По итогам 2020 года Россия вошла в первую пятерку стран по масштабу и скорости падения благосостояния населения среди крупнейших экономик мира. Такие результаты представил банк Credit Suisse в своем ежегодном отчете Global Wealth Report.
Всего лишь за год благосостояние российских домохозяйств сократилось на 338 миллиардов долларов в номинальном выражении. По этому показателю Россия уступила лишь Индии (594 млрд. долл.) и Бразилии (839 млрд. долл.) По относительной скорости падения совокупного благосостояния, которая составила 9,9% за год, наша страна заняла четвертое место среди 50 крупных государств. Можно сказать, что цель войти в топ-пять экономик мира, поставленная президентом РФ Владимиром Путиным, выполнена, только совсем не так, как подразумевалось.
В среднем на каждого взрослого жителя России приходится 27 162 тысячи долларов благосостояния, и за год эта сумма уменьшилась на 9,6%. Естественно, сумма благосостояния на душу населения усредненная, и большая часть жителей России не обладают активами в размере 27 с лишним тысяч долларов.
Просто сюда входят и состояния российских миллиардеров, а по свежим оценкам Boston Consulting Group, около 500 богатейших россиян владеют 40% всех финансовых активов страны. Совокупная сумма средств, которой владеют менее 0,0001% населения, составляет 640 миллиардов долларов.
По такому показателю имущественного расслоения общества, как коэффициент Джини, Россия занимает одно из ведущих мест в мире, опережая даже большинство стран Латинской Америки и Африки.
На самом же деле, по подсчетам Credit Suisse, примерно у половины населения страны суммарный объем активов не превышает сумму в 5 431 доллар на человека. А за последний год этот показатель еще и сократился на 691 доллар или 11,2%. Этот показатель медианного благосостояния примерно на уровне Эквадора и Перу. Для сравнения, в США он составляет 79,2 тыс. долларов, а в Эстонии — 38,9 тыс. долларов. Даже в Албании уровень медианного благосостояния выше российского в 2,8 раз.
Старший научный сотрудник Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков убежден в том, то такого резкого сокращения благосостояния россиян удалось бы избежать, если бы правительство охотней тратило средство на поддержку населения и бизнеса. Но оно предпочло не распечатывать «кубышку», оставив ее то ли на еще один «черный день», то ли на реализацию сомнительных проектов.
— В 2020 году наша экономика сократилась более чем на 3%, хотя есть страны, которые, несмотря на пандемию, показали не падение, а рост, например, Ирландия или Турция. Да, в России падение было меньше, чем у большей части Европы, но и преувеличивать наши успехи не следует.
Тем не менее, полагаю, что причина такого сокращения благосостояние в том, что наши власти оказали очень небольшую помощь населению и бизнесу по сравнению с той же Европой или США. В Америке, несмотря на падение экономики примерно на нашем уровне, доходы домохозяйств даже выросли благодаря щедрой помощи государства.
В России же экономическая помощь была незначительной. Оценки ее объемов разные, но никто не приводит цифру выше 3% ВВП. По моим подсчетам прямая экономическая помощь не превысила 2%. Это чуть больше двух триллионов рублей. Это очень мало, потому что в США на эти цели выделили 10% ВВП, в европейских странах вроде Германии даже больше, они приближаются к 20%, такая же ситуация и в Японии.
Если государство тратит имеющиеся у него ресурсы в период экономического спада, оно может сгладить падение доходов населения. Но российское государство делало это крайне неохотно, и последствия мы наблюдаем в виде снижения благосостояния.
«СП»: — Буквально на днях глава ЦБ Эльвира Набиуллина пояснила, что мы не может просто так раздавать деньги, так как это приведет к ускорению инфляции…
— А речь не идет о том, что мы должны были просто так напечатать большое количество денег и их раздавать, как в Венесуэле. У России есть Фонд национального благосостояния, который превышает 13 триллионов рублей. Мы из него фактически ничего не потратили, более того, за время эпидемии он даже вырос. Но мы вполне могли бы использовать уже имеющиеся ресурсы для помощи населению.
«СП»: — Но ведь эти средства власть откладывает на «черный день», считаете, можно их потратить на насущные нужды?
— Какой еще «черный день» может быть по сравнению с такой беспрецедентной историей, которую мы наблюдаем с пандемией? Кстати говоря, и падение цен на нефть на протяжении большей части года тоже было. Чего еще нам ждать — вторжения инопланетян?
Логика того, что Фонд национального благосостояния нельзя просто так весь растратить, в принципе, верна. Но только если мы говорим о том, что его нельзя потратить на какие-то инвестиционные проекты, которые то ли окупятся, то ли нет, на рискованные операции и авантюры.
Напомню, что в период предыдущего падения цен на нефть за три года с 2014-го по 2016-й мы потратили примерно половину ФНБ. Потом котировки снова стали расти и мы нарастили его объемы. Нынешняя пандемия — это и есть тот самый «черный день», для которого этот фонд готовился.
«СП»: — Почему же власти его практически не используют?
— Думаю, потому что, во-первых, властям банально жалко этих денег. А, во-вторых, потому что они как раз хотят потратить его на то, на что тратить не нужно, а именно на инвестиции в разного рода проекты «правильных» людей вроде трассы из Москвы в Казань, которая непонятно кому нужна.
Вообще когда мы наблюдаем такую ситуацию с ФНБ, невольно возникают вопросы, а правда ли этот Фонд существует? Знаете, у Советского Союза тоже вроде как были большие резервы, а когда он развалился, оказалось, что и нет ничего.
«СП»: — Несмотря на то, что благосостояние россиян в целом упало, в последнем рейтинге Forbes, опубликованном в марте 2021 года, оказалось, что суммарное состояние российских миллиардеров выросло с 392 миллиардов до 606 миллиардов. Как это возможно?
— Ничего удивительно здесь нет. В течение последнего полугода резко выросли цены на сырье, прежде всего, на металлы. Состояние обычно считается по капитализации принадлежащих компаний. Если цены растут на треть или чуть ли не в два раза, как в химической промышленности, понятно, что это положительно сказывается на капитализации компаний.
Но это очень волатильный показатель. Когда цены на сырье падают, точно так же благосостояние крупнейших предпринимателей начинает сокращаться.
Доцент Финансового университета при правительстве Российской Федерации Олег Комолов, считает, что еще одной важной причиной падения благосостояния россиян стала очередная девальвация рубля, которая привела к росту цен на широкий спектр товаров.
— Первый фактор связан с тем, что в силу очень высокого социального расслоения главным источником понятия «национальное богатство» являются не доходы всех наших соотечественников, а наиболее состоятельной ее части. То есть олигархов, которые контролируют самый прибыльный сектор российской экономики — нефтегазовый.
В силу того, что доходы от экспорта углеводородов в 2020 году упали из-за пандемии, экспортные доходы российских олигархов снизились, что сказалось на общей статистике.
Второй фактор, который является универсальным для всех — это проблема девальвации рубля. Российский рубль входит в число валют, которые сильнее всего пострадали от пандемии. Очередная девальвация рубля привела к тому, что реальные располагаемые доходы всех жителей России снизились. Мы потребляем значительную часть товаров импортного производства, а вместе с падением курса рубля и ростом курса доллара эти товары становятся менее доступными для большинства населения. Естественно, стоимость рублевых активов наших граждан в долларах тоже автоматически снижается.