Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Бизнес в России
26 апреля 2022 07:51

Туалетная бумага в России белой быть не перестанет, и на газеты не надо торопиться переходить

Прощаясь со шведской ZEWA, отечественные производители средств гигиены вздохнули с облегчением

9839
Туалетная бумага в России белой быть не перестанет, и на газеты не надо торопиться переходить
Фото: Александр Рюмин ТАСС

Россияне посмеиваются над жителями Евросоюза, которым их правительства рекомендует реже мыться, чтобы сэкономить газ, электричество и, тем самым, «досадить Путину». Но и мы, похоже, в шаге от того, когда нам посоветуют пореже ходить в туалет в целях экономии расходов семейного бюджета на туалетную бумагу.

Сообщение шведской компании Essity (производитель предметов личной гигиены под брендами ZEWA, Tork, Libero, Libresse и TENA) об уходе из России прозвучало почти сразу после опубликования данных Росстата об очередном подорожании туалетной бумаги (входит в государственный перечень товаров первой необходимости).

Только за одну неделю, в период с 9 по 15 апреля 2022 г., бумага туалетная выросла в цене на 1,6%.

А по данным шведского производителя, опубликованным в ноябре прошлого года, 78% россиян готовы переплачивать за товары для гигиены и здоровья, «если бы эти товары и услуги были более экологичными».

У компании Essity три завода в России — два в Тульской области и один в Ленинградской. Все основное сырье — российского происхождения. К тому же, процесс производства в России значительно дешевле, чем в зоне Евросоюза за счет сравнительно низких цен на энергоносители. А бренды, ZEWA, Tork, Libero, Libresse и TENA весьма популярны в нашей стране.

Читайте также
Свистопляска цен: Америка и Европа попали под каток своих же санкций Свистопляска цен: Америка и Европа попали под каток своих же санкций США, пытаясь ослабить Россию, сползают в новую Великую депрессию и тянут за собой ЕС

Казалось бы, райские условия для шведской компании, занимающей треть российских рынков туалетной бумаги, бумажных полотенец и носовых платочков. Цены растут, не встречая сопротивления, спрос высокий.

Однако что-то пошло не так. 22 апреля президент и генеральный директор Essity Магнус Грот сообщает в промежуточном отчете за 1 квартал текущего года: «Условия ведения бизнеса Essity в России ухудшились. В результате активы компании в России были обесценены примерно на 1,4 млрд. шведских крон. Кроме того, начата работа по выходу с российского рынка».

Видимо, последние исследования компании показали, что платежеспособность россиян в новых условиях, условия западных санкций не предполагает переплату за экологичность, на которой так «повернуты» шведы.

Но некоторые отечественные аналитики загрустили: «Стоит полагать, что с уходом из России (Essity) исчезнут с прилавков магазинов в стране и знакомые всем подгузники, прокладки, средства по уходу за лежачими больными, ну и туалетная бумага — та, что с растворимой втулкой».

Не стоит отчаиваться, будет еще возможность позабавиться с растворимой втулкой: шведская компания, как в старом анекдоте — прощается, но не уходит. А если серьезно, то фабрики компании продолжают работу в обычном режиме. «Точный способ выхода (с российского рынка) еще не определен и будет подробно разработан в рамках начатой работы. Essity рассмотрит все варианты, включая продажу», — говорится в заявлении гендиректора ООО «Эссити» Карена Акопяна, которое распространила пресс-служба компании в РФ.

Вот эти долгие раздумья могут оказаться банальным пиар-ходом, чтобы, буквально, набить цену своим товарам. А если нет — тоже не беда. Отечественные производители туалетной бумаги говорят о существовании «жесткой конкуренции» (странновато звучит там, где основной показатель качества — мягкость) на этом рынке, благодаря которой брешь будет сразу же закрыта российскими и другими производителями.

«Эффективная мощность российского производства всей компании Essity составляет порядка 135 тыс. тонн в год. А избыточные мощности в стране составляют сейчас более 200 тыс. тонн. В некоторых случаях они не заполнены, есть экспорт, но его при необходимости можно сократить. Поэтому даже при худшем сценарии потребитель не почувствует принципиальной разницы и потребности российского рынка будут закрыты», — сообщил в комментариях «Коммерсанту» директор по развитию ОАО «Сыктывкар Тиссью Груп», ведущего российского производителя санитарно-гигиенических изделий и товарной бумаги-основы Александр Каган.

«Если бы Zewa ушла, это было бы проблемой лет 5 назад. Потому что было три основных игрока: Zewa, Сыктывкар и мы, — заявил „Газете.Ru“ главный технолог одного из крупнейших производителей туалетной бумаги Сясьского бумажно-целлюлозного комбината Денис Головчанский. — Сейчас этот рынок перенасыщен, просто всем полегче станет и все. Тут все было очень плотно. Если кто-то отваливается сейчас, то это даже хорошо. В последние несколько лет открылось много предприятий, и на предприятиях открылись новые линии и мощности. Поэтому я проблем не вижу. Просто всем полегче станет. И дефицита, я надеюсь, не будет».

Тем не менее, например, на Южном Урале в последнее время отмечен ажиотаж и увеличение спроса на туалетную бумагу на 40%. Отметим, что это произошло еще до объявления производителя ZEWA об уходе из России.

Но, как уверяют в пресс-службе Челябинской области, паническое желание людей покупать впрок сможет удовлетворить бумажный комбинат «Комфорт».

В последнее время предприятие нарастило объемы выпускаемой продукции на 30%. Сегодня завод выпускает более 12 тысяч тонн бумажной продукции, используя при производстве 98% отечественного сырья. «Даже если зарубежные производители совсем перестанут поставлять в Россию рулоны с мягкими подушечками, отечественной целлюлозы и макулатуры хватит, чтобы закрыть все потребности рынка», — отметил директор компании Сергей Щербо.

Да, дефицита не будет. А вот на счет «всем полегчает» — это весьма спорное утверждение.

Во-первых, по поводу обоснованности цен. По данным исследования спроса на товары среди жителей Свердловской области, проведенного ОФД «Контур.Маркет», которые передает «КоммерсантЪ-Урал», возрос не только спрос на подгузники и туалетную бумагу, причем, в довольно стремительных темпах, но и, соответственно, цены на эти товары.

Так, цена на подгузники заняла лидерство в списке по резкому росту стоимости и составила 210% от показателей в феврале 2022 года. Спрос на детские подгузники также вырос и составил 94% в марте по отношению к февралю.

Вторую строку этого антирейтинга заняла туалетная бумага: спрос увеличился на 80%, а цена — на 11% (в марте по сравнению с февралем).

Читайте также
Олигархам и скучно, и грустно, и некуда яхту приткнуть Олигархам и скучно, и грустно, и некуда яхту приткнуть Ни на Балтике, ни на Черном море нет инфраструктуры для суперлодок российских миллиардеров

Как полагают исследователи, в повышении спроса ключевую роль играет логика свердловчан. «Это хорошо видно на примере покупок подгузников — лучше купить сейчас и побольше, чем ожидать дальнейшего роста цен», — пояснили аналитики ОФД «Контур.Маркет, отметив, что после ажиотажных покупок, совершенных, возможно, в состоянии паники, обычно идет падение спроса: можно ожидать снижение количества продаж в апреле-мае.

И еще — вопрос качества. Поэтому из-за намеченного ухода из России «популярной» шведской компании звучит стон в интернете: «Если взрослые переключатся на отечественную туалетную бумагу и другие средства гигиены, то как быть детским попкам, так привыкшим к мягким и супервпитывающим подгузникам?»

По данным «веерного обследования» Роскачеством 29 торговых марок (из них 13 брендов производятся в РФ) по 49 показателям качества и безопасности, все эти подгузники — безопасные, независимо от цены и страны происхождения. Они нетоксичные, не содержат тяжелых металлов и канцерогенов, не вызывают раздражений и аллергии.

Что касается качества средств гигиены для взрослых, то российские производители туалетной бумаги обещают, что она не перестанет быть белой.

Последние новости
Цитаты
Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Майкл Бом

американский журналист и общественный деятель

Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня