Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Проблемы ВПК
18 марта 2022 19:28

Авиапрому дали разрешение на взлёт: «Боинги» и «Эйрбасы» вернутся на Запад

В российских авиакомпаниях из заменят «Тушки» и «Илы», а после — «Суперджеты» и МС-21

34940
На фото: самолет "Сухой Суперджет" SSJ100.
На фото: самолет «Сухой Суперджет» SSJ100. (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)

Ростех рассматривает варианты возобновить серийное производство широкофюзеляжных самолетов Ил-96 и среднемагистральных Ту-214 — по крайней мере до начала полномасштабного выпуска обновлённого «Сухого Суперджет» и МС-21. По словам руководителя госкорпорации Сергея Чемезова, «в условиях серьезных ограничений по эксплуатации гражданских самолетов иностранного производства масштабные задачи стоят перед отечественной авиационной промышленностью… решать их необходимо в очень жесткие сроки».

Чемезов отметил, что в нынешних условиях «безусловным приоритетом… является ускоренная реализация программ импортозамещения ключевых продуктов, технологий и систем». Он также призвал «усилить контроль за соблюдением действующих нормативных правовых актов, стимулирующих закупки российскими потребителями товаров и услуг российских поставщиков», приводит высказывание ТАСС.

Читайте также
Как «Искандеры» и «Калибры» наводят ужас на ВСУ: даже на Львовщине страшно Как «Искандеры» и «Калибры» наводят ужас на ВСУ: даже на Львовщине страшно Нацики запрещают жовто-блакитным журналистам рассказывать правду о спецоперации

Ранее стало известно, что Минпромторг России объявил конкурс на подготовку и проведение испытаний самолета SSJ-NEW за 15,6 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ». В Ростехе пообещали, что импортозамещенная на 97% версия, разработка которой обойдётся примерно в 120 млрд рублей, должна появиться к 2024 году. В министерском заказе не указаны сроки сертификации, процент импортозамещения, а также список заменяемых систем. Подготовка стендовой базы, проведение испытаний агрегатов планера с его системами, а также изготовление опытных образцов должны быть проведены до 15 ноября 2023 года. Это должно обеспечить «максимальное снижение доли импортных и соответствующее увеличение состава отечественных систем и комплектующих самолета RRJ-95». По данным экспертов, в настоящее время объем импортных компонентов в SSJ достигает 70%. Еще в декабре прошлого года Сергей Чемезов сообщал о появлении импортозамещенной на 97% версии этого самолета в 2024-м.

Авиационный эксперт, редактор портала Avia.ru Роман Гусаров считает, что реализация проектов SSJ-NEW и МС-21 вполне соответствует временному промежутку создания нового самолета.

— Первые подвижки в возрождении нашего гражданского авиастроения начались еще в середину 2000-х, когда выжившие предприятия собрали в одну структуру. Тогда появились проекты самолетов SSJ-NEW и МС-21. И вот сейчас как раз наступает время их полноценного воплощения.

Возобновление производства Ил-96 и Ту-204/214 можно рассматривать как «шаг быстрого реагирования» на сложившуюся ситуацию, но вряд ли стоит отдавать им предпочтение перед новыми моделями — ведь и «Суперджет» и МС-21 требуют гораздо меньше времени и средств. Это все равно, что, скажем, возрождать производство старых ламповых телеприемников, когда развито производство техники на микросхемах. Все-таки следует идти в ногу со временем.

Директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает вполне реалистичным появление версии SSJ-NEW из отечественных комплектующих.

— Переход «Суперджета» на отечественные комплектующие начался некоторое время назад. Совсем недавно министр промышленности и торговли Денис Мантуров заявил о необходимости ускорить сертификацию нового отечественного двигателя ПД-8, провести ее за 12−14 месяцев. Это вполне реально, если осуществить ряд технических и организационных процедур. Таким образом, мы получим импортозамещенный самолет.

«СП»: — Когда это может произойти?

— Полагаю, к 2024 году.

«СП»: — А что с МС-21?

— Его двигатель ПД-14 был сертифицирован в 2018 году. У него отечественное «чёрное крыло». Остается еще ряд комплектующих, которыми, думаю, Минпромторг уже занимается.

По мнению Владимира Попова, генерала-майора, начальника Федерального управления авиационно-космического поиска и спасания при МО РФ, заслуженного военного летчика России, решение возобновить выпуск Ил-96 и Ту-204/214 является своевременным и вполне оправданным.

— Это хорошие самолеты, которые следует запускать в производство. Думаю, до конца года нам вполне по силам выпустить по десятку этих воздушных судов, а через небольшой промежуток времени и других самолетов.

«СП»: — Каких?

— Есть еще Ту-334 — ближнемагистральный самолет, рассчитанный на 100−120 пассажиров. Он у нас был практически в готовом виде, его сертифицировали, но до производства дело не дошло, потому что занялись SSJ. Нужно только поставить новые двигатель и авионику. Имеется у нас самолет Ил-96−300, который не запускался в массовое производство, было произведено ограниченное число машин, сейчас на них летают высокопоставленные руководители нашей страны. Нужно вводить в строй Ил-112/114, который следует доработать и запускать в производство — как самолет для сравнительно небольшого количества пассажиров вполне пригоден. Разумеется, следует максимально быстро поставить в строй новый SSJ и МС-21. А советские модели — хорошее подспорье нашей гражданской авиации.

Читайте также
Мариуполь: Последний бой или раскол в стане нацистов? Мариуполь: Последний бой или раскол в стане нацистов? ВС РФ могут договорится с «азовцами», если используют «тяжёлую артиллерию»

«СП»: — У нас есть ресурсы для возрождения гражданского авиапрома?

— Конечно, есть. Казанский авиазавод имени С.П. Горбунова, ВАСО в Воронеже могут нарастить объемы производства. Там есть цеха, оснастка. Имеются инженеры, технологи, сборщики. Не стоит забывать, что эти предприятия действуют в кооперации с десятками других заводов. Таким образом, мы имеем шанс дать начало в нашей стране авиационному буму. Это позволит реализовать дополнительные социальные программы, увеличит среднюю зарплату, даст еще ряд позитивных моментов. Сегодняшние решения Ростеха означают, по сути, реализацию пожеланий об импортозамещении в авиационной отрасли, высказанных президентом еще пять лет назад. И реализация этих пожеланий шла, но медленно. Настало время ускориться.

«СП»: — До разворачивания масштабного производства самолетов нам нужно на чем-то летать. Сколько мы можем летать на иностранных воздушных судах, которые сейчас переводятся в российский реестр?

— Три месяца — без проблем. Дальше — потребуются необходимые ремонтные работы. Как известно, мы сейчас отрезаны от зарубежных технических услуг. Долго здесь нам не продержаться. Так что, нужно и в этом плане восполнять брешь. Я полагаю, что санкции через некоторое время могут отменить и напряжение спадет, но это для нас серьезный урок на будущее.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня