Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Вам трасса нужнее к морю или в Сибирь?

«Везде надо» не получится: у нас, оказывается, дороги «не той модели»

6942
Вам трасса нужнее к морю или в Сибирь?
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Материал комментируют:

В стране не хватает серьезных частников, готовых вложить свои средства в строительство первой в России частной автотрассы «Меридиан». Поэтому в российском правительстве рассматривается возможность внесения доли государства в этот проект. Ну, ничего смешного, разве мало примеров, когда у грандиозных объектов, которые строились всей страной, потом вдруг «за три копейки» объявлялись частные владельцы? Но сейчас не об этом, анекдот в другом.

Как ранее сообщал вице-премьер Марат Хуснуллин, строительство первой в России частной трассы «Меридиан», призванной через российскую территорию соединить Европу и Китай, может быть частично профинансировано государством, ведется оценка общей стоимости проекта и обсуждение доли госучастия в нем.

Но оказывается, особым спросом эта дорога пользоваться не будет. А значит под большим вопросом возврат инвестиций — хоть частных, хоть государственных. При всей ее перспективной значимости.

Читайте также
Разведчик морского дна: «Владимир Козицкий» поможет «Варшавянке» топить эсминцы НАТО Разведчик морского дна: «Владимир Козицкий» поможет «Варшавянке» топить эсминцы НАТО Новый «проходимец» подводных лодок вошел в состав Черноморского флота

По проекту предполагается, что трасса «Меридиан», которая должна автомобильным маршрутом через Россию соединить Европу и Китай, будет построена по стандартам европейской магистрали с четырехполосной скоростной дорогой от Белоруссии до Казахстана. На российской территории первый этап стройки — это 430 км дороги от границы с Казахстаном в Оренбургской области до Самарской области. Второй отрезок включает транзит по Самарской, Саратовской, Тамбовской областям до трассы М-4 «Дон», протяженность — примерно 1100 км. Заключительный этап (452 км) должен пройти от М-4 до границы с Белоруссией.

Таким образом общая протяженность автодороги из Китая до Западной Европы составит 8445 км, из которых 1982 км пройдут по России.

Круто: выехал россиянин на «Меридиан» — и хоть на Пекин, хоть на Гамбург поворачивай. И транзит на высокой скорости сквозит.

Но есть нюансы. Главу государственной компании «Автодор» Вячеслава Петушенко в интервью РИА Новости спросили, готова ли эта дорожно-строительная организация приступить к работе на «Меридиане», если государство зайдет в проект?

«Партия скажет «надо», мы скажем «есть», — по-комсомольски лаконично ответил Вячеслав Петушенко. Но все же попытался пояснить скупость своего комментария по этому вопросу: «На самом деле сегодня по экономическим моделям она… Мы видим там большие риски по трафику».

То есть при всей очевидной нужности этой автотрассы интенсивность движения на ней, достаточная для окупаемости вложенных в строительство ресурсов, не прогнозируется.

Проблема в экономической модели. Что там не так насчитали? Если упрощенно, то спрос есть, но предложение ценой отпугивает. Поскольку строить дороги недорого и при этом качественно в России пока не очень получается. Хотя деньги-то на строительство — даже по этой «рисковой» экономической модели — правительство найдет, чтобы совсем не оплошать перед западными и восточными партнерами. На что убытки спишет? Ну есть же традиция ссылаться на сложный российский климат, из-за которого дороги у нас «золотые».

Читайте также

Но есть и хорошие новости от «Автодора»: этим летом на скоростной автомагистрали М-4 «Дон», пролегающей от Москвы до Черного моря, пробок не будет, пообещал Вячеслав Петушенко. Потом, видимо, на всякий случай уточнил: «Конечно, безусловно. Вот до Ростова мы совершенно четко проезжаем без пробок. Ростов — да. Аксай — там, конечно, сложно. Между Ростовом и Краснодаром тоже нет никаких проблем, потому что были построены развязки, дорогу расширили до 4−6 полос. Когда два этих узла развяжем, будет очень комфортно ездить».

С учетом того, что эта — по большей части платная — дорога строится не первое и не второе десятилетие, ждать полноценной езды по М-4 российским автоотпускникам, очевидно, осталось недолго. Может, еще десяток лет, ну, полтора…

Хотя надо отметить, «заслуга» госкорпорации в эпохальности долгостроя этой супервостребованной трассы лишь частичная — «Автодор» получил «Дон» в доверительное управление в 2010 году. Ну никак не получается с ветерком, до моря, так у «Автодора» же еще куча таких проектов.

