Минрегион разработал и внес в правительство новые правила предоставления услуг ЖКХ. Введением новых правил чиновники собираются добиться от россиян установки индивидуальных приборов учета услуг ЖКХ. Причем, заставлять установить у себя счетчики горячей и холодной воды, тепла и газа жильцов будут путем финансового давления.
Для начала, с 1 января 2011 года тем, кто платит за эти услуги по нормативам, а не по счетчику, будут выставляться счета в двойном размере, а с 1 января 2012 года оплата станет четырехкратной. При этом чиновники собираются поощрять тех, кто уже установил у себя приборы учета: избыточные денежные средства от таких завышенных тарифов будут направлены на частичную оплату коммунальных счетов владельцев модернизированных квартир. По замыслу разработчиков проекта, скидки должны предоставляться не реже чем один раз в квартал и распределяться пропорционально площади жилья.
Минрегион готовил проект новых «Правил предоставления жилищно-коммунальных услуг», которые вводятся с 1 января 2011 года, почти полгода. Как отмечают в Минрегионе, новые «правила игры» на жилищном рынке «призваны устранить спорные моменты, оптимизировать процесс подачи жилищно-коммунальных ресурсов потребителям, способствовать созданию благоприятной бизнес-среды в секторе и снять социальную напряженность».
Однако, сейчас счетчики на воду, газ и тепло имеют считанные проценты граждан. И если миллионы людей разом ринутся устанавливать приборы в оставшиеся месяцы года, не вызовет ли это ту самую «социальную напряженность», которую призван «снять» новый закон? К тому же счетчики стоят достаточно дорого. Правда тем, кто имеет статус малоимущего советуют участвовать в региональных программах по энергосбережению для льготной установки счетчиков. Но ведь цена в 8 тысяч рублей может стать неподъемной и для вполне «имущей» семьи. И вообще, насколько законно «ставить на счетчик» миллионы россиян, спросила «СП» у депутата Госдумы, член комитета ГД по строительству и земельным отношениям Галины Хованской.
— Если говорить о водопотреблении, установка счетчика выгодна самим гражданам, которые на самом деле, как правило, потребляют гораздо меньше воды, чем заложено в нормативах. Соответственно, те, кто установил счетчики, платят меньше. С другой стороны, установка счетчиков будет стимулировать жильцов экономнее расходовать воду и тепло, а для предприятий это сейчас очень важно в рамках президентской программы энерго- и ресурсосбережения — это сейчас на уровне государственной политики.
«СП»: — Понятно, но насколько законно давить на граждан деньгами?
— В том то и дело, что такая практика вне правового поля. Ведь двух- и четырехкратное увеличение норматива это, по сути, штрафная мера, которая является нарушением принципа «презумции невиновности». То есть, фактически вас подозревают в том, что вы тратите больше воды и наказывают за это рублем, получается, что граждане оказываются в положении без вины виноватого.
«СП»: — Выходит, это незаконно?
— Да, но есть здесь и еще один момент. Нужно учитывать, что установка счетчиков в некоторых квартирах просто технически невозможна: это относится к старому жилищному фонду, советским пятиэтажкам, которых в России еще очень много. Там зачастую можно установить счетчик воды и тепла только на весь дом, но не в каждую его квартиру. Так что эта норма, которая записана в новом проекте правил, находится вне правового поля, и она вполне может быть оспорена в судебном порядке. Ведь помимо презумции невиновности, тут возникает и еще одна накладка — человек должен платить за услугу, которую он не получил.
«СП»: — А как быть, если кто-то тратит больше воды, и она расписывается на всех жильцов?
— Путь для решения этой проблемы тоже намечен в проекте — это учет временных жильцов, которые иногда задерживаются достаточно надолго. На основании новых правил с владельцев, которые пускают к себе таких жильцов, будут брать за услуги больше денег. И это совершенно правильно. Вот тут за сокрытие факта проживания «лишних» жильцов вполне обоснованно водить штрафные санкции. А грести всех под одну гребенку не стоит.
«СП»: — Чисто технически, насколько оправданы такие сжатые сроки установки счетчиков?
— Я этих сроков вообще не понимаю. Даже если в сентябре, после рассмотрения на заседании правительства, введут эти правила, то времени у людей для того, чтобы установить счетчики, остается очень мало. Но на самом деле, меня больше беспокоит, что муниципалитеты, которые устанавливают счетчики, покупают их не у тех, кто делает приборы лучше и продает за меньшие деньги, а у «своих» компаний. В результате люди не просто переплачивают, но еще и приобретают некачественный прибор, который впоследствии может создать им дополнительные проблемы.
«СП»: — Еще одно нововведение проекта — внесудебный порядок отключения должников от услуг, насколько это законно?
— Конечно, платить за воду и тепло надо, и нужно наказывать тех, кто не платит по счетам, ведь неплатежи ложатся на плечи всех жильцов. Но здесь разработчики предусматривают не только сокращение сроков отключения от услуг до трех месяцев неплатежей вместо шести, но и внесудебный порядок такого отключения. А это абсолютно не правовой подход, который может спровоцировать всяческие злоупотребления со стороны сотрудников ЖКХ. Бывают разные жизненные ситуации, которые суд рассматривает по существу, а отдавать на откуп нашим коммунальщикам право самим решать, кто виноват, категорически нельзя.
Кстати, если посмотреть статистику, среди граждан неплательщиков гораздо меньше, чем среди юридических лиц, и объем задолженности несопоставим.
По данным Минрегиона, в конце прошлого года совокупная задолженность за услуги ЖКХ составляла 333 млрд. рублей, из которых 95 млрд. приходилось на граждан и 258 млрд. — на просрочку юрлиц. А 14 июня 2010 года глава Минрегиона Виктор Басаргин сообщил, что только долг коммунальщиков энергетикам достиг 90 млрд. рублей. Поэтому Минрегион намерен сохранить для коммунальщиков возможность прекращать или ограничивать подачу должникам горячей воды, электроэнергии и газа через один месяц после письменного предупреждения собственника о неполной оплате задолженности.
Под «неполной оплатой» понимается долг, превышающий стоимость услуги за три месяца. А судиться с гражданами коммунальщики упорно не хотят, ссылаясь на то, что жильцы будут всевозможными способами затягивать судебные процессы. Что приведет лишь к увеличению задолженностей и невозможности выполнения организациями ЖКХ текущих обязательств перед потребителями, пояснили в Минрегионе.