Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Санкции
29 июня 2021 13:47

Россия присоединилась к западным санкциям против Минска?

Почему наши гражданские самолеты начали облетать Белоруссию, не заходя в ее воздушное пространство

4174
Россия присоединилась к западным санкциям против Минска?
Фото: PA Images/ТАСС
Материал комментируют:

Крупнейшая в России грузовая авиакомпания «Волга-Днепр» перестала использовать для полетов воздушное пространство Белоруссии, сообщает РБК.

Издание сначала обратило внимание на изменение маршрутов на сервисе Flightradar, а затем подтвердило это у представителя компании. «Мы действительно решили временно не использовать для полетов своих самолетов воздушное пространство Белоруссии», — ответил источник, отказавшись от дальнейших комментариев.

Ранее США, ЕС и Великобритания и США ввели санкции против «Белаэронавигации». Пролет через Белоруссию и оплата навигационных сборов подразумевает сотрудничество с «Белаэронавигацией», нарушение режима санкций и уголовное наказание, разъяснил британский авиарегулятор в письме авиакомпаниям 21 июня.

Читайте также
«Кто сильнее, тот и прав»: Какое место займет Россия в новом политическом замесе «Кто сильнее, тот и прав»: Какое место займет Россия в новом политическом замесе Кроме ядерных ракет, лидерам нового «Ялтинского мира» потребуется кое-что посущественней

«Самолеты группы „Волга-Днепр“ (кроме одноименного перевозчика в нее входят авиакомпании AirBridgeCargo и „Атран“) перестали использовать воздушное пространство Белоруссии практически на следующий день после получения письма от управления гражданской авиации Великобритании», — пишет РБК.

Сообщается, что головная структура группы Volga-Dnepr Logistics B.V. зарегистрирована в Нидерландах. У компании уникальный флот тяжелых транспортных самолетов Ан-124 «Руслан», благодаря которым она специализируется на крупных международных перевозках, в том числе негабаритных и уникальных грузов.

В 2020 году выручка компании выросла на 40%, до $2,34 млрд, благодаря росту ставок фрахта и увеличению объема грузоперевозок в период пандемии. На прошлой неделе стало известно, что группа готовит размещение облигаций на 7 млрд рублей. Как отмечает РБК, значительный объем перевозок «Волга-Днепр» выполняет за пределами России.

Российские пассажирские компании знают о запрете британского регулятора сотрудничать с «Белаэронавигацией», но продолжают выполнять рейсы в Минск и использовать воздушное пространство Белоруссии для транзитных полетов, например, в Калининград, сообщает издание.

И как это понимать? Россия начала соблюдать антибелорусские санкции? А как же Союзное государство? А что, если Минск начнет соблюдать санкции, введенные в отношении Москвы? Впрочем, «Белавиа» до сих пор не летает в Крым, несмотря на обещания президента Александра Лукашенко. Но ведь туда не летает и российский лоукостер «Победа»…

— Если в компании «Волга-Днепр» нет государственного участия, и она не получает государственных преференций, она вправе делать, что угодно, — уверен директор Института ЕАЭС Владимир Лепехин. — Тем более, если компания прогнозирует убытки в случае принятия к ней санкционных мер со стороны стран, от полетов в которые она не может отказаться. Вот когда Сбербанк (банк с государственным участием и госпреференциями) отказывается работать в Крыму — возникают вопросы, а в случае с частными компаниями таких вопросов возникать не должно.

«СП»: — Это первая компания, которая начала облетать Белоруссию. Но последняя ли? Многие ли так же бросятся выполнять западные санкции?

— Не вижу особой проблемы — даже если все частные российские компании откажутся летать в Белоруссию и через Белоруссию. В России в любой момент можно создать негласную дочку любой авиакомпании, которая будет специализироваться только на полетах в РБ, а также возить граждан Белоруссии в Европу через Калининград.

«СП»: — Насколько это ударит по Белоруссии и нашей интеграции?

— Ударит, но не сильно. Поезда ведь в Европу из Минска не отменены. Да и автоперевозки сохраняются. И опять же, повторю: при помощи России можно переформатировать статистику полетов в РБ и из РБ через пересадку в Калининграде. Я думаю, что Калининград не откажется подзаработать.

Читайте также
За чей счет банкет: государству предложили заплатить за локдаун За чей счет банкет: государству предложили заплатить за локдаун Бедственное положение малого бизнеса становится почвой для предвыборного пиара

«СП»: — Что власти наших стран могут сделать для исправления ситуации?

— Что значит — исправлять? Нам давно объявили войну и геноцид. А мы должны думать, как исправить атаки на Россию и Беларусь? Надо воевать — жестко отвечать по всем направлениям атаки. Почему мы по-прежнему платим взносы в ПАСЕ и в Совет Европы? Почему мы признаем деятельность давно бессмысленной ОБСЕ? Почему играем в партнерство с НАТО? Надо приравнять враждебные действия стран ЕС по отношению к РФ, РБ и ЕАЭС к военным действиям и начать отвечать. Для начала — сворачивать импорт из тех стран, которые голосуют в ЕС за санкции против РФ и РБ.

