Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Стало известно, как будем летать в Крым, Сочи, Челябинск, Новосибирск, Иркутск, Владивосток

Россия восстанавливает свою гражданскую авиацию

8321
Стало известно, как будем летать в Крым, Сочи, Челябинск, Новосибирск, Иркутск, Владивосток
Фото: Марина Лысцева/ТАСС
Материал комментируют:

Никто в России не ожидает, что даже после окончания спецоперации на Украине западные санкции будут отменены. Во многих отраслях отечественной экономики это расценивают как шанс на возрождение собственного производства. Особенно, в высокотехнологичных отраслях, таких, как самолетостроение.

Свыше 1 тысячи самолетов планируется поставить для нужд гражданской авиации российским авиакомпаниям до 2030 года, сообщил в интервью ТАСС в рамках Петербургского международного экономического форума министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.

«До 2030 года предприятиями авиационной промышленности подтверждена возможность поставки более тысячи самолетов для нужд гражданской авиации — при одновременном замещении иностранных комплектующих российскими и модернизации производств там, где это необходимо», — сказал министр.

Планируется произвести 142 самолета SSJ New с увеличенным количеством российских комплектующих, 270 самолетов МС-21, по 70 самолетов Ил-114−300 и самолетов Ту-214, а также 12 самолетов Ил-96−300. Парки региональных перевозчиков пополнят самолеты «Ладога», Л-410, «Байкал».

Читайте также

Кроме этого, до 2030 года планируется также поставить более 760 вертолетов. Среди них свыше 200 вертолетов «Ансат» и более 270 вертолетов Ми-8.

Отечественные авиакомпании уже подтвердили востребованность такой техники.

— Спохватились вовремя, еще не все свои наработки в самолетостроении уничтожены. Поэтому план по созданию авиапарка отечественных самолетов, я думаю, вполне осуществим, — считает президент профсоюза пилотов России Мирослав Бойчук:

— Перед тем, как озвучивать эти цифры, профильные министерства хорошо взвесили свои возможности, оценили отраслевой потенциал. Кроме того, там жестко стоит вопрос: если эти заявленные цифры не будут достигнуты, если эти самолеты не будут выпущены в срок, то тот, кто озвучил это, понесет персональную ответственность за срыв. Поэтому у меня есть уверенность, что необходимое количество отечественной авиатехники выпустят, план выполнят.

«СП»: — Так уверены, даже несмотря на то, что, например, ранее объявленное импортозамещение в авиастроении провалилось?

— Не совсем так. Просто есть вещи, так аккуратно скажем, не публичные. Импортозамещением мы давно занимаемся, и довольно успешно — нам не хватило где-то год-два на завершение этого процесса. Но если этот процесс ускорить, бросить на это необходимые ресурсы, то я думаю, мы это решим.

«СП»: — То есть, это своевременное и правильное решение — усиливать отечественный авиапарк собственными воздушными судами?

— Прежде всего — правильное. Ведь это энергоемкое, трудоемкое, и, главное, стоимостное производство. Вот, сейчас Ил-96, наверное, 8 миллиардов стоит. Десять таких самолетов — это 80 миллиардов. Там заложено НДС, который дает реальную прибыль государству, чем надо и заниматься, а не поставлять куда-то болванки, а от них ждать потом готовую продукцию. Ведь в готовой продукции всегда сидит НДС. Почему мы не можем увеличить заработную плату в нашей стране? Или, скажем, усилить пенсионное обеспечение и т. д. Да потому, что там, где мы можем существенно нарастить заработную плату — это сырьевые отрасли — нефть, газ, металлы.

А отрасли машиностроения, самолетостроение, вторичное производство химии — они у нас, скажем так, либо малоразвиты, либо их составляющая в экономике мала. А вот если мы их и разовьем, и нарастим, то это даст возможность увеличить заработную плату и существенно повысить пенсии. Другого пути тут нет. Ведь все, что мы производим — это дает налоги, которые идут в государственную казну. Это прямой доход.

А самолетостроение — одна самых высокотехнологичных отраслей. Но, вот, либералы, пришедшие к власти в 90-х годах, уничтожили почти все высокотехнологичное производство России, оставшееся от СССР — это очень страшно. Хорошо, что вовремя спохватились, и теперь восстанавливаем. Поэтому, я думаю, да — этот план своевременный.

«СП»: — Вошедшие в этот план самолеты — они же, по большей части, из «советского» задела?

— Многое из этого действительно досталось нам от советских разработок. Новые самолеты — это самолеты Суперджет и МС-21, вертолет «Ансат». А Ми-8, Ту-214, Ил-114 — это все нам от СССР осталось. Идет процесс их модификации. Хорошо, что в свое время не дали загубить военный потенциал страны. Сейчас за счет него и гражданская авиация имеет возможность обновления и развития.

«СП»: — А как в среде пилотов встретят такое обновление? Не будет таких сравнений, мол, приходится пересаживаться с «мерседеса» на «уазик»?

— Пилотам, конечно, важно — на чем летать. Но сейчас для них главное, чтобы была работа. И они готовы освоить любой самолет, который произведет наша страна.

«СП»: — В каких регионах будет осуществляться самолетостроение заявленного парка?

— Заводы Суперджетов в Комсомольске-на-Амуре, МС-21 в Иркутске, Ил-96 в Воронеже, Ил-114 в Луховицах, Ил-76 в Ульяновске. И часть комплектующих для названных заводов будут поставлять Воронеж и Ульяновск.

«СП»: — Насколько сравнимы по стоимости производство, эксплуатация импортных и отечественных самолетов?

— Прямые расходы, например, на Ту-214 и Ил-96, конечно, будут больше. Но если брать стоимость этих воздушных судов, то они в два раза дешевле зарубежного аналога. Тем более, государство сделало очень привлекательным лизинг авиатехники внутри страны.

У нас же раньше в лизинге НДС «сидел», а это делало отечественный лизинг на 22% дороже, чем зарубежный. А высокие ставки по процентам тоже вкладывались в лизинговую схему. И так получалось, что наши воздушные суда вроде как отечественные, а с точки зрения их эксплуатации — как не родные, лизинг получался дорогой.

Сейчас вот эти острые углы государство постаралось сгладить: НДС убрали, часть процентов кредитуется со стороны госбюджета. Поэтому нынешние условия в России делают лизинг наших самолетов вполне конкурентоспособным, по сравнению с тем, что раньше предлагали западные страны.

Читайте также

«СП»: — А как обходиться с авиаперевозками, пока новая-старая отечественная техника не взлетит?

— Нам нужен переходный период, повторюсь — это год-два. На это время хватит зарубежного парка. Вполне хватит, даже с ростом перевозок. Я уверен, что и с комплектующими вопрос решим, даже, похоже, уже решили. Часть будем сами производить, часть — параллельный импорт восполнит. Второй момент, без нашего титана и еще ряда компонентов, которые играют существенную роль в самолетостроении, двигателестроении западные страны не обойдутся. И, думаю, в конце текущего года или в начале следующего будет принято соответствующее решение. Мы — им, они — нам. Поэтому, я думаю, поддерживать в состоянии работоспособности тот парк Боингов, Аэрбасов и ряда других зарубежных самолетов, которые имеются сейчас в наличии в РФ, не будет проблемой.

«СП»: — Но это все-таки ограниченный объем авиапарка, который планируется запустить до 2030 года. А если к тому времени ситуация кардинально изменится, и необходимое количество перелетов резко возрастет? Самолетов хватит?

— У государства есть все возможности регулировать это направление. Будет меняться ситуация, выявится нехватка парка, — будут приняты меры, и все нормализуется, скорректируется под новые условия. Мы имеем возможность централизованно закупить или взять в лизинг те воздушные суда, которые будут востребованы на рынке. Главное, что получен урок — надо все иметь свое.

«СП»: — Оборудование для производства этих самолетов было как-от законсервировано, сохранено? Или его тоже потребуется воссоздавать?

— Оборудование и комплектующие, скажем так, это опять же импортозамещение, с которым мы чуть-чуть не успели. Но это проблема решаемая. Ведь оборудование — аналог зарубежного, а в некоторых случаях даже лучше. Другое дело, что потребуется раскрутить серийное производство, но, я думаю, и здесь прорвемся.

Последние новости
Цитаты
Айнур Курманов

Лидер Социалистического движения Казахстана

Игорь Шишкин

Заместитель директора Института стран СНГ

Спиридон Килинкаров

Бывший депутат Верховной рады, оппозиционный политик

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня