Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Санкции
9 июля 2021 17:24

Киевский транзит: Незалежная компенсирует Литве убытки от русофобии?

Смогут ли украинские грузы спасти умирающие прибалтийские порты?

5074
На фото: морской порт в Клайпеде
На фото: морской порт в Клайпеде (Фото: DPA/ТАСС)
Материал комментируют:

Клайпедский порт может стать торговыми воротами Украины со скандинавскими странами. Об этом, как сообщает BNS. lt, заявил министр транспорта и коммуникаций Литвы Марюс Скуодис во время встречи с главой Министерства инфраструктуры Украины Александром Кубраковым.

По словам Скуодиса, Литва видит неиспользованный потенциал украинских грузов и ожидает их увеличения в балтийской республике. Кроме того, по мнению Скуодиса, литовский бизнес тоже может использовать украинские порты как южные ворота в Турцию и страны Ближнего Востока.

Читайте также
Герой Украины Надежда Савченко: Надо было отказаться от Крыма и Донбасса Герой Украины Надежда Савченко: Надо было отказаться от Крыма и Донбасса Вцепившись зубами в свою территориальную целостность, Незалежная продолжит распадаться

«На железных дорогах Литвы украинские грузы составляют около 3−4%, а порт обрабатывает только 1% украинских грузов. В сегодняшнем геополитическом контексте, когда речь идет о диверсификации стран, грузов и товаров, именно Украина создает для нас много нового и неиспользованного потенциала», — отметил Скуодис.

Ранее глава Клайпедского порта Альгис Латакас заявил, что после потери грузов из Белоруссии морская гавань будет нести убытки. Он напомнил, что 32% перегружаемых в порту грузов являются белорусскими. Подавляющая часть из них — это попавшие под санкции калийные удобрения, ещё 12% процентов приходится на также попавшие под ограничения нефтепродукты.

Стоит отметить, что Минск и так давно планировал переориентировать свои грузы на российские порты. Ещё в феврале президент Белоруссии Александр Лукашенко одобрил проект межправительственного соглашения с РФ о перевозке и перевалке нефтепродуктов для экспорта в третьи страны через российские морские порты. Только в марте через терминал морского порта Усть-Луга было доставлено почти 111 тысяч тонн бензина вопреки запланированной норме в 86 тысяч тонн, а в Петербургский нефтяной терминал было направлено для перевалки вместо запланированных 90 тысяч тонн — 96,9 тысячи тонн мазута. В будущем планировалось направить через российские порты и калий. Европейцы своими санкциями ускорили процесс.

Но сможет ли Украина своими грузами компенсировать эти убытки? Что она вообще может вывозить? А главное, зачем ей это? У нее есть свои порты на Черном и Азовском морях. Наконец, как их доставлять? Через недружественную Белоруссию, которая не даст на то разрешения? Или через Польшу? Но тут есть другая проблема: на чем возить? Из Варшавы в сторону Литвы проходит однопутная железная дорога, но очень сомнительно, что поляки ради украинского транзита займутся реконструкцией этой магистрали. Наконец, самое интересное: ширина колеи: на Украине она составляет 1520 мм (еще со времен СССР), в Польше — в основном европейский стандарт — 1435 мм, а в Литве — тоже русский стандарт — 1520 мм. Это значит, что на границах между Украиной и Польшей и Польшей и Литвой нужно дважды менять колесные пары, то есть строить специальные пункты перестановки вагонов. Едва ли кто-то будет этим заниматься ради мифического украинского транзита…

— Вероятно, литовский министр в силу своих должностных обязанностей ищет пути компенсации предстоящих от потери белорусских грузов убытков для литовский портов и железной дороги, — считает белорусский журналист Сергей Смирнов. — Потому к его словам слоит отнестись, как к «прожекту», «мозговому штурму» и мыслям вслух.

Вероятная логистическая цепочка сложно реализуема на практике. Скорее всего литовский министр просто «ляпнул». Считаю, что расчетами должны заниматься специалисты. У Литвы должен быть «бизнес-план», пока это просто слова и хотелки.

Читайте также
Три беса Чёрного моря: Крымский мост ждет сакральную жертву Три беса Чёрного моря: Крымский мост ждет сакральную жертву Путин сказал, что будем топить. И ведь точно потопит того, кто рискнет Севастополь атаковать

«СП»: — Если все же представить, что они договорятся, что Украина будет возить? А самое главное — нужно это Украине? У нее свои порты есть…

— Здесь вы упускаете важный момент — встречное предложение Литвы, использовать украинские порты для торговли на Юге (с Турцией и Ближним Востоком). Возможно, «прожект» литовской стороны не лишен смысла, если рассматривать его как составную часть «шелкового пути», будущего мегапроекта Китая по перевалке своих грузов в ЕС. Любая страна на пути в ЕС мечтает быть встроенной в будущую логистическую цепочку Китая, стать его автобаном и складом, но Пекин пока кокетничает и «обещает жениться» всем.

«СП»: — Если даже представить гипотетически, может ли Украина хотя бы частично компенсировать литовцам и прочим прибалтам потерю России и Белоруссии? Хоть кто-то может компенсировать? Или литовцам лучше помириться с Лукашенко?