«СП»: — Кстати, дочка «Аэрофлота» «Победа» не летает в Крым. То есть даже российские компании, даже дочка крупнейшего перевозчика соблюдает санкции. Почему?

— Да потому, что у «Победы» самолеты в лизинг. Такова цена разрушения российской авиапромышленности: фактически работаем в небе на условиях Запада, а называем это унижение «Победой». В этом смысле позорную лизинговую компанию следует называть не «Победа», а «Поражение». И соответственно, важно создавать отечественные лоукостеры на базе собственных самолетов, чтобы потом не позориться.

«СП»: — А много ли у нас собственных самолетов? Хватит на создание такой компании? И да, к ним Запад никак не подкопается? Все те, компании, кто летает в Крым, а среди них и Аэрофлот, и Уральские авиалинии, и S7— они исключительно на наших самолетах летают? Почему их никак не тронули?

— Ну мы же разрушили собственную авиационную промышленность — отсюда и пожинаем плоды санкционного давления. Ну а новый проекты в виде «Сухого-суперджет» существуют только за счет кооперации с западными компаниями. Понятно, что в этом смысле ситуация в российско-белорусском небе почти безвыходная и, например, наш «Аэрофлот» особо не трогают именно потому, что он один из самых больших мировых закупщиков «Боингов», но с чего-то ведь надо начинать. Для начала — создание парочки лоукостеров с малыми самолетами отечественного производства. Затем нужно диверсифицировать авиапарк посредством кооперации с Китаем. Затем выводить «Сухой» на собственные комплектующие и т. п.

Читайте также

— Думаю, дело в том, что у компании «Волга-Днепр» головной офис в Нидерландах, — считает политолог Всеволод Шимов. — Вообще, чем больше бизнес завязан на связи с Западом, тем более он чувствителен к подобным вещам. Значит, данная компания критически зависит от взаимодействия с западными контрагентами, и ее руководство считает, что облёт Белоруссии для нее обернется меньшими затратами, чем несоблюдение западных санкций.

«СП»: — В то же время российская «Победа» не летает в Крым. Россия хотя бы свои компании может заставить обходить западные санкции? Может, мы пока не в праве от белорусов что-то требовать?

— Думаю, в данном случае каждая компания сама решает, как ей лучше поступать. Вся эта ситуация лишь демонстрирует то, что Россия и ее бизнес по-прежнему очень сильно завязаны на глобальные экономические связи, а правила в глобальной экономике так или иначе диктует Запад.

Насколько я понимаю, отношения между государством и бизнесом в РФ таковы, что правительство не будет диктовать частным компаниям, как им поступать в той или иной ситуации. В Белоруссии, напротив, государственный контроль над бизнесом гораздо выше, а авиакомпания «Белавиа» и вовсе является государственной, так что решение, к примеру, не летать в Крым, в значительной степени является политическим. Хотя понятны и экономические резоны — угроза санкций и риск разорения, а белорусское руководство не хочет остаться без государственного авиапервозчика-монополиста. По всей видимости, белорусская сторона рассматривала возможность полетов в Крым в случае тех или иных компенсаций со стороны России, однако так их и не получила. Поэтому полеты белорусских самолётов в Крым — вопрос торга между Минском и Москвой.

Читайте также
Британский эсминец Defender попадет под удары русского «Кинжала» у берегов Сирии Британский эсминец Defender попадет под удары русского «Кинжала» у берегов Сирии МиГ-31К наведет шороху английской эскадре в Средиземном море

«СП»: — Лукашенко все же недавно говорил, что даст «Белавиа» поручение проработать полеты в Крым. И что? В какой стадии эта проработка? Или это только слова были?

— Возможно, только слова. А возможно, идёт закулисный торг, и белорусская сторона пытается выбить максимум бонусов и преференций за этот «союзный» шаг. Судя по тому, что никаких новостей на эту тему больше не слышно, Москва не готова оплачивать полеты «Белавиа» в Крым.

«СП»: — Если у нас с Белоруссией союзное государство, то и механизмы противостояния подобным вызовам должны быть общие. Ведётся ли работа в этом направлении?

— Да, это вопрос институциональной слабости Союзного государства и отсутствия общей экономической политики. Кроме того, есть проблема зависимости как России, так и Белоруссии от глобальной экономики, где правила устанавливаем не мы. Поэтому инициатива регулярно оказывается в руках Запада, который смело размахивает санкционной дубиной, а нам только остаётся реагировать и обороняться, причем делая это невпопад и вразнобой.

Последние новости
Цитаты
Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня