Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Атака клонов: чего нельзя импортозаместить своим умом, можно «скопировать»

Реверсивный инжиниринг окончательно добьёт советскую техническую школу

6535
Атака клонов: чего нельзя импортозаместить своим умом, можно "скопировать"
Фото: Zuma/TASS

Российские чиновники призывают заняться копированием иностранных образцов техники — переключиться на так называемый «реверсивный инжиниринг». Как один из вариантов начала реиндустривлизации это неплохая тема, однако не стоит забывать, что далеко не все иностранные решения оправданы и рациональны. Отечественные конструкторы не раз доказывали, что русская техническая мысль способна создавать более интересные механизмы.

«Задача, которая перед нами стоит — это реверсивный или обратный инжиниринг. Мы не можем в полном объеме отремонтировать тот или иной узел или сделать тот или иной компонент, но компонент, отвечающий этим функциональным требованиям, мы можем сделать. Эту задачу нам придется решать года за два, и вопрос — кто сможет этим заниматься. Мы должны решить задачу за год, пока есть еще запасные части, пока еще есть надежность функционально-технологических систем», — заявил вице-губернатор Санкт-Петербурга Владимир Княгинин.

Читайте также

Реверсивный инжиниринг — это создание аналогов по уже существующему образцам. Если на «пальцах»: нужен нам, к примеру, ШРУС на Renault Logan. Поставок запчастей нет, требуется наладить импортозамещение. А то все эти машинки со временем встанут, трансмиссия требует регулярной замены расходников. От «девятки» не приколхозить — не подходит. Посему берём эту детальку, «оригинал», разбираем, обмеряем, ищем нужные материалы, рассчитываем, делаем чертежи и техдокументацию. Всё это — исходя из тех производственных возможностей и сырья, которые у нас имеются. После чего начинаем выпуск продукции.

Но ШРУС — это самое простое. Аналогичное нужно сделать с тем самым компьютером, на котором вы сейчас читаете данный материал, или со смартфоном. И тут мы упираемся в проблему, нашим чиновникам, судя по всему, неведомую. В производственную базу.

Наружный ШРУС для Logan в России уже производится, в Магнитогорске на НПО «Бел Маг». Ценник привлекательный, на качество народ не жалуется. Но этого — мало. Во-первых, завод один. Во-вторых, помимо продукции Renault по дорогам страны бегает куча всего прочего. В-третьих, запчастей нужно много и всяких разных. То есть нужно много новых заводов. Всяких разных.

Изготовить тот же компрессор кондиционера для какой-нибудь иномарки мы не осилим. Потому, что нет в России аналогичных производств. И никому это не надо. В плане вложений. «Олигархи» не собираются инвестировать в страну в принципе, а государство продолжает копить нефтедоллары, видимо, в ожидании очередных «санкций». То есть воровства западниками и этих активов. Компрессоры для «кондеев» делать негде, и никакой «реверсивный инжиниринг» тут не поможет. Производственных возможностей для выпуска данных изделий просто нет. Сперва нужно создать соответствующий завод, а вот на нём уже можно будет уже делать эти компрессоры. Хоть для Volksvagen, хоть для Renault или Mitsubishi.

Правда, придётся ещё решить проблему с сырьём. Де-юре у нас в стране самые лучшие в мире стали (или одни из самых лучших — наследие СССР), а де-факто таковых больше нет.

«Многие советские марки сталей уже не выпускаются, если вам их предлагают — это обман. Технологии производства отдельных инструментальных сталей и вовсе утеряны, режущий инструмент производить не из чего. Да и в целом идёт жуткая пересортица. Выпускают что попроще, подешевле, продают — как качественный товар. По сути, везде только Ст3 и иже с ней, что-то иное можно купить лишь по хорошему знакомству. И то не всегда — когда где-то вдруг сварят что-то настоящее. Опять-таки по спецзаказу, для своих», — объясняет руководитель одного предприятия с Урала.

Проблемы с сырьём решить несложно, нужно всего-навсего национализировать металлургические заводы. Иначе никак — сколько волка не корми, он всё равно в лес смотрит. Это — про «олигархов». Если их не ликвидировать как класс, они продолжат свою деструктивную деятельность.

«Нужна национализация топливно-сырьевого сектора российской экономики и других стратегических отраслей, которые должны работать на весь народ, а не обогащать избранных господ. Отметим, что сегодня в России в топливно-сырьевой сфере почти 60% структур являются частными и контролируются олигархами», — считает координатор движения «Левый фронт» Сергей Удальцов.

