Управление торговли Ростова-на-Дону промониторило цены на мясо, включая говядину, свинину, баранину и курятину в столице Донского края.
Начальник этого ведомства Константин Тихонов сообщил: «За год, прошедший с октября 2020 года по октябрь 2021 года, произошел заметный рост розничных цен на мясную продукцию: мясо говядины — на 31,5%; мясо свинины — на 30%; куры охлажденные — на 54%.
В связи со значительным ростом цен на сырье, основные материалы, специи и упаковку, поставщик ООО «РКЗ-Тавр» вынужден повысить отпускные цены
Такая же картина (плюс-минус) наблюдается и в других регионах. Достаточно зайти в любой магазин, чтобы понять, что мясцо ныне многим не по зубам. Так, свинина, которая еще полгода назад стоила 300 рублей, сегодня может и за 500 руб. улететь. При пенсии 11−13 тысяч такие ценники являются просто запретительными.
Намедни невольно наблюдал картину. Пожилая женщина не скрывала эмоций у мясного отдела, возмущаясь безобразием: «Лежит свинина, заветренная вся, срок годности подходит к концу, видят же, что не по карману, все равно цены поднимают… специально что ли делают, ни себе, ни людям».
Любопытно сравнить цифры, озвученные ростовским Управлением торговли, с динамикой мировых цен, которую раз в месяц публикует Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (Food and Agriculture Organization, или FAO).
Согласно отчету FAO от 4 ноября, еда с октября 2020 года подорожала на 31,3%, что стало самым большим скачком за последние 10 лет.
Таким образом, разговоры наших властей о якобы достигнутой продовольственной самодостаточности, мягко говоря, являются попыткой выдать желаемое за действительное. Россия, по сути, оказалась в глобальной связке под названием «мышиный король». Значит, правы те эксперты, которые утверждают, что мы полностью зависимы от импорта, пусть не самого мяса, но компонентов, без которых наши сельхозпроизводители не могут выращивать КРС и свиней.
Между тем, уже сейчас сформировались все предпосылки, что следующий год окажется таким же непростым, как и текущий. Из-за резкого удорожания природного газа цены на азотные удобрения останутся высокими по сравнению с предшествующим периодом и даже, как ожидается, увеличатся до следующей весны, отмечают западные аналитики продовольственных рынков. Они советуют властям готовиться к худшим временам и сконцентрировать усилия на защите населения от голода.
«Китай поставлял около трети мировых запасов фосфатов и, по сути, запретил экспорт до 2022 года. Это возлагает бремя поставок на другие страны, включая Соединенные Штаты, но американцы сегодня находятся не в лучшем положении для расширения добычи и производства из-за своей экологической доктрины, направленной на борьбу с потеплением климата», — отмечают, в частности, эксперты Университета штата Северная Дакота со ссылкой на источники в администрации Белого дома.
Оказывается, в росте цен на мясо, в частности, и еду в целом повлиял, в том числе и энергопереход, объявленный Западом. Все просто: уголь и мазут сейчас активно замещают менее вредным природным газом, что в свою очередь бьет по производству удобрений, без которых в сельском хозяйстве «ни туды и ни сюды». Других вариантов просто нет, если не считать возврата к грязным углеводородам. Но США и ЕС категорически против, поставив де-факто мир в шоковую ситуацию.
Собственно, это подтверждают поставщики мяса в России. В том же Ростове-на-Дону, взятом в качестве примера, «…в четвертом квартале 2021 года, а также в первом квартале 2022 года рост цен на мясо-сырье продолжится и составит по говядине — 15%, по свинине — 20%, по мясу птицы — 15−24%, на специи — до 30%». Об этом со ссылкой на поставщиков сказал Константин Тихонов, детально знакомый с ситуацией на региональном рынке, который подчиняется, как видите, мировым трендам.
То есть достаточно скоро мясцо скакнет в цене как минимум на 50% по сравнению с годом ранее. Повторимся, не только у нас, но и в мире в целом. Так, в США, где животноводческий бизнес считается эталонным, рыночная цена бычков летом составила $122,02 за центнер, что больше, чем на $18 в годовом исчислении, или на 15% дороже, чем в июне 2020 года. Сегодня цены еще выше, тогда как многие сельхозпроизводители предупредили о дальнейшем удорожании.
В Соединенных Штатах, однако, решили не лить воду против ветра — бесполезно. Задавить спрос — значит убить сельское хозяйство. Что делает Байден в преддверии сильнейшей продовольственной инфляции, спровоцированной потеплением климата? Американский президент заявил, что издаст исполнительный указ, который увеличит почасовую минимальную заработную плату до $15 в начале 2022 года по сравнению с нынешними $10,95 — как раз примерно на 40%, на которые и подорожает еда.
Что делает наша российская власть? Она объявляет беспощадную войну инфляции именно тогда, когда США и ЕС, напротив, печатают деньги, чтобы уменьшить опасное влияние экономического шока для своих граждан. Повторимся, у нас же борются с ростом мирового индекса цен исключительно за счет катастрофического падения уровня жизни россиян.
Ну это просто безобразие, когда при 50-процентном росте цен на мясо пенсионерам в январе 2022 года пенсию проиндексируют на издевательские 5,6%. Ничуть не лучше ситуация у работающих россиян. Медианная зарплата давно уже обесценена реальной инфляцией. Тут нужно увеличивать выплаты на десятки процентов, как это делают в других странах. Вот когда мировой рынок стабилизируется, тогда можно будет и прикрутить гайки.
Между тем, накопленная статистика прямо указывает на взаимосвязь между потреблением мяса и продолжительностью жизни. Так, по информации портала Our world in data, анализирующего мировые научные исследования, высокое потребление говядины предшествует росту ожидаемой продолжительности жизни. Эксперты поясняют: тот, кто может купить телячьи бифштексы — может позволить себе и качественную рыбу, а также овощи и фрукты. Напротив, бедные потребители, обходящие мясные отделы стороной, как правило, страдают избыточным весом и целым перечнем хронических заболеваний.
Именно поэтому мировое производство мяса быстро росло за последние 50 лет, увеличившись с 1961 года более чем в четыре раза, что сказалось на небывалом ранее росте продолжительности жизни. Тот же Китай не по причине вредности, как вопят американцы, сократил поставки удобрений. В Поднебесной смещаются приоритеты в пользу мяса и рыбы не в последнюю очередь из-за того, что «хороший работник — это здоровый работник».
Таким образом, монетарная политика наших борцов с инфляцией напоминает стратегию генералов, которые воюют по опыту прошлых войн и не понимают, почему проигрывают. Одно дело — сохранить уровень жизни и не разогнать индекс цен до двузначных цифр, другое — впадать в крайности, что наблюдается сегодня.
Людям нужно не «бросать, как обглоданную кость» разовые компенсации, а индексировать пенсии на уровень реальной инфляции. Страна у нас богатая.
Впрочем, сделаем поправку: не для всех она богатая.