Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика
10 января 2009 09:30

«Wal-Mart» учится у России, замораживая цены на продукты

Крупнейшая в мире торговая сеть позаимствовала опыт решения экономических проблем у Путина и Ко

39

Согласно распространенному мексиканским филиалом мирового гиганта розничной торговли «Wal-Mart» пресс-релизу, руководством компании принято решение искусственно остановить рост цен на 500 основных продуктов питания и товаров первой необходимости, реализуемых через магазины сети.

«В рамках стратегии низких цен принято решение заморозить цены на растительное масло, молоко, хлеб, муку, фасоль, кофе, соки, макаронные изделия и предметы личной гигиены», — цитирует РИА «Новости» документ. Такое решение продиктовано, во-первых, желанием сохранить спрос на продукты, который в декабре показал снижение на 0,8%, а во-вторых, станет неплохим рекламным ходом. «Wal-Mart» имеет в Мексике 153 гипермаркета и универсама, торгующих продовольственными и промышленными товарами. Сеть пользуется большой популярностью у мексиканцев.

Предполагается, что цены будут заморожены пока до конца января. И только в Мексике. Будет ли распространен опыт на другие страны, где имеет свои представительства «Wal-Mart», а также займет ли более продолжительное время — станет ясно в дальнейшем.

Принимая подобное решение «Wal-Mart» практически повторила опыт примененный год назад российским правительством. Тогда в преддверии выборов парламента и президента страны осенью было принято решение жестко ограничить рост цен на товары первой необходимости. В их число вышли хлеб, некоторые виды молока и молочной продукции, сыры, яйца и растительное масло.

Предвыборное решение было поручено реализовывать Минсельхозу, а контролировать его выполнение налоговой, антимонопольной службам и правоохранительным органам. Ассоциациям и союзам крупных сетей, торговых компаний практически было навязано «соглашение о партнерстве», по которому торговая наценка на продукты из правительственного перечня не должна была превышать 10%.

Формальным поводом для принятия такого решения со стороны правительства была ситуация с развитием инфляционных процессов. По сравнению с 2006 годом, к началу осени-2007 хлеб подорожал на 20%, молоко — на 12%, сливочное и подсолнечное масло — на 17% и так далее. Это напугало власть, пред которой остро стояла задача обеспечить преемственность курса: добиться победы «Единой России» на парламентских, а Дмитрия Медведева — на президентских выборах. В итоге обе цели были достигнуты, хотя держать цены «добровольно замороженными» пришлось не до 31 декабря 2007 года, как предполагалось, а до мая 2008-го.

Лишь после подведения итогов голосования по выборам президента, руководство антимонопольной службы публично заявило, что мера себя исчерпала — ситуация стабилизировалась. Впрочем, в течение всей весны реальный рост цен на продукты питания составил 11,6%, что в 4 раза превышало аналогичные показатели в Европе. Такой оказалась оборотная сторона искусственной заморозки цен. Повторять пройденное — пока в нашем правительстве не собираются.

Понятно, что нынешнее решение «Wal-Mart» — крупнейшей торговой сети в мире носит не политический, а сугубо экономический расчет. Является попыткой пережить экономический кризис и связанное с ним падение покупательского спроса с наименьшими потерями.

Из истории

«Wal-Mart» — крупнейшая в мире розничная сеть, в которую входит около 7 тысяч торговых центров в 14 странах. Годовой оборот превышает 350 млрд. долларов.

Первый магазин будущей сети «Wal-Mart» открылся в 1962 году в городе Роджерс, штат Арканзас. Создателем стал небогатый бизнесмен Сэм Валтон (1918−1992). Ныне его вдова и дети контролируют крупнейшую в мире торговую империю, в которой трудится более 1.8 млн. человек.

Wal-Mart — это гигантские универсальные магазины, которые предлагают практически все виды товаров, необходимых в повседневной жизни. Это одна из крупнейших фирм планеты — по большинству сопоставимых критериев она обходит таких гигантов, как ExxonMobil, General Motors и General Electric. На долю «Wal-Mart» приходится примерно 10% всей розничной торговли США.

Сеть прославлена своим слоганом-девизом — «Низкие Цены Каждый День». А также низким уровнем зарплат людей, работающих на семью Валтон. Показательный пример, «Wal-Mart» предоставляет медицинские страховки менее 50% своего персонала — сотрудникам не дают трудиться более 32-х часов в неделю, что, по законам США, делает необязательным предоставление им страховок.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня