Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Наука и техника
23 ноября 2022 11:45

Анна Радзиевская: «No-code специалисты составят конкуренцию традиционным разработчикам»

Как Uber когда-то сделал рынок такси дешевым и простым, так и No-code делает рынок разработки доступным каждому

490
На фото: основательница и CPO школы по обучение No-code Анна Радзиевская
На фото: основательница и CPO школы по обучение No-code Анна Радзиевская

Спрос на IT специалистов меняется, и на смену привычным программистам приходят новые — No-code разработчики. Ноуокдеры могут заменить целую команду дорогих специалистов и создавать приложения не хуже разработчиков, а зарабатывать столько же.

Анна Радзиевская, основательница и CPO школы по обучение No-code, была первая, кто начал обучать новой профессии и сформировал рынок No-code разработки в России. О том, кто такие No-code специалисты, в чем их отличие от классических разработчиков, а также как Анне удалось развить целый новый рынок и повлиять на индустрию, рассказала основательница Code Breakers «Свободной прессе».

«СП»: — Расскажите, кто такие ноукод-разработчики и чем они отличаются от классических?

— No-code-разработчик (сокр. ноукодер) — специалист, который может находить решения бизнес-задач и их реализовывать без использования разработки.

Ноукодер может иметь определенную специализацию, например, быть только веб или мобильным разработчиком, а может владеть различными No-code инструментами и реализовывать «под ключ» разнообразные виды продуктов, используя микс No-code инструментов: веб и мобильные приложения, чат-боты, автоматизации и интеграции, AI и др.

Основная разница между No-code и классическими разработчиками в том, что для разработки какого-либо IT-продукта по классике необходима команда: продакт, дизайнер, фронт- и бэкэнд-разработчики, тестировщик, аналитик и т. д., в которой разработчики выполняют только узкую задачу и не являются взаимозаменяемыми. Такая команда стоит дорого, а скорость разработки продукта может доходить и до нескольких лет.

В разработке продуктов на No-code один ноукодер может самостоятельно разработать весь продукт и заменить всю команду, при этом стоимость и время на разработку будут в 5−10 раз ниже. Такое возможно за счет относительной простоты и низкого порога входа No-code платформ в отличие от языков программирования. Именно за счет того, что ноукодеры могут самостоятельно создать целый продукт, они должны обладать более широкими навыками в смежных сферах, в то время как разработчики имеют более узкую специализацию и навыки, ведь работают только с отдельной частью продукта (например, фронт-енд или бэк-енд).

«СП»: — Вы первая, кто начал обучать данной профессии и популяризировать тему No-code в России, насколько сложно было сделать это на классическом рынке и почему никто не занял эту нишу до вас, ведь очевидно, что она перспективная?

— Создавая новый рынок, всегда очень важно попасть в «нужное время», как раз в 2020-м, столкнувшись с пандемией, я поняла, что старые и дорогие методы уже не работают, необходимо всем переходить в онлайн и делать это здесь и сейчас. А с таким запросом мог помочь только No-code.

Тогда мы только начинали и в России про No-code никто не знал, были отдельные инструменты, типа Тильды, Albato на рынке, которыми владели некоторые специалисты, но самого No-code подхода и методики разработки не существовало и тем более никто не обучал этому как профессии.

Чтобы раскачать тему No-code в России, я в первую очередь проводила множество мероприятий и обучающих занятий, которые позволяли людям узнать о таком способе разработки и попробовать его. Одним из таких масштабных мероприятий была организованная мной Первая в России No-code конференция, где я пригласила самых топовых спикеров и основателей No-code платформ в мире: Bubble, Glide, Adalo и др. Также меня приглашали на множество крупных мероприятий и курсов: Физтех, HSEinc, ProductStart, Product Camp, Product University, EpicGrowth и др. Это очень сильно помогло проинформировать людей и по-сути создать рынок No-code в России.

Помимо этого начал сильно расти спрос на удаленные профессии, а с событиями 2022 года это еще усилилось, ведь многие релоцировались. Так вырос спрос на быстро монетизируемые навыки, работу на себя и удаленно, а это как раз то, чему полностью отвечает профессия ноукодера, ведь работать можно на себя из любой точки мира и не зависеть от команды, как в классической разработке.

