Ученые экономисты поговаривают о снижении в России интереса к покупке наличных долларов. С одной стороны, понятно: те, кто мог себе это позволить — уже прикупил авто, вложил в недвижимость, ценные бумаги. С другой стороны, почему же курс доллара у нас не возвратиться к уровню СССР, или, по крайней мере, заметно не приближается к тем значениям, если интерес к баксу на самом деле снижается? Ведь и объемы покупки долларов для государственных резервов становятся все меньше и меньше.
Можно только порадоваться за наших крупнейших экспортеров и государству казну заодно. Но, по мнению руководителя центра инвестиционного анализа и макроэкономических исследований ЦСР Даниила Намёткина, пока всего-навсего ослабевает «чувствительность курса рубля» к изменению ситуации на мировом рынке нефти, цитируют аналитика РИА «Новости».
Рубль всего-то чуток погрубел. Прежде его болтало туда-сюда, словно в проруби, но перед Рождеством и Новым годом — болтанка снизилась, волатильность на биржевых графиках уменьшилась. И надежда на стабильность доллара в ближайшем будущем есть, хотя и не такая большая, как была когда-то.
Руководитель направления финансы и экономика Института современного развития Никита Масленников считает, что бесспорно влияние на рубль нефтяного фактора — особенно на горизонте длинной в десятилетия:
— Помните, у нас была корреляция рубля и доллара один в один. Потом стала один к десяти, затем снизилась. Сейчас Центробанк вообще прекратил публиковать оценку корреляции рублевого курса и динамики цен на нефть. Тем не менее, у аналитиков есть правило: при стоимости нефти в $70, доллар не может быть дешевле 70 рублей, например, 72−74 рубля.
На длинном горизонте действительно сокращение есть. Работает бюджетное правило покупки Минфином валюты при высоких ценах на нефть. Оно позволяет амортизировать резкие колебания курса — за счет того, что по поручению Минфина РФ, Центральный банк — регулирует баланс спроса и предложения на валюту, выходя на рынок или уходя с него. Происходит укрепление или ослабление курса — в зависимости от тех задач, которые нужно решать сегодня, исходя из экономической политики.
Это понятно. Но существуют и другие существенные факторы. Есть некая аксиома: премия за геополитический риск — составляет примерно 10% курсовой стоимости. Если бы не постоянное санкционное давление со стороны Запада, якобы ожидаемое «вторжение на Украину», то рубль — был бы крепче на 10%. Увы, это некий постоянный фактор, который тянет рубль вниз. Ослабление зависимости от нефтецен — компенсируется рисками геополитической напряженности. Они выгодны разве что спекулянтам. Каждая новость — влияет на колебание курса здесь и сейчас — это большое подспорье для биржевой игры.
С учетом этих обстоятельств, приходится действовать в том коридоре, в котором рубль находится. Если уровень геополитической напряженности останется прежним, сложившимся после переговоров президентов Байдена и Путина, а нефть останется в тех же ценовых рамках, как сейчас, то есть $70−75 за баррель, то и рубль останется по отношению к доллару по цене 72−74 за один доллар. И это благоприятный прогноз. Удержать такой коридор значит жить спокойно. Середина коридора — 73 рубля и главная задача понять: куда движется траектория? В основном это движение — зависит от ЦБ и Минфина.
Но есть риски, которые от нас не зависят. Они даже не зависят от ФРС Америки, Банка Англии и Банка Китая это коронавирус.
Неопределенность по поводу штамма омикрона — остается очень высокой. Она может дестабилизировать рынки, вызвав ослабление. Его влияние хорошо прослеживается: сначала жуткие опасения, потом решили, что ничего страшного, это последняя мутация COVID-19 и вот, наконец, один заболевший в Великобритании умер. Поступают сведения из других стран и биржи напряглись — оказывается омикрон серьезная и абсолютно непредсказуемая штука!
Кроме того, странные действия президента Турции Эрдогана, который поступает вопреки всем экономическим канонам. Его решения — влияют на курсы всех валют развивающихся экономик. В какой-то части турецкие события — сказываются и на курсе рубля. В какой именно — можно посчитать, но, во всяком случае, это тоже фактор, влияющий на курс рубля. Как хочешь, так и крутись между геополитическими рисками, смертью больного от омикрона и некоторыми ошибками государственных деятелей.
«СП»: — Можете расшифровать утверждение о снижении интереса именно к наличным долларам?
— Оно мне абсолютно непонятно, потому что вообще-то спрос населения на наличную валюту растет. Ведь люди хотят съездить отдохнуть, надеются с помощью наличных бороться с инфляцией, которая у нас в стране достаточно высокая — выше, чем в США, поэтому можно подстраховаться покупкой долларов. Некоторые вкладывают в евро, но и доллар — остается популярным.
Можно предположить, что влияет напряжение перед важным событием. В 21 час по московскому времени 15 декабря нам расскажут про обновленную программу действий Федеральной резервной системы США в среднесрочной перспективе.
Скорее всего, американцы объявят о сворачивании «количественного смещения» федеральных и ипотечных облигаций казначейства. А это — ужесточение финансовой политики. Видимо, голосующие члены Комитета по открытым рынкам федрезерва предложат некий прогноз ставки на следующий год. Пока весь финансовый мир исходит из того, что американцы повысят ее в 2022 году один раз. Но уже пошли разговоры о том, что повысить могут — три раза.
Это всегда работает на укрепление доллара и ослабление валют в других валютных парах. Доллар торгуется на «Форексе» в восьми сделках из десяти. Любая подвижка, которая сегодня будет спровоцирована решением федерального резерва — приведет к изменению стоимости валют в парах.
Таков дополнительный фактор, который может обозначить тренд плавного повышения курса доллара. А если доллар будет в будущем дорожать, то сейчас надо его покупать. Вообще следует очень осторожно относиться как к прогнозам, так и к их интерпретациям. Ведь экономисты могли иметь в виду одно, комментаторы — поняли другое.
«СП»: — Во всяком случае, рубль укрепился среди валют «стран с формирующимся рынком», как теперь наши недруги называют страны БРИКС, в который входит и Россия.
— С этим не поспоришь. Рубль за год укрепился на 8,3% - реально эффективный курс в корзине валют. По отношению доллару он тоже неплохо держался весь год, но просел в ноябре. Этот месяц мы начисто проиграли, полетели вниз.
ЦБ РФ начал последовательно повышать ставки раньше других. Мы на 3,5 пункта подняли ставку за год. Бразилия тоже постаралась. Но сейчас начали включаться в действие другие факторы, которые, по крайней мере, стабилизировали тренд на повышение или вообще могут нас начать «скатывать с горки». Не обязательно в самый низ, отыгрывая назад те самые 8,3%, нет, просто рубль — будет укрепляться не такими темпами.
Надо понять нужно ли нам такое сильное укрепление рубля, ведь это удар по экспортерам. Но выгода для импортеров, особенно инвестиционных. Парадокс: рубль укрепляется, а иностранные инвестиции уже третий квартал на нуле. Это значит, что внутренних экономических мотиваций для инвесторов — не так уж много. Имеются в виду условия ведения бизнеса, постоянная непонятка с налогами, с тарифами на услуги естественных монополий. Плюс — достаточно высокая процентная ставка, которая, по мнению многих наблюдателей, якобы «тормозит кредитование компаний».
А на самом деле происходит другое: темпы корпоративного кредитования — превышают темпы кредитования потребительского. Совсем недавно все было наоборот. Так что, хотя ставку повышают, но кредитоваться предпринимателям — приходится, ведь дальше будет хуже — такова логика бизнеса…
Что же год грядущий нам готовит? Доллар обещает остаться достаточно сильным. Ожидается только, что в наступающем 2022-м его рост не будет стремительным. Но возможно даже, что он укрепится к евро. Один к одному? Посмотрим, какая будет динамика цен на нефть и пандемия коронавируса. Все на свете может качнуть курс валют в самых разных направлениях.
Американский доллар остается главной мировой резервной валютой. Неоднократное повышение ключевой ставки Центробанком и рост цен на сырьевые товары позволили рублю прибавить к доллару 3,7%. Возможно, это — активные достижения самого рубля и причины укрепления российской валюты — повышение ключевой ставки ЦБ, которая с марта года выросла с 4,25% до 7,5% годовых. А возможно — лишь следствие роста цен на энергоресурсы?
По крайней мере, не стоит забывать про доллар в качестве «бронежилета», который, в случае чего защитит, с помощью «магии» американской экономики. Хотя спекулятивный спрос на доллар снижается, его инвестиционная привлекательность сохраняется, особенно вкупе с чем-то другим в инвестиционных портфелях. Конечно, у тех, у кого они имеются.