Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Санкции
15 марта 2022 08:04

Бермуды пытаются посадить 700 самолетов, летающих в России

Россия ответила ассиметрично: полёты будут только к друзьям, импортные аэробусы начнем ремонтировать сами

12516
Бермуды пытаются посадить 700 самолетов, летающих в России
Фото: Марина Лысцева/ТАСС

«Англичанка» по-прежнему гадит. На днях внезапно «выпрыгнули с инициативой» Бермудские острова (заморская территория Великобритании). Ранее они были известны всем лишь как место отдыха богатых «перцев». Оказывается, там под пляжными тентами окопались некие «международные авиарегуляторы», которые решают, кому летать под облаками этого подлунного мира, а кому нет.

На днях на них неожиданно снизошло откровение, и одни одномоментно сочли непригодными для полётов более 700 самолётов российских авиакомпаний, приостановив у них действие так называемых СЛГов — сертификатов о лётной годности.

Дело в том, что во время лизинга (долговременного аренды) самолетов владельцы аэробусов предусмотрительно навязали россиянам «бермудскую» прописку воздушных судов.

То есть по условиям контракта именно «пляжники» решали, какие взятые в лизинг самолеты пригодны для полетов, а какие нет.

В итоге, 12 марта «бермудо-авиаторы» скопом приостановили действие всех сертификатов лётной годности воздушных судов, эксплуатируемых по соглашению между Бермудскими островами и Российской Федерацией.

Читайте также
Еврокомиссия: «Понизив температуру в вашем доме, вы спасёте Украину» Еврокомиссия: «Понизив температуру в вашем доме, вы спасёте Украину» Готовы ли европейцы затягивать пояса, чтобы противостоять России на бытовом уровне?

Конечно, когда авиакомпании подписывали такие соглашения, они не думали, что отношения между Россией и Запасом обострятся до такой степени. Они думали о другом — о прибыли. Не думали в те времена и о принципиальной необходимости возрождения гражданского флота РФ. А думать иногда надо. И особенно о плохом. Особливо когда имеешь дело с западными «партнерами».

Согласно «пляжно-авиационному» указу временное приостановление действия СЛГ вступает в силу сразу после посадки судов. То есть взлетел ты к облакам вполне себе исправным самолетом, а приземлился якобы грудой металлолома. И тебя срочно надо ремонтировать. Соответственно, небо для тебя закрывается на неопределенный срок.

Надо признать, Росавиация почувствовала подвох еще в начале марта, когда на Украине вовсю шла военная спецоперация.

И в первых числах месяца сообщила правительству РФ о том, что российским авиакомпаниям уже начали аннулировать СЛГ на самолёты, которые зарегистрированы в иностранных реестрах.

Тогда же российские авиавласти попросили авиаперевозчиков не приостанавливать полёты на этих воздушных судах. А также предложили в срочном порядке перепрописать лайнеры с иностранной регистрацией в российский регистр.

Кроме того, во избежание конфликтов на земле, Росавиация порекомендовала авиакомпаниям с 6 марта не летать в страны, где есть риск ареста или задержки взятого в лизинг воздушного борта.

Формально поводов для «долгой посадки» самолёта в зарубежном аэропорту у «авиапляжников» может быть несколько. Самый очевидный — это прекращение договора лизинга по инициативе лизингодателя («лизуна» — на сленге авиаторов).

Второй — прекращение договора страхования — как из-за санкций, так и из-за военных рисков, которые страховые компании брать на себя не готовы. А они есть даже в мирное время — достаточно вспомнить борт S7, сбитый украинской ракетой в ходе учений.

В первом случае вступает в силу простецкое правило «Попробуй отними!».

Если «пляжники» решат где-то на подвассальной территории «заземлить российский борт», можно прямо в воздухе сделать «петлю Примакова» и вернуться в родные пенаты. Где, предложив «лизуну» «лизнуть леденца на бреющем» (сленг авиаторов), переключиться на внутренние рейсы.

Вторая проблема вполне себе решаема перестрахованием судов в российских страховых компаниях.

Ещё одним способом попытаться не дать самолётам российских авиакомпаний летать, мог бы стать отзыв сертификатов лётной годности, выданных авиационными властями Бермудских островов.

Ведь именно здесь по каким-то хитрым причинам по сей день зарегистрирован практически весь флот иностранного производства.

Для того чтобы нивелировать и эту «пляжно-небесную» проблему, российские авиавласти предписали авиакомпаниям перевести самолёты в российский реестр (вне зависимости от того, что об этом думают «лизуны» из-за рубежа). Соответственно, вопросы поддержания лётной годности автоматически переходят в ведение российских властей.

Тут, правда, возникала еще одна закавыка. Долгое время российское законодательство в области поддержания лётной годности было довольно специфическим. Оно отличалось от принятого в большинстве стран мира большей бюрократизацией. Это вынуждало авиакомпании регистрировать самолёты иностранного производства не в России — иначе после эксплуатации в нашей стране приходилось бы проводить дорогостоящее техобслуживание с фактическим получением заветного сертификата с нуля.

В декабре 2021 года, наконец, случилось чудо. Летную бюрократию после ожесточенной схватки «умов» с «буквоедами» удалось положить на лопатки. И система поддержания лётной годности была гармонизирована-таки с международными правилами.

Однако в полной мере все нововведения вступали в силу лишь с 1 сентября 2022 года. Но гром-то грянул уже сейчас.

Поэтому на днях в спешном порядке правительством был подготовлен проект постановления «О нивелировании последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации в части функционирования гражданской авиации». Он предполагает ускоренную постановку в российский реестр и практически автоматическую выдачу СЛГ уже сейчас. А с сентября этими вопросами будут заниматься российские сертификационные центры.

Этот проект в черновом варианте оказался в распоряжении «СП». Вот он:

Читайте также
Запад требует от Сербии вступить в антироссийский фронт Запад требует от Сербии вступить в антироссийский фронт Но Белград в ответ напоминает о бомбежках НАТО

Проект постановления правительства «О нивелировании последствий ограничительных мер в отношении РФ в части функционирования гражданской авиации»

1. Продлить на шесть месяцев срок действия СЛГ гражданских воздушных судов иностранного производства, внесенных в Госреестр гражданских воздушных судов РФ.

2. Признать действующими на территории РФ СЛГ разрешения на бортовые радиостанции, выданные авиационными администрациями иностранных государств, в отношении воздушных судов, эксплуатирующихся воздушными эксплуатантами.

3. Разрешить организациями по техническому обслуживанию воздушных судов иностранного производства на выполнение периодического техобслуживания и самостоятельно разрабатывать схемы ремонта и поврежденных элементов конструкции воздушных судов.

4. Разрешить замену компонентов воздушных судов с сопроводительными документами, оформленными в соответствии с Бермудскими авиационными правилами.

Так что теперь заветные СЛГ у самолётов будут даже с учётом того, что они станут в течение какого-то времени обслуживаться по «серым» схемам.

С точки зрения международного права всё это может быть сомнительно. Но в ситуации, когда речь идёт о существовании всей российской гражданской авиации как таковой, священные национальные интересы важнее прямых рейсов «Москва-Париж», которые интересны узкой прослойке людей, бесконечной далеких от всего остального народа страны.

Да и в России есть масса приятных мест для отдыха и бизнеса, где можно великолепно провести время.


В понедельник, 14 марта, Владимир Путин разрешил зарегистрировать в России иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний. Выдача российских сертификатов позволит авиакомпаниям использовать иностранные суда на внутренних рейсах

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня