Лидер победившей год назад на выборах партии ГЕРБ и ставший премьер-министром Болгарии Бойко Борисов сразу же решительно заявил, что все совместные с Россией энергетические проекты будут заморожены. Имелось в виду строительство на территории Болгарии части газопровода «Южный поток», нефтепровода Бургас-Александруполис и атомной электростанции «Белене». С точки зрения политики в этом была хоть какая-то логика — страна проголосовала за европейский путь развития. ГЕРБ расшифровывается как «Граждане за европейское развитие Болгарии». Но с точки зрения экономики в этом демарше никакой логики не разглядишь. Разумно ли, обратившись лицом к Европе, демонстративно показывать спину давнему другу, с которым усилиями многих поколений созданы, казалось бы, надежные экономические и культурные связи?
Генерал (так болгарские СМИ уважительно называют премьера, в свое время бывшего генералом полиции) много раз в течение года говорил, что энергетическое сотрудничество с Россией ничего не дает болгарскому народу, а только изуродует экологический облик милой родины. Что существует опасность попасть под энергетическую зависимость от России. Называл предателями и грозился привлечь к ответственности прежних «левых» правителей страны, скрепивших своими подписями согласие Болгарии участвовать в энергопроектах и убедительно доказывающих выгоду такого участия.
Время от времени члены кабинета Бойко Борисова дезавуировали резкие высказывания своего шефа, объясняя, что вопросы требуют дополнительного изучения, необходимых экспертиз специалистов, в том числе и европейских.
В Москве не могли больше мириться с такими проволочками и тормозить реализацию проекта, в котором определили свое место и роль многие европейские государства, а соседи Болгарии только и мечтают заменить ее в этом крупномасштабном действии. Владимир Путин направил своего первого зама Виктора Зубкова в Софию — срочно «сверить часы». Болгарское руководство, как и предполагалось, выложило козыри на стол. Оно готово к влиться в «Южный поток», но при условии — получать российский газ по более дешевым, чем во всей Европе, ценам.
После отъезда Зубкова завидную активность проявил посол США в Софии Джеймс Уорлик, известный здесь как защитник генно-модифицированой продукции, телепрограммы «Стеклянный дом», гей-парадов, но более всего — энергетической независимости Болгарии. Посланец Путина еще и до Москвы не долетел, а мистер Уорлик внезапно появился у министра энергетики Трайчо Трайкова и попросил объяснений по поводу обсуждавшихся энергетических проектов. На эту незапланированную встречу посол пригласил представителей отобранных им СМИ и потребовал от министра суверенного государства отчета о будущих договорах с Россией, даже о конкретных деталях этих документов. Это было сделано под предлогом заботы об «энергетической безопасности страны и региона», о диверсификации энергетики (посол лоббирует интерес американской кампании «Шеврон» в поисках газа на территории Болгарии), и прозрачности — «болгарский народ должен знать о ходе переговоров». Так, посол еще раз беспардонно обозначил стремление США ограничить российское влияние в регионе и усилить свое, заокеанское.
Конкретизировать достигнутые Зубковым договоренности в Варну прибыли министр энергетики России Сергей Шматко и вице-президент «Газпрома» Александр Медведев. В царской резиденции «Евксиновград» в течение двух дней вели переговоры с болгарским министром экономики, энергетики и туризма Трайчо Трайковым. После первого дня Трайков предстал перед журналистами очень бледным, растерянным и заявил, что переговоры — изнурительные, что их перспектива темна, ни о чем договориться не удается — русские не хотят сбросить цену на газ.
Сказав о темноте, министр энергетики словно в воду глядел. Невероятно, но факт: на следующий день болгаро-российские переговоры в царском дворце больше часа проходили в темноте — в прямом смысле этого слова. И в жуткой духоте, потому что отключились все кондиционеры. Авария в энергоснабжении оставила без света министров энергетики двух стран и премьера, прибывшего на помощь Трайкову. Как раз в это время они вели консультации в узком кругу. Болгарский министр воспринял мрак в резиденции как укор своему ведомству, а его российский коллега — с чувством юмора.
Когда после приезда аварийной команды снова стало светло и прохладно, перестали «темнить» и переговорщики. Дискуссия велась всю ночь. В 2 часа 45 минут Трайков доложил шефу, что обо всем договорились. А утром оба министра подписали протокол о результатах переговоров по доставке российского природного газа в Болгарию и «дорожную карту» проекта «Южный поток».
Генерал, несомненно, добился главного — выгодно продал свое «да» российским партнерам. Ожидается, что русский природный газ для Болгарии станет дешевле на 3−7%. Не будет посредников по доставке голубого топлива — «Газпромэкспорт» станет продавать его напрямую государственной кампании «Булгаргаз». Ускорится реализация мегапроекта «Южный поток». В Болгарии зарегистрируют совместную кампанию с равными 50 -процентными долями участия «Газпрома» и «Булгартрансгаза». Для ежегодной транспортировки дополнительных 46 млрд куб.м. газа из России потребуется проложить новый трубопровод, который будет принадлежать смешанной кампании, а существующая транспортная сеть на 100% станет болгарской собственностью. Чертежи трассы, расчеты инвестиций и их окупаемости должны быть готовы к началу следующей весны.
Готова и «дорожная карта» строительства АЭС «Белене», что тоже обсуждалось на переговорах в «Евксинограде», подчеркнул глава кабинета. Месяца полтора обе стороны поработают над привлечением европейских инвесторов и надеемся к концу сентября уже получить результаты.
— Решение, которое мы приняли, носят взаимовыгодный характер. — прокомментировал итоги переговоров вице-президент «Газпрома» Александр Медведев.- У меня нет ощущения, что мы переборщили с уступками своим партнерам. Мы теперь имеем ясное представление о болгарском газовом рынке и его больших перспективах. Газ болгары широко не используют в быту и за счет некоторого снижения цен можно увеличить его потребление и поставки в страну. Новые долгосрочные договоры — уже без посредников — условились подписать до 30 июня 2011 года. Они — рассчитаны на 10 лет. И вступят в силу по мере истечения старых договоров — в 2012 году.
Никто из участников переговоров не озвучил преференционных цен на газ для Болгарии. До 15 августа «Газпромэкспорт» представит проект условий для новых договоров.
Но некоторые политики, не имея на руках ни аргументов, ни фактов, уже высказывают сомнения в оптимальности договоренностей: мол, надо было добиваться от русских больших уступок. Уже пересчитывают количество левов, которые занесет «Южным потоком» в полупустую гавань бюджета, и не скрывают разочарования. Требуют, подобно послу США, прозрачности и полного отчета о ходе переговоров, словно в таких делах не существует конфиденциальных аспектов.
Выражая недовольство достигнутым, противники сотрудничества с Россией будут наращивать давление на руководство страны и общественное мнение. Наблюдатели не исключают, что к моменту подписания конкретных договоров позиция Болгарии снова подвергнется некоторой корректировке.
Варна