Читайте также

Плюс возрождение науки и государственных стандартов, без этого опять-таки никак. Кто-то должен заниматься этим самым инжинирингом, пусть даже «реверсивным». Причём не абы как — по приказу босса пытаться «сколхозить» что-то подешевле, лишь бы продавалось — а на качественном уровне. Чтобы получались изделия (и технологии) двойного назначения: и на «гражданку», и в «оборонку». Как несложно догадаться, «бизьнесу» на обороноспособность России наплевать.

Всё вышеуказанное сложно, но выполнимо — в машиностроении, станкостроении, производстве стройматериалов, и т. д. При условии национализации «олигархических» структур, масштабных капитальных вложениях в новое оборудование и «зелёного света» честным специалистам всё получится. Правда, до кучи придётся ещё произвести «зачистку» в отраслевых министерствах, но кто-то же и лес валить должен…

А также ввести всеобщую ответственность за нецелевое расходование госбюджетных средств. Так, некая фирма «Русавиапром» — производственные мощности у неё отсутствуют — просит девять миллиардов рублей на копирование американского авиадвигателя Honeywell TPE331. Его собираются ставить на «кукурузники» Ан-2. Скопировать собираются за пять лет. Как-то долго… За пять лет, как говорил Ходжа Насреддин, или ишак сохнет, или падишах. Судя по всему, расчёт именно на это.

«Такой подход успешно реализуется, например, в Китае. Но без поддержки и госфинансирования решить эти вопросы в перспективе ближайших пяти лет невозможно», — говорит гендиректор предприятия Алексей Крюков.

Да, реализуется. Но в КНР тех, кто украл казённые средства, пачками ставят к стенке. Помогает. А у нас тот же «Мебельный» до сих пор процветает. Кстати, помимо вышеозначенной суммы просят ещё три миллиарда рублей на закупку американских моторов. Обещают за пять лет собрать аж 50 самолётов и отдать государству долги за моторы. Ну-ну…

«Вариант реверс-инжиниринга мы считаем наиболее приемлемым. Прежде всего, обратное проектирование, выполненное именно нашими российскими инженерами, создаст механизмы, оборудование, устройства, адаптированные именно под потребности конкретного клиента. И по этим чертежам можно будет в дальнейшем наладить серийное производство», — считает генеральный директор инжиниринговой компании «Комплекс КАД» Дмитрий Калеев.

Как-то странно всё… А какое тогда производство, если не серийное? «На коленке» что ли? Судя по подобным пассажам, полного понимания того, каким должен быть этот самый «реверсивный инжиниринг», тоже нет.

Гораздо сложней с радиоэлектронной промышленностью, таковой у нас нынче вообще нет. Извели под корень. Как быть с ней? Начинать, понятное дело, с чего-то надо. Но применим ли тут «реверсивный инжиниринг» или нет — непонятно. Уж больно высокие технологии, отсутствующие ныне в России как класс. Судя по всему, тут нужен иной путь. А именно начать с покупки заводов (под ключ!) по выпуску простых микросхем, и только потом браться за что-то более серьёзное.

Читайте также

Да и про отечественные разработки в различных областях забывать не стоит. Если опираться только на этот самый «реверсивный инжиниринг», то можно оказаться в вечных отстающих, Увы, негативный пример из нашего недавнего прошлого есть. В начале 70-х тогдашний шеф КГБ Юрий Андропов — Михаил Горбачёв и его команда именно его выдвиженцы — пробил в Политбюро этот самый «реверсивный инжиниринг» в области компьютерных технологий. Типа чекисты станут таскать из-за бугра самые передовые образцы техники, их начнут копировать, и счастье будет. А все отечественные разработки надо похерить. Похерили. И оказались с голой задницей. Мастерски проведённое вредительство!

Не хотелось бы ещё раз попасть в подобную ситуацию, тем более, в условиях, когда России нужен быстрый и качественный технологический рывок. Поэтому разумней говорить не столько о слепом копировании, но и о вложениях в отечественные разработки. То есть в отраслевую прикладную науку. А она нынче прозябает на совершенно нищенском финансировании. И наработки её никому не нужны. «Олигархам» точно, у них всё просто: украл — продал — деньги вывел.

А в целом задачи решаемые. И их уже один раз решили. Российская Империя была такой же страной с воровским чиновничеством, барыгами-купчинами, «олигархами"-миллионщиками и прочими банкирами. И с отсталой экономикой. Но ведь построили новую, современную, и победили в страшной войне весь тогдашний Евросоюз!

Последние новости
Цитаты
Игорь Николайчук

Эксперт по международной безопасности Центра специальных медиаметрических исследований

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня