пятница, 8 августа
совместно с Жэньминь жибао
Экономика / Китай сегодня
28 апреля 2022 14:46

Китай становится арктической державой

КНР пробивает льды на Северном морском пути

2240
Китай становится арктической державой
Фото: Zuma/TASS

Россия и Китай намерены сообща изучать и осваивать Арктику. Китайские инвесторы вкладывают средства в развитие индустриальных проектов, а Северный морской путь России хотят использовать для транспортировки грузов в Европу. Это сделает бессмысленными любые попытки изоляции России со стороны Запада.

Китайцы открывают секреты Вселенной, наблюдая за северным сиянием

«В нынешних условиях следует активнее привлекать к сотрудничеству в Арктике и так называемые внерегиональные государства и объединения — здесь всем достаточно будет работы», — заявил Владимир Путин на совещании в Кремле, посвященном развитию Арктической зоны.

Нетрудно догадаться, кого имел в виду российский президент — это, прежде всего, Китай. Начиная с 2013 года Китай является страной-наблюдателем в Арктическом совете, который в 2021 году официально возглавила Россия. Правда, под предлогом осуждения российской спецоперации другие страны -члены совета торпедировали его работу.

Однако это открывает большие возможности для прямой работы России именно с дружественными странами, которые, в отличие от западных, не пытаются превращать Арктику в цирковую арену для дрессированных дипломатов.

Китай сейчас реализует в Арктике множество важных — неполитических! — инициатив. Одна из них — это создание наблюдательной научной сети SAON. Так, еще в 2016 году в ирландском местечке Кьёрхолл открылась одна из самых современных в Арктике обсерваторий Aurora. Аппаратуру и ученых предоставила китайская сторона, а конкретно — Национальный институт полярных исследований Китая (PRIC).

Читайте также

Кьёрхолл — уникальное место, которое позволяет круглый год проводить наблюдения полярных сияний в верхних слоях атмосферы, замерять изменения геомагнитного поля и другие природные явлений. Все это позволяет ирландским и китайским ученым получать данные, имеющие решающее значение для понимания солнечно-земных взаимодействий и космической погоды. Работа, проводимая в обсерватории Aurora, укрепит научное понимание Космоса и Вселенной.

На Шпицбергене уже два десятилетия есть свои «Желтая река»

Китайские научные объекты разбросаны по всей Арктике. Скажем, недалеко от шахтерского городка Кирун (за Полярным кругом) в 2016 году была запущена спутниковая станция дистанционного зондирования земли. Это первая подобная станция, которая расположена за пределами Китая (есть еще 4 внутри самой Поднебесной — в окрестностях Пекина, на субтропическом острове Хайнань, в провинции Юньнань и в Синьцзян-Уйгурском автономном районе).

Станция в Швеции получает данные с более чем 30 китайских спутников. Причем эта станция более современная, чем предыдущие: от каждого спутника сигналы могли поступать по 5 раз в день, а вот станция в Кируне может принимать сигналы до 12 раз в день. Естественно, это обеспечивает большую точность измерений.

В 2018 году Китай подписал соглашение с Финляндией о создании совместного исследовательского центра в Соданкюле для проведения арктических космических наблюдений. Такие замеры нужны, чтобы отслеживать изменения климата. Но есть у китайцев и более прагматичная задача, нежели забота о всеобщем счастье, — им надо следить за навигацией в Северном Ледовитом океане. Ведь сегодня именно по этому маршруту китайцы собираются доставлять свои грузы в Европу.

Чтобы быть поближе к вожделенному океану, еще в 2004 году китайцы построили свою первую арктическую станцию «Желтая река» на норвежской части острова Шпицберген.

Китайцы с большой охотой выкупят активы сбежавших европейцев

Китайцы — нация прагматиков, а не идеалистов. И они всерьез заинтересованы в доступе к арктическим ресурсам России. Еще в 2018 году Китай утвердил «Белую книгу» — это стратегия продвижения национальных интересов в Арктике.

Россия в этом документе отводится особое место. Проходящий в российской акватории Северный морской путь Китай хотел бы превратить в часть своего Полярного шелкового пути, который, в свою очередь, является частью глобальной инициативы Си Цзиньпина «Один пояс — один путь».

Северным морским путем китайцы намерены доставлять свои товары в европейские страны. Это на треть быстрее, чем традиционный путь через Малаккский пролив и Суэцкий канал. Выгода — почти 20 суток.

Неслучайно именно на российскую Арктику приходится львиная доля китайских инвестиций в регион, отмечает исследовательница Ло Шусянь из института Брукингса. Китайцы инвестируют, прежде всего, в российские проекты, связанные с навигационной инфраструктурой и добычей ресурсов.

Читайте также

«Китайская национальная нефтяная корпорация» и государственный «Фонд Шелкового пути» в партнерстве с российским «Новатэком» и французской фирмой TotalEnergies успешно разработали мегапроект по сжижению природного газа на полуострове Ямал. Добыча началась в 2017 году.

Другие проекты все еще находятся в стадии планирования или в стадии строительства. В частности, китайская корпорация Poly International Holding намерена строить новую очередь Архангельского глубоководного порта, а также железнодорожную ветку «Белкомур». Еще в 2019 году корпорация China National Chemical Engineering и российская компания «Нефтегазхолдинг» подписали контракт на строительство инфраструктуры на нефтяном месторождении Пайяха с общим объемом инвестиций в размере $5 млрд. Производство должно быть запущено уже в будущем году.

В частности, на Ямале продолжается строительство завода «Арктик СПГ-2», запуск которого запланирован на 2023 год. Государственные инвесторы Китая имеют в общей сложности 20% акций «Арктик СПГ-2», наряду с «Новатэком», Total Energies и Japan Arctic LNG (это консорциум Mitsui и «Японской национальной корпорации нефти, газа и металлов»). В случае выхода из проекта французов или японцев их долю с большой охотой — и дисконтом — выкупят китайцы.

Последние новости
Цитаты
Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Сергей Токарев

Cекретарь Липецкого обкома КПРФ

Александр Снегуров

Заслуженный учитель РФ, кандидат психологических наук, кавалер медали «Патриот России», профессор МГПУ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня