Экономика

Российских «зайцев» хотят приравнять к европейским

РЖД собирается штрафовать безбилетников на 2300 рублей

  
15

Руководство РЖД предлагает увеличить штраф за безбилетный проезд в пригородных электропоездах до 60 евро, что в переводе на наши «деревянные» составит 2 300 рублей, сообщает в среду, 25 августа агентство «Интерфакс». Как пояснил начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Геннадий Верховых, в Европе «зайцев» наказывают именно таким штрафом. Причем, по его словам, это минимальная сумма штрафа, во Франции, например, безбилетников наказывают на 80 евро.

В России же «зайцы» отдают контроллерам 100 рублей, потому что такая сумма прописана в КоАПе, и спокойно едут дальше. В результате безбилетники наносят серьезный ущерб пригородным перевозкам, а низкие штрафы совершенно не пугают «зайцев», заявил Верховых.

— РЖД может иметь моральное право брать штраф за проезд в пригородных электропоездах по европейским расценкам, только когда наши электрички станут такими же комфортными, как европейские, — пояснила «СП» представитель Общества защиты прав потребителей Юлия Шарапова. — Кроме того, чтобы платить такие штрафы у россиян должен быть европейский уровень доходов. И еще, многие люди становятся «зайцами» вовсе не потому, что не хотят платить. Их вынуждают к этому огромные очереди в билетных кассах РЖД по утрам и вечерам. То есть, РЖД само способствует этому, не обеспечивая нормального обслуживания пассажиров. К тому же, РЖД вообще не имеет права брать штрафы, ни по какому КоАПу, они просто взимают оплату за билет, но с наценкой за услуги разъездного кассира. То есть, теперь эти услуги будут стоить 2 тысячи рублей? Интересно, чем это будет обосновано, — удивляется специалист.

По словам топ-менеджера РЖД, сейчас функция взимания штрафов документально ни за кем не закреплена, поэтому железнодорожники предлагают передать ее компании — перевозчику. Однако, как признался Верховых, Минтранс не поддерживает идею увеличения штрафов.

— Когда случилось первое повышение тарифов, были случаи избиения контролеров, — говорит представитель ОЗПП. — То есть, страдают ни в чем не повинные люди. Конечно, высокие штрафы пополнят казну РЖД, но если это произойдет, думаю, многие контролеры просто не доживут до получки. Ведь народ в битком набитой, грязной и душной электричке очень взрывоопасный.

Сторублевые наши электрички

Почему же российские электрички такие убогие — как раз на сто рублей? По словам экспертов, в настоящее время парк электричек обновляется достаточно быстро: примерно пятая часть всех электропоездов на железных дорогах России относительно новые, они были выпущены за последние пять лет. Но с точки зрения технической, это уже давно «морально устаревшие» поезда.

И действительно, новые Демиховские электропоезда, которыми сейчас активно обновляется парк РЖД — просто кошмар для пассажира, особенно нынешним жарким летом. Вроде бы, они должны быть оборудованы кондиционерами, но кто и когда их включает — неизвестно. Для вентиляции в них существуют только щели-форточки, которые открываются почему-то лишь наполовину. И пассажиры отвечают на жуткие условия проезда бойкотом — увеличением числа безбилетников. «Я принципиально не плачу за электричку, потому что такие условия проезда, это дело принципа», — считают большинство безбилетников.

— Открою вам секрет: система вентиляции, так же, как и отопления, у нас в обязательном порядке есть абсолютно в каждой электричке, без этого ни один электропоезд просто не получит сертификат и его не выпустят на линию, — рассказал «СП» завлабораторией электротранспорта ВНИИЖТ Дмитрий Кирюшин. — А почему ее не включают? Об этом надо спрашивать в РЖД. Правда, однажды, когда я ехал в электричке, машинист объявил пассажирам: «Закрывайте окна, я включу вентиляцию». И она заработала.

Впрочем, скоро парк электропоездов пополнится немецкой техникой. В ходе июльского визита канцлера Германии Ангелы Меркель в Екатеринбург подписан контракт между РЖД и Siemens на поставку 240 электропоездов серии Desiro, сумма сделки оценивается в 2,2 млрд евро. Но здесь возникает вопрос: по карману ли РЖД такое удовольствие? Ведь, как заявил ранее Геннадий Верховых, компания ожидает в 2010 году 30 млрд рублей убытка от пригородных пассажирских перевозок.

Как утверждают специалисты, эти убытки весьма специфические. Они проверили ряд документов, которые РЖД и местные пассажирские компании предъявляют администрациям регионов на компенсацию убытков. Особое внимание привлекла одна строка под названием «прочие расходы», в расходной части которой более 50% всех средств, затраченных компаниями на пригородные пассажирские перевозки. А когда местные администрации спрашивают у РЖД как ее «расшифровать», им сообщают, что это «коммерческая тайна». На самом деле, все эти потери от бестолковой работы управленцев и диспетчеров РЖД, плюс завышенные сметы «аутсорсеров» — местных пассажирских компаний, и прочие неэффективные для государства схемы, считают специалисты.

И тем не менее, по некоторым сведениям, РЖД также собирается со следующего года поднять тарифы на проезд в Подмосковных электричках до 25 рублей за зону, сообщила Юлия Шарапова. «Такой прецедент уже был в январе нынешнего года, мы вмешались в этот процесс, организовывали митинги, писали в прокуратуру, и РЖД пришлось включить задний ход. Может быть, они думают, что на этот раз никто ничего не заметит, но это зря», — предупреждает ОЗПП.

Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Последние новости
Цитаты
Павел Грудинин

Директор ЗАО «Совхоз им. Ленина»

Олег Смирнов

Заслуженный пилот СССР

Владимир Жарихин

Заместитель директора Института стран СНГ

Комментарии
Новости партнеров
В эфире СП-ТВ
Новости СМИ2
Новости 24СМИ
Новости Лентаинформ
Выборы-2018
Выборы президента РФ
Новости Медиаметрикс
Рамблер/новости
Новости НСН
Новости Жэньминь Жибао
Новости Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня