Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
25 августа 2010 17:25

Российских «зайцев» хотят приравнять к европейским

РЖД собирается штрафовать безбилетников на 2300 рублей

17

Руководство РЖД предлагает увеличить штраф за безбилетный проезд в пригородных электропоездах до 60 евро, что в переводе на наши «деревянные» составит 2 300 рублей, сообщает в среду, 25 августа агентство «Интерфакс». Как пояснил начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых, в Европе «зайцев» наказывают именно таким штрафом. Причем, по его словам, это минимальная сумма штрафа, во Франции, например, безбилетников наказывают на 80 евро.

В России же «зайцы» отдают контроллерам 100 рублей, потому что такая сумма прописана в КоАПе, и спокойно едут дальше. В результате безбилетники наносят серьезный ущерб пригородным перевозкам, а низкие штрафы совершенно не пугают «зайцев», заявил Верховых.

— РЖД может иметь моральное право брать штраф за проезд в пригородных электропоездах по европейским расценкам, только когда наши электрички станут такими же комфортными, как европейские, — пояснила «СП» представитель Общества защиты прав потребителей Юлия Шарапова. — Кроме того, чтобы платить такие штрафы у россиян должен быть европейский уровень доходов. И еще, многие люди становятся «зайцами» вовсе не потому, что не хотят платить. Их вынуждают к этому огромные очереди в билетных кассах РЖД по утрам и вечерам. То есть, РЖД само способствует этому, не обеспечивая нормального обслуживания пассажиров. К тому же, РЖД вообще не имеет права брать штрафы, ни по какому КоАПу, они просто взимают оплату за билет, но с наценкой за услуги разъездного кассира. То есть, теперь эти услуги будут стоить 2 тысячи рублей? Интересно, чем это будет обосновано, — удивляется специалист.

По словам топ-менеджера РЖД, сейчас функция взимания штрафов документально ни за кем не закреплена, поэтому железнодорожники предлагают передать ее компании — перевозчику. Однако, как признался Верховых, Минтранс не поддерживает идею увеличения штрафов.

— Когда случилось первое повышение тарифов, были случаи избиения контролеров, — говорит представитель ОЗПП. — То есть, страдают ни в чем не повинные люди. Конечно, высокие штрафы пополнят казну РЖД, но если это произойдет, думаю, многие контролеры просто не доживут до получки. Ведь народ в битком набитой, грязной и душной электричке очень взрывоопасный.

Сторублевые наши электрички

Почему же российские электрички такие убогие — как раз на сто рублей? По словам экспертов, в настоящее время парк электричек обновляется достаточно быстро: примерно пятая часть всех электропоездов на железных дорогах России относительно новые, они были выпущены за последние пять лет. Но с точки зрения технической, это уже давно «морально устаревшие» поезда.

И действительно, новые Демиховские электропоезда, которыми сейчас активно обновляется парк РЖД — просто кошмар для пассажира, особенно нынешним жарким летом. Вроде бы, они должны быть оборудованы кондиционерами, но кто и когда их включает — неизвестно. Для вентиляции в них существуют только щели-форточки, которые открываются почему-то лишь наполовину. И пассажиры отвечают на жуткие условия проезда бойкотом — увеличением числа безбилетников. «Я принципиально не плачу за электричку, потому что такие условия проезда, это дело принципа», — считают большинство безбилетников.

— Открою вам секрет: система вентиляции, так же, как и отопления, у нас в обязательном порядке есть абсолютно в каждой электричке, без этого ни один электропоезд просто не получит сертификат и его не выпустят на линию, — рассказал «СП» завлабораторией электротранспорта ВНИИЖТ Дмитрий Кирюшин. — А почему ее не включают? Об этом надо спрашивать в РЖД. Правда, однажды, когда я ехал в электричке, машинист объявил пассажирам: «Закрывайте окна, я включу вентиляцию». И она заработала.

Впрочем, скоро парк электропоездов пополнится немецкой техникой. В ходе июльского визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Екатеринбург подписан контракт между РЖД и Siemens на поставку 240 электропоездов серии Desiro, сумма сделки оценивается в 2,2 млрд евро. Но здесь возникает вопрос: по карману ли РЖД такое удовольствие? Ведь, как заявил ранее Геннадий Верховых, компания ожидает в 2010 году 30 млрд рублей убытка от пригородных пассажирских перевозок.

Как утверждают специалисты, эти убытки весьма специфические. Они проверили ряд документов, которые РЖД и местные пассажирские компании предъявляют администрациям регионов на компенсацию убытков. Особое внимание привлекла одна строка под названием «прочие расходы», в расходной части которой более 50% всех средств, затраченных компаниями на пригородные пассажирские перевозки. А когда местные администрации спрашивают у РЖД как ее «расшифровать», им сообщают, что это «коммерческая тайна». На самом деле, все эти потери от бестолковой работы управленцев и диспетчеров РЖД, плюс завышенные сметы «аутсорсеров» — местных пассажирских компаний, и прочие неэффективные для государства схемы, считают специалисты.

И тем не менее, по некоторым сведениям, РЖД также собирается со следующего года поднять тарифы на проезд в Подмосковных электричках до 25 рублей за зону, сообщила Юлия Шарапова. «Такой прецедент уже был в январе нынешнего года, мы вмешались в этот процесс, организовывали митинги, писали в прокуратуру, и РЖД пришлось включить задний ход. Может быть, они думают, что на этот раз никто ничего не заметит, но это зря», — предупреждает ОЗПП.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня