18+
понедельник, 26 сентября
Экономика

«Wal-Mart» учится у России, замораживая цены на продукты

Крупнейшая в мире торговая сеть позаимствовала опыт решения экономических проблем у Путина и Ко

  
28

Согласно распространенному мексиканским филиалом мирового гиганта розничной торговли «Wal-Mart» пресс-релизу, руководством компании принято решение искусственно остановить рост цен на 500 основных продуктов питания и товаров первой необходимости, реализуемых через магазины сети.

«В рамках стратегии низких цен принято решение заморозить цены на растительное масло, молоко, хлеб, муку, фасоль, кофе, соки, макаронные изделия и предметы личной гигиены», — цитирует РИА «Новости» документ. Такое решение продиктовано, во-первых, желанием сохранить спрос на продукты, который в декабре показал снижение на 0,8%, а во-вторых, станет неплохим рекламным ходом. «Wal-Mart» имеет в Мексике 153 гипермаркета и универсама, торгующих продовольственными и промышленными товарами. Сеть пользуется большой популярностью у мексиканцев.

Предполагается, что цены будут заморожены пока до конца января. И только в Мексике. Будет ли распространен опыт на другие страны, где имеет свои представительства «Wal-Mart», а также займет ли более продолжительное время — станет ясно в дальнейшем.

Принимая подобное решение «Wal-Mart» практически повторила опыт примененный год назад российским правительством. Тогда в преддверии выборов парламента и президента страны осенью было принято решение жестко ограничить рост цен на товары первой необходимости. В их число вышли хлеб, некоторые виды молока и молочной продукции, сыры, яйца и растительное масло.

Предвыборное решение было поручено реализовывать Минсельхозу, а контролировать его выполнение налоговой, антимонопольной службам и правоохранительным органам. Ассоциациям и союзам крупных сетей, торговых компаний практически было навязано «соглашение о партнерстве», по которому торговая наценка на продукты из правительственного перечня не должна была превышать 10%.

Формальным поводом для принятия такого решения со стороны правительства была ситуация с развитием инфляционных процессов. По сравнению с 2006 годом, к началу осени-2007 хлеб подорожал на 20%, молоко — на 12%, сливочное и подсолнечное масло — на 17% и так далее. Это напугало власть, пред которой остро стояла задача обеспечить преемственность курса: добиться победы «Единой России» на парламентских, а Дмитрия Медведева — на президентских выборах. В итоге обе цели были достигнуты, хотя держать цены «добровольно замороженными» пришлось не до 31 декабря 2007 года, как предполагалось, а до мая 2008-го.

Лишь после подведения итогов голосования по выборам президента, руководство антимонопольной службы публично заявило, что мера себя исчерпала — ситуация стабилизировалась. Впрочем, в течение всей весны реальный рост цен на продукты питания составил 11,6%, что в 4 раза превышало аналогичные показатели в Европе. Такой оказалась оборотная сторона искусственной заморозки цен. Повторять пройденное — пока в нашем правительстве не собираются.

Понятно, что нынешнее решение «Wal-Mart» — крупнейшей торговой сети в мире носит не политический, а сугубо экономический расчет. Является попыткой пережить экономический кризис и связанное с ним падение покупательского спроса с наименьшими потерями.

Из истории

«Wal-Mart» — крупнейшая в мире розничная сеть, в которую входит около 7 тысяч торговых центров в 14 странах. Годовой оборот превышает 350 млрд. долларов.

Первый магазин будущей сети «Wal-Mart» открылся в 1962 году в городе Роджерс, штат Арканзас. Создателем стал небогатый бизнесмен Сэм Валтон (1918−1992). Ныне его вдова и дети контролируют крупнейшую в мире торговую империю, в которой трудится более 1.8 млн. человек.

Wal-Mart — это гигантские универсальные магазины, которые предлагают практически все виды товаров, необходимых в повседневной жизни. Это одна из крупнейших фирм планеты — по большинству сопоставимых критериев она обходит таких гигантов, как ExxonMobil, General Motors и General Electric. На долю «Wal-Mart» приходится примерно 10% всей розничной торговли США.

Сеть прославлена своим слоганом-девизом — «Низкие Цены Каждый День». А также низким уровнем зарплат людей, работающих на семью Валтон. Показательный пример, «Wal-Mart» предоставляет медицинские страховки менее 50% своего персонала — сотрудникам не дают трудиться более 32-х часов в неделю, что, по законам США, делает необязательным предоставление им страховок.

СМИ2
24СМИ
Цитаты
Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Первая полоса
Фото дня
СМИ2
Новости
24СМИ
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
Финам
НСН
Миртесен
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня
СП-ЮГ
СП-Поволжье