
Минпромторг решил предложить иностранным автопроизводителям, которые собирают свои автомобили в России, перезаключить действующие инвестсоглашения о промсборке на новых условиях. Новые соглашения будут содержать более жесткие требования по постепенному переносу всего производства в Россию и повышению «уставного» объема инвестиций. Сомнений нет, такие требования помогут увеличить внутреннее автомобильное производство, особенно с учетом того, что ввозная пошлина на иномарки, как заявил вице-премьер Игорь Шувалов, в любом случае останется запретительной. Но есть сомнения, что иностранцы пойдут на перезаключение договоров по собственной воле.
Все заводы ведущих иностранных автоконцернов в России сейчас работают исключительно в режиме промсборки. И если прежде они занимались так называемой «отверточной» сборкой — собирали автомобиль из четырех узлов, завезенных из-за рубежа, то теперь правительство установило определенные требования для производителей. В соответствии с этими требованиями, режим промсборки обязывает инвестора за семь лет создать мощности по сварке-окраске кузова и сборке автомобиля, а также сократить импорт компонентов для сборки на треть.
В таком режиме в России работают заводы иностранных автоконцернов GM, Toyota, Nissan, Hyundai в Петербурге, Ford в Ленинградской области, Volkswagen и Peugeot-Citroen в Калуге. В этом же режиме работают и отечественные автозаводы, собирающие иномарки: «Соллерс», выпускающий SsangYong и Fiat, и ГАЗ, собирающий Volga Siber на платформе Chrysler. Всего же, по данным аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, в 2009 году в России было собрано 360 тысяч иномарок.
В чем суть новых «правил игры», которые готовит Минпромторг, «СП» пояснил директор аналитического агенства «Автостат» Сергей Целиков.
— Дело в том, что принятые постановления правительства не стимулируют развитие производства автокомпонентов для иномарок у нас в стране. Этими постановлениями разрешается строить на территории России автозаводы с мощностями не менее 25 тысяч машин в год. В итоге у нас настроили много мелких предприятий, которые собирают по сотне разных моделей и выпускают их маленькими объемами. Поэтому зарубежным предприятиям невыгодно производить компоненты у нас в стране в таких ограниченных количествах. Их интересуют модели, которые выпускаются в размере от 100 тысяч машин в год. И сейчас Минпромторг усиленно ищет способы привлечь их в Россию.
«СП»: — И чиновники решили поднять минимальную планку?
— Да, потому что без этого невозможно локализовать производство иномарок в России, автозаводы так и будут везти компоненты для сборки из-за рубежа. Но проблема в том, что соглашения подписаны на годы вперед, и заставить их перезаключить, да еще с ужесточающимися требованиями, правительство не может. Остается только так заинтересовать производителей, чтобы они сами пошли на перезаключение договоров.
«СП»: — Такая возможность есть?
— Есть одна причина, по которой производители могут пойти на перезаключение соглашений. Дело в том, что по действующим соглашениям им тоже предписывалось обеспечить определенный уровень локализации производства в России. То есть, они должны были через определенное количество времени начать производить у нас в стране компоненты для автомашин. Сейчас это время подходит к концу, а условия соглашений не выполнены, поэтому многим производителям может оказаться выгодным их перезаключить, и начать отсчет с нуля.
«СП»: — А сколько иномарок собирают у нас в стране зарубежные производители?
— К примеру, по трем маркам — «Фольксваген», «Шкода» и «Ауди» — в этом году планируется собрать около 90 тысяч машин. Причем, часть из них — это крупноузловая сборка, а остальные только относительно локализованы. Вплоть до того, что и колеса завозятся импортные. Больше всего продаются «Рено-логан» и «Форд-фокус», и новый «Фольксваген» полуседан, который еще только начинает производиться, тоже предполагается массовым. А остальные производятся и продаются в небольших количествах.
«СП»: — Если автомашины будут производиться из компонентов, сделанных внутри страны, это будет дешевле для покупателя?
— У любого импортного автомобиля, независимо от того, где он производится, себестоимость валютная. Таким образом, получается, что его цена для покупателя зависит большей частью не от страны изготовления, а от корзины валют. А зависимость от рублевой составляющей иномарки находится всего лишь в пределах 10% себестоимости. Поэтому суперудешевления от того, что компоненты будут производится в России, не получится. Но перенос производства позволит обеспечить рабочие места для российских граждан.
За полгода рынок легковых машин в России прирос на 3% в абсолютном выражении и на 9% - в денежном. Причем, этот рост произошел в основном за счет российских моделей и иностранных автомобилей российского производства.
Количество российских автомобилей выросло на 20% - до 240 тысяч штук, рост в денежном выражении составил 38%, или 2,2 млрд долларов. Рынок иномарок российского производства вырос до 250 тысяч штук или на 32% в количественном отношении, и на 62% в денежном — до 4,7 млрд долларов.
При этом наибольший рост продаж продемонстрировали недорогие отечественные машины: лидером стала Lada, продажи которой только за один май выросли на 62% - до 45,5 тысяч автомобилей. Самой востребованной моделью остается Lada Priora, которую приобрели 13,1 тысячи человек. За ней идет «классика» — Lada 2105 и 2107, которых в прошлом месяце было реализовано почти 12 тысяч штук. Далее Lada Samara — 9,2 тысячи, и Lada Kalina — 8,2 тысячи штук. А отечественных иномарок Renault Logan и Ford Focus продано по 5,4 и 5,2 тысячи соответственно.