— В ближайшей перспективе заменить белорусские грузы литовским портам объективно будет нечем. Но я бы не стал лицемерить и «хоронить» литовские порты. Ничто не вечно. Сегодня в Белоруссии одна политика, завтра будет другая. Белорусские грузы пока не ушли из Клайпедских портов, и говорить о будущем преждевременно. В любом случае, потеря 300−500 млн. для Литвы не так много, если учесть, что Вильнюс находится на дотациях из ЕС.

Я думаю, еврочиновники демонстративно и с лихвой компенсируют Литве все убытки, которые она понесет от перепалки «за демократические» ценности с Лукашенко.

— Нельзя сказать, что Литва так уж сильно пострадала от ухода России и Белоруссии, — уверен эксперт аналитического портала Rubaltic.ru Алексей Ильяшевич. — Не сильно. Пятый пакет санкций ЕС против Белоруссии все же оказался довольно мягким. На торговлю нефтепродуктами и удобрениями (а это основные статьи белорусского экспорта) наложили частичные ограничения. При этом о запрете на транзит калия через территорию ЕС речь не идет. Но это пока. Лукашенко сам заинтересован в том, чтобы не ждать у Балтийского моря погоды и перевести в Усть-Лугу как можно больше белорусских грузов. Так что главные транзитные страдания у Литвы еще впереди. Вот она и суетится — ищет новых грузоотправителей в Узбекистане, Азербайджане, Турции, Украине.

Читайте также

«СП»: — А как он предполагает доставлять грузы из страны, с которой нет общей границы?

— Проблемы очевидны, а экономическая выгода — отнюдь нет. Кроме того, у Польши тоже есть портовая инфраструктура. Почему бы ей не прибрать к рукам украинские грузы, а не гнать их в соседнюю Литву? О Польше часто незаслуженно забывают, когда говорят о конкуренции за транзит на Балтике.

Вообще, литовцы живут в каком-то своем мире. Я не первый раз замечаю, что их чиновники говорят о диверсификации как о некоем глобальном тренде. Но в сфере грузоперевозок это не работает. Никто не ищет новые рискованные маршруты, если старые хорошо работают. Тот же Лукашенко годами говорил о переориентации транзита, а до конкретных действий дело дошло только сейчас (да и то под влияние внешних факторов).

«СП»: — А самое главное — нужно это Украине? У нее свои порты есть…

— А это вообще ключевой момент. У Украины не просто есть свои порты — они, в отличии от портов той же Прибалтики, ориентированы именно на обработку отечественных грузов. Более трети всех экспортных потоков там приходится на долю масла и хлебной продукции, а процент транзитных грузов совсем не велик. Кроме того, по итогам 2019 года украинские порты отчитались о рекордных объемах перевалки за все время. Суммарно вышло более 160 миллионов тонн грузов. Это очень много (для сравнения — Клайпеда по итогам прошлого года обработала чуть больше 47 миллионов тонн).

Украина по максимуму загружает свои порты. А господин Скуодис предлагает им кормить Клайпеду, Литовскую железную дорогу. И польских железнодорожников тоже. Знаете, мне это напоминает планы поставок сжиженного природного газа с СПГ-терминала в Клайпеде на Украину. Такая же «феерическая» затея.

«СП»: — Ну а даже если гипотетически представить, что они договорятся, что Украина будет возить? Может ли она хотя бы частично компенсировать потерю России и Белоруссии?

— Теоретически могут договориться по грузам, которые идут в Скандинавию. Скуодис тоже отдельно упомянул Скандинавию — возможно, это целесообразно. Зачем огибать целый континент, если можно по железной дороге добраться до Клайпеды? А оттуда до Норвегии, Швеции и Дании уже рукой подать. Но эти страны, конечно, не являются основными торговыми партнерами Украины.

Читайте также
Кто готовил Путину его «Стратегию безопасности»? 43 страницы трескотни и словоблудия Кто готовил Путину его «Стратегию безопасности»? 43 страницы трескотни и словоблудия Кремлевские «роботы» опять подставили президента

Еще один интересный момент: через Украину Литва хочет «присосаться» к торговым потокам, которые идут из Турции. Но это старая идея, её уже много лет обсуждают. А воз и ныне там. Турки так и не заинтересовались возможность пользоваться услугами Клайпедского порта.

«СП»: — А реально кто-то может компенсировать? Есть ли будущее у литовских портов или их можно хоронить?

— Я не вижу такой возможности. Конкуренция за грузы на Балтике (и не только там) сумасшедшая. Все уже схвачено. Маршруты проложены, схемы наработаны.

С другой стороны, хоронить Клайпеду тоже не стоит. Даже без белорусских грузов порт будет функционировать. Точно так же, как функционируют порты Риги, Вентспилса, Лиепаи. Просто масштабы уже не те.

«СП»: — Скуодис говорит, что литовский бизнес тоже может использовать украинские порты как южные ворота в Турцию и страны Ближнего Востока. Это реально? Есть им, что вывозить?

— Не знаю, реально это или не реально, но это несерьезно. Объемы торговли там мизерные. Ну что может получить Украина с её мощнейшей портовой инфраструктурой от перевалки литовских грузов? Какие-то крохи, да и то в лучшем случае…

Последние новости
Цитаты
Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Максим Шевченко

Журналист, общественный деятель

Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня