На совещании по социально-экономическому развитию Северного Кавказа премьер-министр Владимир Путин одобрил стратегию развития Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) до 2025 года. Правительство, наконец, признало, что политика «заливания пожара» в регионе бюджетными деньгами бесполезна.
«Закачка денег из федерального бюджета демонстрирует низкую эффективность. В регионы СКФО в последнее время направлялись значимые средства из бюджета, однако основным их направлением была социальная сфера и снятие напряженности, нежели стимулирование развития реального сектора экономики», — говорится в стратегии.
Взамен этого вице-премьер — полпред президента в СКФО Александр Хлопонин подготовил революционную стратегию «взрывного» социально-экономического развития региона, очень похожую на проект Закавказской торгово-промышленной кампании, которую предлагал правительству два века назад его предшественник и тезка — статский советник Александр Грибоедов.
Эта стратегия тоже предполагает «закачку» денег на Кавказ: она потребует только до 2013 года 242 млрд рублей инвестиций, из которых не менее 45 млрд пойдут из федерального бюджета. Среди экономических проектов: строительство фабрики по переработке шерсти, нефтеперерабатывающего комплекса в Чечне, комплекса по развитию фотоэлектронных и нано-микротехнологий (ну как же в «чеченском оффшоре» без Чубайса!), агропромышленного холдинга по производству молока и его переработке, а также регионального индустриального парка «Будённовск» в Ставропольском крае. Проекты еще на 160 млрд. рублей пока «зависли» в правительстве, но и для них время придёт. А социальная составляющая этой «Кавказской кампании» тоже, как и у Грибоедова, включает переселение тысяч «христиан», чтобы разбавить взрывоопасное «мусульманское» население республик.
Вопрос в том, не получится ли, что и эти немалые деньги, особенно с учетом растущей бюджетной дыры, тоже уйдут впустую? Ведь за прошедшие со времен Грибоедова двести лет поднять экономику Кавказа толком ни у кого так и не получилось. Об этом «СП» побеседовала с директором региональной программы Независимого института социального развития Натальей Зубаревич.
— Эта программа строится по принципу госкапитализма. Так как никакой частный бизнес в экономику Северного Кавказа деньги инвестировать не торопится, государство пытается заместить это бюджетными вливаниями. Действительно, бюджетные деньги в развитие Кавказа вкладывать необходимо, вопрос в том, во что их вкладывать.
«СП»: — И во что нужно вкладывать, по вашему мнению?
— Для того, чтобы добиться нормальной отдачи от инвестиций, деньги должны вкладываться по двум направлениям. Первое — это повышение и модернизация человеческого капитала. То есть, на Северном Кавказе надо улучшать образование, здравоохранение, культуру, развивать социальные сети, Интернет. Все это нужно для того, чтобы как можно быстрее модернизировать традиционное сообщество на Кавказе. И это будут абсолютно правильные вложения бюджетных денег, просто их надо грамотно тратить, а не «распиливать».
"СП": — А какое второе направление для госинвестиций?
— Второе направление вложения денег, тоже необходимое — это развитие инфраструктуры, без которой экономика развиваться не может. То есть, это строительство дорог, теплоснабжение, водо — и электроснабжение. К тому же, никто кроме государства развивать инфраструктуру не будет — это его прямые функции. Обсуждаемо количество денег, механизм вложения, конкретные направления развития, но то, что это делать надо, никто не оспаривает.
«СП»: — Программа экономического развития региона за счет государственных денег может иметь место?
— Экономические инвестиции государства никогда эффективными не бывают, эти деньги просто-напросто разворовываются, как это происходило до утверждения стратегии. И когда государство объявляет, что будут строиться нефтехимические комплексы, промышленные предприятия и так далее, сразу возникает два вопроса. Вопрос первый: чьи деньги будут вкладываться? Если это деньги частных инвесторов, тогда всё нормально. Но почему они не вкладывали их раньше? Государственные стимулы в виде льгот и субсидирования кредитов только приветствуются, а прямые вложения бюджетных денег недопустимы.
«СП»: — Судя по цифрам стратегии, деньги пойдут на две трети частные.
— Но если это все-таки деньги частных предпринимателей, тогда возникает второй вопрос: как господин Хлопонин смог решить за весь бизнес, что и где ему на Кавказе строить? Пусть назовет имена тех предпринимателей, с кем он обсуждал детали этой экономической стратегии. А если такового не было, тогда получается, что власти просто нарисовали очередную красивую картинку «светлого будущего» Северного Кавказа. Ну и что здесь нового?
«СП»: — Подобных стратегий уже много?
— Достаточно, возьмем хотя бы стратегию развития Дальнего Востока и Забайкалья — тоже та ещё «картинка». Кстати, если посмотреть стратегию развития СКФО «дохлопонинского периода», то там нарисовано приблизительно то же самое. К тому же, ещё и включен в нее задним числом «Голубой поток», когда он уже был построен. При этом он записан в раздел инвестиции, чтобы денег было побольше. Мало ли чудес у нас в стране происходит. Но пока там не будет нормальных условий, частный бизнес в экономику Кавказа инвестировать не будет, конечно, за исключением коррумпированных кланов. А те бюджетные деньги, которые туда пойдут, будут «пилиться» или вкладываться в частные проекты господ из этих кланов. К примеру, около 800 млн рублей, выделенных недавно на поддержку сельского хозяйства региона, ушло на тепличные хозяйства одного конкретного человека из Кабардино-Балкарии. Вот и весь разговор.
«СП»: — А говорят, теперь деньги пойдут через аналоги госкорпораций развития, может это поможет их уберечь?
— Вообще-то, судя по заявлениям властей, госкорпорации уже собрались ликвидировать. Но коли на то пошло, госкорпорация развития, не отвечающая ни за что своим карманом, и выделяющая деньги частным адресатам по команде властей, уже доказала свою неэффективность.
«СП»: — Этот проект Хлопонина очень похож на проект Грибоедова по созданию торгово-промышленной компании…
— Нет, торгово-промышленные компании сыграли очень важную роль в экономике Кавказа, они координировали поставки и вывоз товаров и концентрировали инвестиции. Поэтому против Кавказских торгово-промышленных компаний — не только грибоедовской, ничего плохого сказать нельзя. Разница между ними и нынешними проектами в том, что они просто поддерживались государством — в основном политически, но мотором там работал частный капитал и интерес русских купцов и коммерсантов. Это были вполне работоспособные схемы, а компания, работающая по принципу раздачи государственных денег, эффективной быть не может.
«СП»: — Программа переселения граждан из других регионов для стабилизации ситуации на Кавказе работоспособна?
— Вы имеете в виду какие-то возвратные миграции русскоязычного населения на Кавказ? Ответ очень простой — это фантом номер два, потому что фантом номер один — заселение Сибири и дальнего Востока. Как и первый, второй фантом тоже лопнет на сто процентов, потому что демографические законы обойти невозможно. На Дальний Восток не едут, потому что дорого и невыгодно, а на Северный Кавказ не будут ехать, потому что небезопасно. А если и поедут, то ничего кроме обострения ситуации это не вызовет. Потому что приехавшие будут создавать конкуренцию местному населению, претендуя на и без того небольшое количество стабильных рабочих мест. Ничего кроме обострения напряженности это не даст, и я сочувствую жителям Северного Кавказа, для которых разрабатываются такие программы.