Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
4 августа 2010 11:00

В России брендов нет и не будет

Чтобы создать мировую торговую марку нужна экономика, а у нас с этим проблемы

475

Американский журнал Forbes опубликовал рейтинг 50 самых дорогих брендов мира, которые все вместе стоят почти 1 трлн долларов. По версии аналитиков журнала, самой дорогой по-прежнему является торговая марка Apple, стоимость которой составляет 57,4 млрд долларов. Ни одной российской компании в числе лидеров не наблюдается.

Судя по рейтингу, ведущие позиции в мире держат компании «хай-тэк». Кроме Apple в первой пятерке списка их еще три: вторую строчку занимает Microsoft со стоимостью бренда 56,6 млрд долларов, четвертую IBM — 43 млрд и замыкает «топ-5» интернет-компания Google, которая оценивается в 39,7 млрд долларов. Единственным исключением среди мировых лидеров стал бренд Coca-Cola, стоимость которого издание оценило 55,4 млрд долларов и поместило его на третью позицию рейтинга.

— Мы хорошо понимаем, что рейтинги вообще — явление неоднозначное и сильно ангажированное, — пояснил «СП» президент Depot WPF Brand and Identity, сопрезидент Ассоциации брендинговых компаний России Алексей Андреев. — Оценка стоимости бренда, как нематериального актива — тоже спорная истина. В итоге мы имеем субъективность, помноженную саму на себя. И тем не менее, результаты ведущих рейтингов демонстрируют тренд, тенденцию! У нас не получится с калькулятором в руках проверить валидность цифр, но мы четко понимаем, что расстановка сил на рынке именно такая. Это похоже на рассуждения о цене картин великих художников. Там существует своя высшая стоимостная планка: шедевры Леонардо Да Винчи — бесценны! То же самое можно сказать и про Apple, и про Coca-Cola — их цена запретительно высока. Или кто-то всерьез вознамерился приобрести себе в коллекцию один из брендов первой пятерки?

Кстати, технологические бренды занимают большую часть «списка лучших» — на их долю приходится 30% рейтинга. На втором месте по количеству финансовые компании и производители продуктов питания и напитков, которые заняли в рейтинге по 6 позиций.

— Лидерство инновационных брендов безусловно и объяснимо, — считает Алексей Андреев. — Ведь наибольшую ценность имеет развивающийся бренд. Что будет с Marlboro через 10 лет? Скорее всего, эту марку ждут проблемы. А что станется с Coca-Cola? Да тоже ничего особенного. А вот рынок высоких технологий растет и меняется каждый день, а значит ведущие бренды из этого сегмента будут только расти!


В первой половине рейтинга стоят бренды:

McDonald’s — 35,9 млрд долларов;

General Electric — 33,7 млрд долларов;

Marlboro — 29,1 млрд долларов;

Intel — 28,6 млрд долларов;

Nokia — 27,4 млрд долларов;

Toyota — 24,1 млрд долларов;

Cisco — 23,9 млрд долларов;

Vodafone — 23,5 млрд долларов;

Hewlett-Packard — 23,4 млрд доллар;

AT&T -22 млрд долларов;

BMW — 19,9 млрд долларов;

Oracle — 19,8 млрд долларов;

Louis Vuitton — 19 млрд долларов;

Mercedes — 18,8 млрд долларов;

Disney — 18,5 млрд долларов;

Gillette — 18 млрд долларов;

Honda — 17,5 млрд долларов;

Walmart — 17,2 млрд долларов;

Pepsi — 15,7 млрд долларов;

Verizon — 15,5 млрд долларов.


Как констатирует Forbes, несмотря на то, что большинство мировых стран в прошедшем кризисном году демонстрировали экономический спад, практически все мировые торговые марки выстояли и продемонстрировали стабильность. Общая стоимость всех 50 брендов, вошедших в список, составляет 988 млрд долларов.

Однако российские бренды в списке Forbes вовсе не значатся. Конечно, частично это можно объяснить тем, что для попадания в рейтинг торговая марка должна быть непременно представлена в США. Ведь если бренд считается глобальным, он должен быть участником американского рынка, поэтому неудивительно, что в рейтинге доминируют лишь американские компании. А российские компании тоже крутые — например «Газпром», «Роснефть» или «Сбербанк», бренд которого один из самых дорогих в стране — но они работают в Европе и России, потому и не попадают в рейтинг Forbes. Так успокаивают нас некоторые эксперты, по принципу: плохому танцору всегда один аппарат мешает.

Почему все-таки Россия за 30 лет существования рыночной экономики так и не создала ни одной торговой марки мирового значения? Ведь даже крошечная Финляндия с территорией как Ленинградская область имеет свой крутой бренд Nokia, который, судя по рейтингу, присутствует на рынке США.

— Причин несколько, но для полного фиаско будет достаточно любой из них, — поясняет Алексей Андреев. — Во-первых, Россия не интегрирована в остальной мир. Редкие исключения, типа Касперского лишь подтверждают тренд.

Во-вторых, цивилизованное мировое сообщество и не собирается Россию никуда «впускать». Зачем высоко конкурентным западным рынкам новый игрок, да еще с плохими манерами? В-третьих, чтобы иметь сильный экономический бренд, нужна сильная экономика. Правильнее сказать — вообще, нужна экономика, а у нас с этим проблемы.

И наконец в-четвертых, построение выдающегося бренда возможно лишь в социально зрелом и ответственном обществе, исповедующем какие-либо ценности и уважающем своих членов, иначе рушится та самая пресловутая пирамида бренда. А пока страна пребывает в инфантильном состоянии, она будет способна иметь только глобальных национальных монстров, типа «Газпрома» или «Роснефти», но брендами в общеэкономическом понимании они являться никогда не будут.

Репутация любой страны в первую очередь строится на популярных торговых марках, ибо в основу престижа, как государства, так и коммерческого бренда положен единый социально значимый инсайт. Именно синергия ценностей страны и ее торговых марок обеспечивает ей уверенную международную позицию. И наоборот, отсутствие признанных брендов говорит об отсталости страны и демонстрирует досадное несоответствие державных амбиций реальному положению вещей.

Последние новости
Цитаты
Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня