суббота, 27 апреля
совместно с Жэньминь жибао
Экономика / Китай сегодня
23 января 2022 10:58

В Китае автомагистралей в два раза больше, чем в США. Про Россию говорить неудобно

Госсовет КНР обнародовал план развития транспортной системы страны до 2025 года

2799
В Китае автомагистралей в два раза больше, чем в США. Про Россию говорить неудобно
Фото: ZumaTAСС

Этот план — воплощение в жизнь транспортной стратегии КНР до 2035 года. Ее суть сводится к вполне ясной и четкой задаче: обеспечить совершенно иную, чем это есть даже на сегодняшний день транспортную доступность территории КНР и зарубежных маршрутов. К 2035 году планируется сформировать так называемое всекитайское транспортное кольцо «1−2-3» для пассажироперевозок и глобальное логистическое кольцо «1−2-3» для грузоперевозок. Это означает, что время в пути внутри отдельного города, в пределах той или иной городской агломерации и между любыми двумя из основных городов страны сократится до одного, двух и трех часов, соответственно. К примеру, сейчас скоростной поезд, который идет со скоростью 300 километров в час, покрывает расстояние 1300 километров от Пекина до Шанхая за 4−5 часов. К 2025 году это время сократится до 3 часов. Кстати, билет на такой поезд стоит в переводе около 5 тыс. рублей.

А глобальное логистическое кольцо «1−2-3» позволит доставлять почту, отправленную экспресс-службами, в пункт назначения в Китае за один день, в соседние страны за два, в основные города мира — за три дня.

Читайте также
Пока пандемия крушила мировую экономику, Китай рекордно вырос и готовит новые сюрпризы Пока пандемия крушила мировую экономику, Китай рекордно вырос и готовит новые сюрпризы Поднебесная стал драйвером восстановления экономики планеты

Так как же это будет реализовано? Согласно плану развития транспорта до 2025 года общая протяженность высокоскоростных железных магистралей составит 50 тыс. км по сравнению с 38 тыс. км в 2020 году. Сеть скоростных железных дорог со скоростями движения поездов 250 км в час и больше охватит не менее 95 процентов городов с населением более 500 тыс. человек. Общая же протяженность железнодорожной сети увеличится на 20 тыс. километров и достигнет 165 тыс.

Будет построено еще 30 крупных аэропортов, которые доведут их общее число до 270. За пять лет протяженность внутренних водных путей высокого качества будет увеличена с 16,1 тыс. км до 18,5 тыс. км.

В 2025 году протяженность автомагистралей в Китае достигнет 190 тыс. км, тогда как в 2020 году общая длина дорог, построенных для скоростного движения, составила 161 тыс. км.

Не забыт и городской транспорт. Он бурно развивался, особенно в последнее время, но на нынешнем этапе главный тренд — экологичность и интеллектуальность. Доля эксплуатируемых в городах автобусов на новых источниках энергии увеличится с 66 до 72 процентов. Протяженность линий метро в городах вырастет с 6,6 тыс. км до 10 тыс. км. При увеличении объемов перевозок это позволит снизить интенсивность выбросов углекислого газа в транспортном секторе на 5 процентов.

Совершенно особая история — развитие низкоуглеродного транспорта, прежде всего электрического. Об этом «СП» не раз писала, напомним лишь, что Китай находится на первом месте в мире по производству и продаже электромобилей и отрыв от остальных стран увеличивается. Сейчас в КНР на электротягу переходят целые районы и отрасли перевозок, включая городской транспорт. В рамках плана развития транспорта будет резко расширена сеть электрозаправок. Ставится цель оснастить ими основные автомагистрали.

Конечно же, пока еще остаются и проблемы, над которыми Китай работает. Так по плану развития транспорта до 2025 года КНР резко «расширит пути сообщения в западных регионах страны, улучшит транспортные условия в пограничных районах». То есть дороги, вокзалы и аэропорты будут строиться прежде всего там, где их нет и не было. Особое внимание будет уделено связанности пригородов и сельских районов с городами.

И это лишь отдельные направления и параметры плана развития транспорта Китая. Страна уже десятилетия упорно работает в этом направлении, вкладывает в развитие инфраструктуры гигантские, немыслимые для нас средства. При этом эти средства не распыляются, а дают огромную отдачу. За этим следят контролирующие органы и Компартия с ее Центральной комиссией по проверке дисциплины. Потому что, как и во всем остальном цивилизованном мире, в Китае считают, что не может быть сбалансированного и высококачественного развития страны и повышения уровня благосостояния населения без соответствующей инфраструктуры.

А теперь будет уместно взглянуть, какие условия для такого сбалансированного развития создал для себя Китай и как он смотрится по сравнению с другими. Взять хотя бы автомагистрали высшего уровня сложности, так называемые хайвэи, которыми, как у нас принято было считать, славятся США. Так вот при примерно равных территориях двух стран, Китай по развитию этих дорог давно и намного оставил позади «самую автомобилизированную страну». В КНР таких автомагистралей 160 тыс. км (а будет к 2025 году 190 тыс. км), в США — около 97 тыс. км. Про Россию здесь вообще неудобно упоминать. У нас (при том, что территория России почти вдвое больше китайской) таких дорог всего 6800 км, и вряд ли в обозримой перспективе это число сильно изменится.

Читайте также
Поезда уходят в тундру, нервируя Америку Поезда уходят в тундру, нервируя Америку Сталинские трансполярные магистрали сегодня ничуть не менее актуальны

Что касается высокоскоростных железных дорог, то здесь Китай абсолютный лидер и по объемам перевозок, и по протяженности (40 тыс. километров), и по скоростям (300 км/час и выше) и по доступности (средняя стоимость билета на расстояние в 1,5 тыс. км — 5 тыс. рублей). Поскольку в России вообще нет высокоскоростного железнодорожного транспорта в китайском понимании (скорости от 250 км/час), уместно было бы подсластить пилюлю тем, что пока еще Россия неплохо смотрится по части железнодорожной сети общего назначения: примерно 127 тыс. км в России и 140 тыс. км в Китае. В США около 250 тыс. км.

Железные дороги России — это последнее существенное звено в транспортной цепочке Китай-Европа, которое привлекает китайцев, если не считать морского ледового пути. Но для поддержания этого интереса, железные дороги должны реконструироваться, чтобы отвечать китайским требованиям по безопасности и скорости перевозок. Иначе китайцы найдут обходные маршруты, и мы останемся со своими устаревшими железными дорогами и без китайских транзитных денег.

Грузовые поезда из Китая давно следуют через Казахстан. В 2019 году был запущен новый железнодорожный коридор между Европой и Китаем, через Турцию, построенный в рамках китайской стратегии «Один пояс — один путь». Главное преимущество этого маршрута — скорость перевозок.

Кстати, не так давно правительство России обновило транспортную стратегию России до 2030 года, которая была разработана еще 2008 года. Главное новшество — ограничение владения и пользование личным транспортом. Логика понятна: раз дорог не хватает, нужно сократить число транспортных средств, а народ пересадить на общественный транспорт.

Среди прочих правильных и не очень посылов стратегии есть и такой: к 2030 году электромобили должны будут составлять 15 процентов всего автопарка нашей страны и для них должно быть создано около 600 тыс. зарядных станций. Тогда же в России планируется продавать около 250 тыс. электромобилей. Но откуда они возьмутся — не понятно. Электромобили у нас не выпускаются, из-за рубежа завозится ежегодно не более тысячи экземпляров. Все попытки создать собственный электромобиль и запустить его в серию проваливаются.

А в Китае в прошлом году построено и продано около 3 млн машин на альтернативных источниках энергии. Для них по всей стране оборудуется национальная сеть электрозаправок. По обнародованному плану в 2025 году в Китае будет выпускаться и продаваться уже 7 млн электрокаров, то есть такие машины займут примерно пятую часть всего авторынка КНР. И эта стратегия точно будет реализована. Как говорится, сравнения неуместны.

Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты «Труд»

Последние новости
Цитаты
Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Сергей Гончаров

Президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа»

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня