Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Регионы
28 июля 2021 08:03

«Стыдно должно быть»: идеи Минфина о перераспределении налогов сочли нереальными

Вместо заботы о регионах власти предпочитают пудрить людям мозги

3881
Перенаправление НДФЛ за граждан, трудоустроенных по договору удаленной занятости, в бюджет того региона, где они состоят на налоговом учете, поможет региональным бюджетам
Перенаправление НДФЛ за граждан, трудоустроенных по договору удаленной занятости, в бюджет того региона, где они состоят на налоговом учете, поможет региональным бюджетам (Фото: ТАСС/ Сергей Бобылев)
Материал комментируют:

По итогам последнего послания президента Владимира Путина Федеральному собранию перед российским кабмином и комиссией Госсовета по направлению «Экономика и финансы» была поставлена задача разработать пакет мер по повышению долгосрочной финансовой устойчивости и самостоятельности бюджетов субъектов и муниципальных образований. Это нужно было сделать до 1 июня с.г.

К концу мая стали появляться пакеты подобных предложений. В частности, была озвучена инициатива по передаче с федерального на региональный уровень доходов от акцизов на табачную продукцию с условием зачисления этих средств не по месту ее производства, а по месту продажи. Кроме того, в рамках недавнего международного экономического форума в Санкт-Петербурге обсуждалась мера по консолидации в федеральном бюджете расходов на взносы в фонд ОМС за несовершеннолетних и пенсионеров.

Читайте также

По утверждениям некоторых неофициальных источников, представители Минфина скептически отнеслись к обоим предложениям.

И вот теперь ведомство Антона Силуанова озвучило собственный концепт решения этой задачи.

По мнению его аналитиков, более равномерному распределению налогов между бюджетами субъектов Российской Федерации будут способствовать две меры.

Первая состоит в зачислении налога на прибыль организаций не по месту регистрации головного офиса, а по месту реального производства продукции. Вторая заключается в зачисление налога на доходы физических лиц (НДФЛ) за граждан, трудоустроенных по договору удаленной занятости, в бюджет того региона, где они состоят на налоговом учете и проживают согласно постоянной или временной регистрации. Об этом со ссылкой на собственные неназванные околоправительственные источники, сообщили, в частности, «Ведомости».

По сути, полагают некоторые независимые эксперты, речь в данном случае идет о квазисубсидировании экономически отстающих регионов страны ее крупнейшими (и более успешными в этом плане) субъектами — Москвой, Санкт-Петербургом и так далее.

Неужели этого достаточно, чтобы на долгосрочной основе стабилизировать устойчивость региональных бюджетов?

— Эта история давняя, и, образно выражаясь, я бы назвал ее просто очередным «подходом к снаряду», — поделился с «СП» своим мнением относительно перспективности этих мер экономист Никита Масленников. — Насколько эффективным он окажется на этот раз, я, честно сказать, определить затрудняюсь. Здесь очень многое зависит от компенсирующих мер, потому что просто «взять и переделить» — это, конечно, самое простое, но отнюдь не самое эффективные решение.

Например, у тех регионов, которые будут терять на сокращении налоговой базы по НДФЛ, обязанностей по выполнению «майских указов» президента меньше-то не станет. То же самое и по налогу на прибыль. Да и, признаться, я лично пока не совсем понимаю, что значит зачисление налога на прибыль по месту нахождения реального производства. На мой взгляд, тут следует говорить не об этом, а о так называемых «центрах прибыли».

С НДФЛ более или менее все понятно, это вопрос счетный. При наличии цифровых технологий можно как-то подсчитать, что и где может быть сокращено или увеличено, совместить это с социальными обязательствами регионов и там, где наблюдается какая-то нехватка, как-то предусмотреть трансферты из федерального бюджета на региональный уровень. А вот как быть с налогами на прибыль? Ее центры-то у нас либо по большей части в офшорах, и это одна история, либо непонятно где внутри страны, если речь идет, скажем, о крупном холдинге, и это совсем уже другое.

Возьмите, например, «Газпром». Он ведь свою продукцию продает в тех регионах, которые и без того являются донорами госбюджета. Ну хорошо, давайте не учитывать его налоги в Москве и Питере, где у него есть крупные офисы. Но тогда где же? В Салехарде? В Ноябрьске? И подобных компаний в стране наберется немало. Так что тут даже концептуально пока далеко не все понятно, хотя тренд на это, достаточно справедливый, надо сказать, безусловно, существует, и Минфин его обозначает.

Читайте также

«СП»: — Если эта история, как вы говорите, давняя, и концептуальный подход к проблеме вновь туманен, может, тогда вообще не стоило возобновлять эти «подходы к снарядам»?

— Из-за сверхцентрализации нашей финансовой системы принципиальная проблема заключается в том, что полномочий и обязанности у регионов становится все больше, а ресурсы с подтягиванием опаздывают. И это мешает развитию как региональных, так и федеральных бюджетов. Собственно, предложения Минфина направлены на то, чтобы найти некие рабочие варианты по запуску процесса выравнивания долей регионального и федерального бюджета хотя бы по расходным базам. Просто хотелось бы для начала чуть больше конкретики от ведомства по этому поводу услышать.

Утонуть, конечно, от ее отсутствия в ближайшей перспективе наша экономика не утонет, она будет как-то «плавать», хотя бы благодаря анонсированной реструктуризации имеющихся кредитов и выдаче новых на инфраструктурные проекты. Но в целом все зависит от того, насколько при этом в регионах активен будет бизнес, потому что от этого во многом зависит бюджетный баланс

— Предложенные меры, конечно, хороши, — развернул разговор в несколько ином ключе эксперт по вопросам бюджета и инвестиций, профессор НИУ ВШЭ Иван Родионов. — Только вот, к сожалению, они, на мой взгляд, нереализуемы. Потому что налог, скажем, на прибыль выплачивается зачастую авансом, а организовать учет места его получения достаточно сложно. И вот тут у финансовых директоров появляется пространство для некоторых маневров.

Если же говорить о налоге работников, то тут все еще сложнее. Потому что тот же вахтовый метод работы — штука, в принципе, достаточно мобильная. И учет его, соответственно, тоже весьма проблематично организовать, а отсюда проистекает возможность для манипуляций с ним.

Какие-то усилия, безусловно, будут в этом направлении предприняты, чтобы отчитаться перед начальством, но не удивлюсь, если через год-другой будет сделан вывод о том, что это все нереально.

Читайте также

«СП»: — Можно ли в принципе надеяться на то, что какой-то механизм для уравновешивания региональных бюджетов будет найден и реализован? Чтобы не было среди них явных лидеров и аутсайдеров, чтобы они не выживали благодаря субсидиям из центра, а могли рассчитывать на собственные силы?

— Думаю, все-таки нельзя. Потому что точка сбора налогов и получения денег прежде всего будет в тех регионах, которые и так себя хорошо чувствуют. Например, в западносибирских регионах, где зарегистрированы многие компании. Но у нас же налог на прибыль исторически труднособираемый. Как только речь о нем заходит, на уровне компаний сразу же находится тысяча способов его минимизировать, чтобы не платить, у нас же народ творческий.

Эта проблема больше академическая, чем реальная, потому что в реальности страна живет по большей части за счет налога на добычу полезных ископаемых и налога на добавленную стоимость. Но она прекрасно подходит для того, чтобы пудрить народу мозги и делать вид, что власти заботятся о благе людей. Чтобы по итогу развести руками — ай, какие несознательные граждане, ай, какие несознательные компании, не хотят налоги платить, так что у вас доходы опять падать будут.

Властям надо думать в первую очередь о том, чтобы побольше зарабатывать, вот основной KPI для них. Стыдно должно быть, что в такой стране, с такими ресурсами, с таким этносом, такой смешной госбюджет. При таких раскладах он должен быть минимум раза в 2−3 выше.

Последние новости
Цитаты
Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Сергей Токарев

Cекретарь Липецкого обкома КПРФ

Анастасия Удальцова

Политик, общественный деятель, депутат ГД РФ

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня