
Санна Марин, премьер-министр Финляндии, на саммите ЕС в Брюсселе пожаловалась на тяжелую жизнь. «Мы живем, как будто в условиях военной экономики, это ненормальная экономическая ситуация», — драматически посетовала облечённая властью дама. Премьер Финляндии заявила о переходе на «военную экономику» из-за кризиса.
Нехватка энергоресурсов стала общей европейской головной болью. И даже упоминать уже не хочется, что западные страны сами нарвались на проблемы. Шесть пакетов антироссийских санкций, затрагивающих, в том числе, энергетику кто принял? Теперь им приходится судорожно искать поставщиков нефти и газа, да еще выкладывать за энергоресурсы безумные бабки.
Вот пишут, цена на газ в Европе опустилась до 2400 долларов за 1000 кубов. И европейцы этому дико рады. Но давайте вспомним, почём шёл газ году, этак, в 2017. Он стоил чуть больше 200 долларов за тысячу кубов. Всего двести долларов! А в 2018 те же 1000 кубов торговали за… 246 долларов. Но эксперты тогда сокрушались: ах, жизнь подорожала, опять подорожала… А теперь сравните с нынешней снизившейся ценой. Сейчас газ стоит дороже в десять раз! Да еще глава «Газпрома» прогнозирует, что в обозримом будущем голубое топливо будет идти уже по 4000 долларов.
Перспектива для ЕС, прямо скажем, пугающая. А уж для Финляндии — вообще мрак.
Ведь в большинстве европейских стран зимы довольно мягкие. а финнам с климатом не повезло. У них и сугробы выше колена, и сильные морозы, и метели. Без запасов газа и нефти — каюк.
Впрочем, и у других не всё радостно. Вот с берегов туманного Альбиона прилетела совершенно дикая новость: тамошние больницы, скорее всего, вынуждены будут сократить количество обслуживаемых пациентов или увеличить время ожидания медпомощи больными. Потому как клиники будут не в состоянии оплачивать счета за электричество, которые вырастут к зиме вдвое.
А в Литве остановил производство крупнейший в Балтии завод удобрений Achema. Причина — рекордное подорожание природного газа, являющегося основным сырьем в производстве азотных удобрений. О снижении выпуска или полной остановке заводов объявили несколько крупных компаний в Польше и Германии.
И это как раз не удивительно. Эксперты с самого начала санкционной войны Запада против России предупреждали, что любые искусственные запреты аукнутся европейцам так, что мало не покажется. А раз сами себя загнали в угол, так чего ж теперь жаловаться на тяготы и лишения?
И вполне возможно, что главная проблема, связанная с отношением Европы к украинскому кризису, состоит в том, что европейцы уже начисто забыли, что это такое: жить в военных условиях, когда необходимые для жизни ресурсы крайне скудны. Поэтому они, с одной стороны, не в состоянии понять, что пережили жители ДНР и ЛНР за последние 8 лет, а с другой — не осознают, чем для них чревата санкционная война с Россией.
Возьмём дефицит энергоресурсов. Он может привести к подаче электричества и газа строго в определённые часы. Вода тоже будет по часам, насосы-то не на вечном двигателе работают. Мыть посуду и стирать — только вручную, о стиральных и посудомоечных машинах придётся забыть. Ведь воду и электричество нужно строго экономить. Бытовая химия и косметика станут дефицитом — химпредприятия уже останавливаются.
Санкции поломали логистические цепочки, в том числе, в поставках продовольствия — значит, не за горами распределение продуктов первой необходимости по карточкам. Заодно расцветёт «чёрный рынок», что всегда влечёт за собой рост преступности, и не только экономической.
Какие еще сомнительные «прелести» могут поджидать старушку-Европу? Остановка крупных предприятий потянет за собой волну безработицы: людям, работавшим на остановившемся предприятии, деваться будет просто некуда. Кризис-то — масштабный, охватывающий все отрасли народного хозяйства. Из-за падения производства уменьшится поступление налогов в казну; средств на поддержку малоимущих слоёв населения (ряды которых будут постоянно пополняться всё новыми и новыми безработными) катастрофически не хватит.
Значит, власти быстро свернут всю социалку: урежут пенсии, пособия и другие плюшки. А чтобы приглушить протесты, введут жёсткую цензуру. При которой одними штрафами не отделаешься.
А еще есть такая форма мобилизации населения, как трудовая повинность. Зачем, к примеру, тратить городу деньги на дворников, когда можно принудить граждан по очереди махать метлой?
— Безусловно, у европейцев благодаря пособиям и жизни на всём готовеньком случилось «ожирение мозгов», — считает эксперт Вадим Трухачёв. — Госпожа Марин — прекрасное олицетворение такого поколения. Она привыкла к тихой жизни, и для неё шок, что могут быть по-настоящему серьёзные проблемы. И потому у неё ощущение, что Финляндия вошла в эпоху военного времени. Хотя пока речь просто об окончании беззаботной сытой жизни.
Сворачивание социалки неминуемо. Вполне возможен и рост коммунальных повинностей. Карточки для малоимущих уже существуют. Чёрный рынок уже даёт о себе знать. Так что о них надо говорить не в будущем, а в настоящем времени.
Но всё же это пока приметы масштабного кризиса, но не военной поры, — полагает эксперт.
Однако тенденция такова, что ком проблем будет нарастать и нарастать. Единственный способ остановить дальнейшее развитие кризисной ситуации — пересмотреть своё отношение к России и отказаться от абстрактных рассуждений на тему общечеловеческих ценностей. Об этом пишут не только политологи, но и пользователи Сети.
«Оставалась бы Финляндия нейтральной, то не было бы у них никакого кризиса. Сохранили бы с Россией ровные отношения. И газ с водкой были бы дешевыми».
«В ЕС, походу, вообще в экономике разбираться не хотят, пытаются бороться со следствием своих решений, а не с причиной проблем», — пишут люди, в общем-то, далёкие от большой политики.
Кстати, возможно, нынешние трудности заставят европейцев вспомнить о том, что хлеб насущный добывается потом и кровью, а не поскакушками на майданах. А политикам придётся отказаться от пустой болтовни об европейских ценностях, ради которых нужно жертвовать благополучием и привычками. Потому как такие речи прокатывают только в сытые времена.