Вот, например, строительство автомагистрали М-12 от Москвы до Екатеринбурга госкорпорация обещает завершить уже в 2023 году. И сейчас стоит вопрос: куда вести трассу дальше?

Читайте также
«Скорую притащил трактор» «Скорую притащил трактор» Сергей Шаргунов о жизненной важности сельских дорог

«У нас вообще много проектов, которые мы рассматриваем, рассказал Вячеслав Петушенко. — Первый — идти на восток через Омск и Новосибирск. До Омска совершенно четко видим необходимость высокоскоростной трассы, где будет экономиться время. Второй — развитие юго-восточной хорды, которая идет через Тольятти, Самару, Саратов, Волгоград до Краснодара. Сегодня путь из Урала на юг — это перепробеги в 400 километров. Наши расчеты предполагают, что новая трасса заиграет. Ключевая задача по большому счету в 2023 году начать новый проект. Для этого нам в этом году нужно определиться, куда мы пойдем. То ли это будет Екатеринбург-Омск-Новосибирск, то ли это будет Екатеринбург-Краснодар».

Вот такая развилка получается. Куда повернуть «Автодору» автомагистраль из Екатеринбурга — на Новосибирск или на Краснодар? Какая дорога нужнее стране?

Ответы экспертов, опрошенных «СП», только еще больше озадачивают — в стране во всех направлениях нужны дороги, а не только обещания их построить (от себя замечу — особенно это проявляется в канун выборных компаний). И даже международная автомагистраль «Меридиан» все-таки нужна — хоть частная, хоть наполовину государственная.

— Можно, конечно, отшутиться, что ваш вопрос из серии: «Вам нужен больше левый глаз или правый?», — сказал директор по транспортной логистике ООО «Байкал-Сервис ТК» Виталий Скуратов. — Но если шутки в сторону и взглянуть здраво, то должен заметить, что отрезки Екатеринбург — Омск и Екатеринбург — Краснодар не идут ни в какое сравнение. Направление на юг видится стратегически более правильным. Плечо Екатеринбург — Омск само по себе не сильно задерживает транспортный поток между этими регионами, а для транзитных грузов с запада страны начинает все большую роль играть железная дорога. А вот если бы мы могли существенно ускориться с юга и на юг — было бы здорово, эта тема очень хорошая.

— Открытие автомагистрали в любом из указанных направлений — это возможность для перевозчиков сократить сроки доставки, повысить безопасность движения и снизить затраты на техническое обслуживание автомобилей благодаря хорошему дорожному покрытию, — сообщила пресс-служба ГК «Деловые Линии». — Если смотреть с точки зрения грузопотока, то более загружена трасса Екатеринбург-Новосибирск. Так, в нашей компании в 2021 году количество рейсов из Екатеринбурга в Сибирь в 4 раза больше, чем в южном направлении.

Читайте также
Минсельхоз завезет мигрантов эшелонами Минсельхоз завезет мигрантов эшелонами Без гастарбайтеров некому собирать овощи и фрукты, из-за чего все сгниёт прямо на полях

— Все зависит от конечной цели. Если дорога внутреннего применения, то лучше смотреть на юг и Поволжье — там живёт больше людей. Если есть задача встроиться в международные поставки и увеличить грузопоток по российской части маршрута Китай-Европа, то тогда продлять надо в сторону Сибири, тем более что местные жители там часто жалуются на качество дорог, — считает президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей Виталий Манкевич. — Сейчас у нас на повестке уже есть проект дороги «Меридиан», которая должна связать Европу и Западный Китай через Россию. Сам проект включен в план модернизации инфраструктуры до 2024 года, однако пока речь идет только про выкуп земли, власти обещали начать строительство в 2021, посмотрим, насколько эти обещания сбудутся.

Российские власти стараются идти по кейнсианскому пути, то есть строить дороги для того, чтобы перезапустить экономику. То же самое в свое время делал Китай, и благодаря этому Китай успешно прошел кризис 2008—2009 годов. Правда, в Китае не только много строят дороги, но и сажают тех, кто незаконным образом наживается на этих стройках.

У России есть огромный транзитный потенциал, который используется крайне скверно из-за проблем с инфраструктурой: низкой пропускной способности железной дороги, плохого качества дорог в Сибири и на Дальнем Востоке. В итоге мы начинаем проигрывать конкуренцию Казахстану за китайский трафик, пока по некоторым маршрутам, что крайне неприятно.

Последние новости
Цитаты
Кирилл Кабанов

Член Совета при президенте России по правам человека (СПЧ), глава Национального антикоррупционного комитета

Александр Аверин

Экс-боец ополчения Луганской народной республики

Николай Харитонов

Депутат Государственной Думы, фракция КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня