 1,3%, безработица выросла до 20%, а дефицит бюджета — до 11,2% ВВП. Минфин Испании прогнозирует, что бюджетный дефицит к концу года может увеличится до 74% ВВП. Однако министр промышленности Испании Мигель Себастьян считает, что после победы испанской сборной в чемпионате мира по футболу экономисты должны пересмотреть и повысить свои прогнозы. «Улучшение имиджа Испании поможет активнее продавать нашу продукцию и услуги в других странах, например в Китае, где любят нашу команду», — цитирует Blomberg слова министра. Победа поможет облегчить и рефинансирование долгов страны, считает Себастьян.

И как бы в подтверждение его слов, британская Finanscial Times, ссылаясь на источники, близкие к государственному валютному управлению страны, сообщила, что в прошлый вторник — через несколько дней после победы Испании над Парагваем в одной восьмой финала, Китай купил 10-летние испанские долговые бумаги на 400 млн евро. «Тот факт, что азиатские инвесторы вернулись на рынок, — это большой кредит доверия еврозоне. На испанские облигации был высокий спрос, и это помогло изменить всеобщее настроение», — заявил изданию портфельный менеджер Pimco Майк Ами. И действительно, следом за покупками китайцев, объем заказов на покупку испанских облигаций всего за несколько часов вырос с 1 млрд до 14,5 млрд евро.

Однако, не все эксперты считают футбол полезным для экономики. Исследование мирового инвестиционного банка Barclays, проведенное в Великобритании, показало, что чемпионаты мира способствуют падению производительности труда. По мнению аналитиков, если бы английская сборная дошла до финала чемпионата мира, британская экономика могла бы потерять 0,3% ВВП, так как англичане любыми способами избегали работы, чтобы посмотреть футбол или поговорить о нем. А международный Центр Экономических и Бизнес-Исследований пришел к выводу, что футбольный энтузиазм населения постоянно обходится десяти крупнейшим экономикам Европы в 0,3% — 0,75% ВВП или 8,1 млрд долларов потерь. По словам аналитиков, причина в том, что болельщики не способны нормально думать и работать в период футбольного чемпионата, все их мысли заняты игрой. Кроме того, в ходе чемпионата болельщики употребляют значительно больше пива, чем обычно, что тоже не помогает работе.

Футбольный оффшор

И только Международная федерация футбола (FIFA) Йозефа Блаттера однозначно выигрывает от проведения чемпионатов. По итогам чемпионата мира 2010 года одни лишь рекламные поступления в кассу FIFA составили 3,2 млрд долларов, сообщает инвестиционный портал BUFFET.RU.

Штаб-квартира FIFA находится в Швейцарии, где в этой организации трудится всего лишь 361 штатный сотрудник. Причем, прибыль футбольной федерации швейцарским налогом не облагается, а свое особое положение организация-миллиардер обосновывает тем, что она «служит благородным идеалам спорта, которые сближают и объединяют народы всего мира».

При этом FIFA, по сути своей является больше коммерческим, чем спортивным учреждением. Ведь оно не только проводит футбольные матчи во всех странах мира, но и является одним из крупнейших торговцев лицензиями в мире спорта. При этом спектр предлагаемых монополистом продуктов весьма широк — от маек и сувениров с эмблемой чемпионата мира до прав на телевизионную трансляцию игр. Но самое главное условие для проведения игр FIFA следующее: хочешь провести в своей стране чемпионат мира по футболу — гарантируй, что FIFA будет освобождена от уплаты всех налогов. В итоге, как подсчитали эксперты, по результатам чемпионата мира 2006 года в Германии немецкая казна недополучила 250 млн евро.

А на играх в ЮАР FIFA отстаивала не только свои интересы, но и интересы своих коммерческих партнеров. Вокруг стадионов, на которых проходили игры чемпионата, были созданы своего рода «налоговые оазисы», где торговали только партнеры FIFA, такие как Adidas, Coca-Cola и Hyundai Kia, которые были освобождены от уплаты подоходного налога и налога с продаж. А местные торговцы со своим товаром появляться в этих «оффшорных зонах» права не имели.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня