Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика
28 июля 2010 10:47

Беда России получит деньги на дороги

Президент решил возродить Дорожный фонд, который был ликвидирован за растрату

22

Во вторник, 27 июля вице-премьер, глава Минфина Алексей Кудрин объявил, что по итогам прошедшего накануне обсуждения в правительстве президент Дмитрий Медведев одобрил идею создания в 2011 году федерального Дорожного фонда, сообщает агентство РИА «Новости». Напомним, что такой фонд уже существовал в России в 90-х годах, его эффективность была равна нулю, а государственные средства расходовались не по назначению, в итоге он был ликвидирован в 2001 году президентом Владимиром Путиным. И вот Медведев снова решил наступить на те же грабли.

Однако даже если дорожный фонд вдруг заработает, то может оказаться, что денег на дороги просто не хватит. Дело в том, что сейчас средства на дорожное строительство выделяются отдельной строкой бюджета, а источники финансирования этой статьи расходов не выделяются. Такая схема не в состоянии обеспечить качественное строительство и ремонт дорог, считает председатель Союза автомобилистов России Виктор Похмелкин.

— В последние годы дорожное строительство в России стало «черной дырой», в которой исчезают сотни миллиардов рублей, — пояснил «СП» доктор экономических наук, профессор Никита Кричевский. — Деньги, которые уходят на это, не выливаются в автотрассы. Общая протяженность российских дорог за последние годы не увеличилась, а показатель растет исключительно благодаря включению в расчеты дорог местного значения. Все просто: два года назад Росстат стал включать их в общероссийский показатель. В итоге неприглядная картина стала сглаживаться. При этом на строительство новых дорог каждый год выбрасываются сотни миллиардов рублей. Затраты на это растут на 40−50% ежегодно, а протяженность дорог не меняется. Такое ощущение, что параллельно с введением новых дорог, старые исчезают.

Стоит заметить, что в 90-е годы при Ельцине ежегодно строилось около 4 тысяч километров дорог, а во время правления Путина — примерно 2−2,5 тысячи километров.

Деньги из бензобака

Базовую ставку транспортного налога с 2011 года снизят вдвое — такое решение уже поддержал президент Дмитрий Медведев. В ближайшие два месяца соответствующий законопроект планируется утвердить в правительстве, после чего в сентябре он будет внесен в Госдуму.

Как заявил Алексей Кудрин, выпадающие поступления в бюджет будут восполняться за счет роста акциза на горюче-смазочные материалы (ГСМ) на 1 рубль на литр в год в течение трех лет, начиная с 2011 года. По словам Кудрина, поступления от акциза будут в три раза выше, чем потери от уменьшения транспортного налога.

Как подсчитали в Минфине, повышение акцизов на ГСМ в 2011 году принесет бюджету 82,9 млрд. рублей, в 2012 году — 174 млрд., а в 2013 году — уже 279 млрд. рублей. В итоге, объем федерального Дорожного фонда в 2011 году составит 377 млрд. рублей, а в 2013 году он увеличится до 408 млрд. Для сравнения, в 2010 году на дорожное строительство и содержание дорог выделено всего 280 млрд. рублей. Получается, за эти годы объем средств, направляемых на дорожное строительство вырастет на 60%.

При этом, начиная с 2012 года, половина дополнительных доходов будет направлена в субъекты Федерации без зачисления в федеральный бюджет «по формуле, связанной с количеством дорог и зарегистрированных автомобилей».

По замыслу чиновников, все это позволит к 2015 году привести «в соответствие с нормативами» 85% раздолбанных федеральных автодорог. К тому же сроку будут приведены «в нормативное состояние» и мосты, шестая часть которых сегодня функционирует на грани обрушения. К тому же, уже в следующем году все дороги к населенным пунктам численностью свыше 125 тысяч человек будут иметь твердое покрытие, смело заявляют чиновники.

Дороги и воры

Эксперты согласны, что создание Дорожного фонда в России своевременно, однако он не даст эффекта, если не будет обеспечена прозрачность его работы — деньги попросту разворуют, как это уже было в 90-х годах. По их мнению, необходимо сначала наладить контроль и отчетность фонда за каждый километр дорог, и не просто на бумаге, а на деле. Для этого должна быть создана независимая структура, которая на местах проверяла бы качество и стоимость дорожного покрытия.

— Прежде чем создавать дорожный фонд и вкачивать в него миллиарды рублей, нужно научиться контролировать их расходование. А для начала, надо обратить внимание на стоимость услуг, которые оказывают подрядчики родному государству, — считает Никита Кричевский. — Например, Западный скоростной диаметр стоит 150 млн. долларов за километр. Когда я говорю, что это многовато, мне возражают, что там 55% дороги составляет эстакада. А я отвечаю, что во Франции мост Мийо — сплошная «эстакада» — обошелся в 394 млн. евро за 2,5 километра. Так там опоры выше Эйфелевой башни. У нас же ничего подобного нет. То же самое можно сказать и про четвертое транспортное кольцо в Москве, где километр стоит 600 млн. долларов. Московские власти объясняют, что само строительство стоит 200 млн., а 400 млн. долларов идет на выкуп земли под дорогой. И это притом, что там находятся в основном парк и гаражи.

Примеров много.

В свою очередь, аналитик ИК «Атон» Юлий Матевосов полагает, что одни лишь государственные контрольные меры в данной ситуации не сработают или сработают не полностью. «Необходимы, прежде всего, рыночные меры по ужесточению конкуренции в дорожном строительстве — во всем мире действуют именно так, и не стоит изобретать велосипед», — считает Матевосов.

Также, по мнению экспертов, нужно чтобы у дороги был конкретный хозяин, а создание дорожного фонда предполагает, что все деньги на строительство по-прежнему пойдут от государства. И результат будет тот же. Единственный выход из ситуации — постараться привлечь частных инвесторов. А для этого, по мнению специалистов, можно, например, разрешить дорожному фонду отводить придорожные земли под инфраструктуру для «сопутствующего» бизнеса. Вариантов много — было бы у чиновников желание действительно строить дороги, а не «осваивать» государственные деньги.

По пути в еврорынок

Ситуация с дорогами в России катастрофична, считает директор Центра исследований постиндустриального общества Владислав Иноземцев. А без разветвленной, нормально функционирующей сети автомобильных дорог, не видать нам европейского рынка, как своих ушей.

— Дорожная сеть России составляет лишь 12% от показателя Евросоюза, а ее плотность на 1 кв. км не достигает и 4% европейской, констатирует Иноземцев. — О том, можно ли ездить по российским дорогам, говорит тот факт, что объем грузоперевозок в полтора раза меньше, чем в Турции, и в 18 раз меньше, чем в странах Евросоюза. Если в Европе на автомобилях перевозится 76,4% грузов, то в России — не более 9%.

Зато есть сфера, в которой российский автодор впереди планеты всей. Это, разумеется, его неэффективность. В Европе нормативный срок службы национальных автотрасс колеблется от 40 лет в схожей с Россией по климатическим условиям Швеции, до 80 лет в Италии. Их текущий ремонт обходится европейцам в 2,3 тысячи евро в год за километр. В России дороги служат, как правило, не более 10−12 лет, а их поддержание обходится в 11 тысяч евро за километр в год. Остальные сравнения поражают еще больше. Средняя стоимость строительства километра четырехрядного немецкого автобана составляет 3,8 млн. евро, а цена километра планируемой трассы Москва — Санкт-Петербург зашкаливает за 9 млн. евро.

Последние новости
Цитаты
Елизавета Лихачёва

Искусствовед, архитектор, экс-директор музеев архитектуры имени А. Щусева, изобразительных искусств имени А. Пушкина

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Дмитрий Аграновский

Российский адвокат, публицист, политический деятель

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня