В преддверии переговоров между президентами России и США Владимиром Путином и Джо Байденом 7 декабря американские СМИ повышают ставки и пишут о все новых санкциях. После традиционных угроз отключить Россию от международной платежной системы SWIFT, запретить покупку российского госдолга или ввести ограничения против российских физлиц и компаний, издание Bloomberg вечером 6 декабря написало и о новых ядерных санкциях — запрет на конвертацию рублей в доллары и другие иностранные валюты, включая евро и британские фунты.
Как пишет Bloomberg, США и Европейский Союз якобы рассматривают возможность введения таких санкций в отношении крупнейших российских банков и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) в случае «российского вторжения» на Украину.
«Самым радикальным вариантом было бы запретить России доступ к системе финансовых платежей SWIFT, но это нанесло бы ущерб рядовым гражданам, поэтому чиновники более склонны преследовать способность страны конвертировать рубли в доллары, евро или британские фунты», — пишет агентство.
Российские экономисты к такой угрозе отнеслись с недоумением. Ведь запрет на конвертацию рублей в доллары и евро фактически затормозит исполнение всех валютных контрактов Российской Федерации, а это ударит и по Евросоюзу, который покупает наши энергоносители и другие ресурсы. Да и внешнеторговый оборот с США хоть и невелик, Россия после эмбарго на экспорт нефти из Венесуэлы вышла на второе-третье место по поставкам в Штаты нефтепродуктов.
Кроме того, не совсем понятно, как этот запрет может быть оформлен технически. Чисто теоретически такая возможность есть, но она должна затронуть все крупнейшие банки, в том числе и Банк России, а также Московскую биржу, и, возможно, вообще запретить финорганизациям иметь корреспондентские счета в западных банках. Такая радикальная мера приведет к самым непредсказуемым последствиям для экономики страны в целом и курса рубля в частности, вплоть до обвала до трехзначных чисел к доллару и евро, резкому роста спроса на валюту на рынке и даже запрету ну любые операции в валюте уже внутри страны. Но опрошенные аналитики сомневаются в том, что такая перспектива реальна.
— Финансовая система, особенно в долларе, устроена так, что у всех наших банков есть корреспондентские счета в иностранном главном банке, и тот либо подтверждает платеж, либо нет, — объясняет «СП» исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК «Универ Капитал» Артем Тузов. — Поэтому чисто технически такая мера возможна. Другое дело, к чему она приведет. Практически все контракты российских экспортеров заключены в долларах или евро, и подобные санкции больше ударят по покупателям наших экспортных товаров, чем по нам. Газ и нефть все равно нужны покупателям, поэтому если не будет прямой конвертации, будет другой вариант, скажем, конвертации через юань. К таким санкциям легко адаптироваться, и особого смысла в них нет.
«СП»: — Но какие будут последствия таких ограничений?
— Разумеется, такие санкции негативно повлияют на рынок. На какое-то время возникнут проблемы, так как понадобится время, чтобы адаптироваться к новым условиям. Но если сами платежи по контрактам не запрещены, а об этом речи не идет, это просто приведет к взаиморасчетам в другой валюте, которую ограничения не затронули. Такие санкции принесут краткосрочный негативный эффект для рынков, но принципиально поставки экспортных товаров не изменят. Россия нашла свое место на мировом рынке, как поставщик ресурсов, и покупатели на эти ресурсы рассчитывают.
«СП»: — Что будет с курсом рубля в случае таких ограничений?
— Это большой вопрос. Дело в том, что если конвертацию запретят не по нашей инициативе, то курс рубля к доллару и евро вообще не должен изменяться. Он не может меняться, если нет сделок по обмену. Скорее, рубль подешевеет к тем валютам, в которых обмен возможен, потому что локально денежная масса начнет сильно мигрировать. В целом это странная инициатива, которая повредит больше не нам, а покупателям наших ресурсов.
— Если эту меру анонсируют, значит, некий механизм, позволяющий запретить конвертацию, уже продумывается, — считает финансовый аналитик Сергей Дроздов. — Безусловно, такие санкции, как и отключение от SWIFT, станут негативом и для рубля, и для нашей экономики в целом, и для уровня жизни населения. Прибавьте сюда еще и обсуждаемый запрет на покупку долга на вторичном рынке. Если бы такие санкции были введены, рубль бы сильно сдал свои позиции. Даже не берусь говорить, до каких отметок он мог бы обвалиться, если бы нас отрезали от мировой долларовой системы.
В этом случае резко вырос бы спрос на валюту в стране, из-за чего, скорее всего, у нас ограничили или вообще запретили бы ее продажу. Население в плане иностранной валюты вернулось бы в советские времена.
К счастью, пока что это всего лишь угрозы. Эта тема педалируется западными авторитетными СМИ в преддверии переговоров Владимира Путина и Джо Байдена, чтобы оказать максимальное давление на Россию.
Аналитик «Золотого монетного дома» Дмитрий Голубовский также полагает, что угроза запрета конвертации не слишком реальна, в отличие от санкций против госдолга. Последние смогут за несколько недель обрушить курс рубля до 80−85 за доллар.
— Невозможно выборочно запретить банкам конвертацию из рублей в доллары, так как она технически происходит на Московской бирже, о которой речи не идет. Зато можно отключить банкам и организациям саму возможность владеть валютой на иностранных счетах. В этом случае они могут открыть корреспондентские счета в Центральном банке РФ, если он не попадет под санкции.
Самое реальное, что Запад может сделать по поводу валютных платежей — отключить Россию от системы SWIFT, как они сделали с Ираном. Но, как видим, Иран от этого не умер. К тому же, SWIFT — это система передачи межбанковских сообщений, непосредственно к запрету конвертации она отношения не имеет. Возможно, американские СМИ неграмотно подали информацию.
Если речь идет не просто о конвертации, а о запрете платежей в валюте, то сами же европейцы и американцы вынуждены будут платить за российские энергоносители и другие ресурсы в рублях. Они ведь не могут отказаться от поставок нефти и газа, значит, на фоне запрета конвертации в доллар и евро им придется пользоваться нашей валютой. Что ж, это форсирует переход на рублевые расчеты в нашей внешней торговле. Если, конечно, при этом не будет введено еще и эмбарго на поставки российских энергоносителей.
Но, мне кажется, что Евросоюз сейчас не в том состоянии, чтобы вводить подобный запрет. Цена газа — тысяча долларов за тысячу кубометров, на нефть — 70 долларов за баррель. А зима ожидается холодная, так что я бы на их месте не рисковал. В следующем году будут другие обстоятельства, что-то может измениться, но не сейчас.
Отключение от SWIFT — это старая «пугалка», но она не так страшна, как кажется. Ограничения, в рамках которых отключаются от валюты отдельные организации, легко обходятся с помощью тех организаций, которые не отключены. А выключить всю Россию будет слишком тяжело для них самих. В крайнем случае, можно будет наладить расчеты через Китай, хотя комиссии будут высокими. Отключение от SWIFT кажется мне не слишком реальным, а запрет на конвертацию рубля — совсем фантастическим. Но есть и реальная угроза.
«СП»: — Какая?
— Это запрет на владение российским госдолгом. Ранее уже был введен запрет на покупку российских бумаг на первичном рынке, теперь же это может коснуться и вторичного. Возможны мягкий и жесткий сценарии. Мягкий вариант — это запрет на новые покупки, а жесткий — вынуждение к продаже теми организациями, которые сейчас владеют облигациями.
Если будет реализован второй вариант, он вызовет панику на нашем долговом рынке. Всех нерезидентов просто вынесет из страны, но они и сами многое потеряют, потому что будут подешевке продавать облигации Сбербанку и ВТБ. На время этого выноса курс рубля подскочит до 80 на несколько недель, а потом вернется примерно на нынешний уровень.
В случае мягкого варианта, который позволит сидеть с российскими бумагами до погашения, доходность ОФЗ сдвинется на полтора процентных пункта, и вместо 8,5% их доходность подскочит до 10%. В этом нет ничего критичного, курс рубля сдвинется на 77−78 за доллар, не дальше.
Все это будет неприятным, но не таким уж болезненным. Не нужно так уж недооценивать руководство РФ, которое просчитывает риски. Тот же Антон Силуанов не даром так долго копил золотовалютные резервы, которые находятся на историческом максимуме. Любая спекулятивная атака может быть погашена.
В моменте неприятности могут быть, и если посмотреть на динамику курса в последние недели, рубль явно настроен на девальвацию. Если одно наложится на другое, не исключаю роста курса доллара до 80−85 в течение нескольких недель, но затем произойдет постепенный откат назад. Да, риски валютной паники существуют, и это нужно иметь в виду. Но ей можно воспользоваться для того, чтобы продать валюту, а возросшая доходность ОФЗ компенсирует инвесторам девальвацию. Правда, этой ситуацией мало кто воспользуется, потому что в случае паники все как раз бросятся скупать доллары по высокой цене и потеряют на этом.