Крупные игроки только сейчас начинают заходить на этот рынок, потому что у них не было компетенций и сильных спикеров по данному направлению. Также тот факт, что сейчас ноукод значительно отъедает рынок у других IT профессий, их тоже начинает беспокоить, и они начинают смотреть в эту сторону.

На фото: основательница и CPO школы по обучение No-code Анна Радзиевская
На фото: основательница и CPO школы по обучение No-code Анна Радзиевская

«СП»: — Вы обучаете новой профессии в кратчайшие сроки — за 2−3 месяца, причем людей, не имевших ранее отношения к IT. Как вам это удается? Дело в особой методике?

— Еще в самом начале, когда я основала Code Breakers, я разработала уникальную методику создания IT-продуктов без кода, которая описывает весь процесс разработки продуктов «под ключ»: от идеи до запуска. Она и легла в основу нашего обучения и подготовки No-code разработчиков, которые без опыта в IT осваивают на курсах все необходимые навыки и No-code инструменты, чтобы уже через 3 месяца начать выполнять первые заказы. Основные принципы обучения, которые дают такой результат:

— на курсах мы берем примеры реальных проектов, которыми пользуемся в жизни, например студенты создают аналог Airbnb, Amazon, Avito, Яндекс. Лавки и др известных сервисов, типажи которых часто заказывают клиенты

— студенты проходят все этапы создания продукта в соответствии с моей методикой: разработка ТЗ, выделение MVP, подбор стека инструментов, создание продуктового ТЗ, базы данных, фронтенд и бэкенд-разработки, тестирование и запуск. То есть по итогу получают комплексный навык, который они применяют сразу после обучения на реальных проектах

— мы даем технические, продуктовые и бизнесовые знания и навыки в достаточной степени, чтобы их хватало для ноукод-разработки, но не перегружаем лишними деталями, которые не нужны

— обучаем различному стеку инструментов, который позволяет разрабатывать все виды продуктов: сайты, веб и мобильные приложения, автоматизации и интеграции, чат-боты и даже применение AI

— за время обучения у студента собирается готовое портфолио из 3−10 проектов в соответствии с программой, и он уже может сразу выходить с примерами работ к заказчикам

— также мы создали карьерный центр, где готовим ноукодеров к реалиям рынка, обучаем, как работать с клиентами, где их искать, а также помогаем с поиском заказов.

Наше обучение в 8 раз быстрее, чем обучение на разработчика (3 месяца вместо 2 лет), при этом человек начинает зарабатывать уже на 3 месяце.

«СП»: — Какой у вас бэкграунд и как вы пришли к тому, чтобы заниматься No-code?

— Мой предыдущий опыт сыграл огромную роль в успехе Code Breakers, потому что я сама прошла различные стадии работы с продуктом в разных ролях: работала продакт-менеджером в найме, руководила сложными продуктами в роли CPO, запускала стартапы, разрабатывала как фрилансер, делала консалтинг.

В Yandex. Taxi и Qlean, где занималась проектами с водительской и клинерской стороны, я четко осознала проблему работы с классической разработкой: огромное количество задач в бэклоге и очень низкая скорость реализации, невозможность что-либо запустить без разработчиков, дорогие ресурсы и сложность их найма. Уже тогда я старалась сделать некоторые продуктовые задачи без кода, минуя отдел разработки, чтобы ускорить проверку гипотез.

В Blizkie я была CPO и отвечала за разработку маркетплейса, а также запуска бизнес-вертикали — e-commerce по оборудованию. Там, как обычно в стартапах, не было много ресурсов на разработчиков, поэтому приходилось быть креативной и придумывать решения на No-code, так я начала реализовывать полноценные продукты без кода, чтобы сократить ресурсы.

Далее я начала стартаперскую карьеру и запускала множество проектов: в сфере HR и массового подбора персонала, а также школу разговорного английского языка. В данных проектах я была основателем и CPO, и делала разработку полностью с нуля очень комплексных продуктов: сайтов, веб-приложений с маркетплейсной бизнес-моделью, автоматизации и др. Данный опыт дал мне навыки запуска проектов с нуля, выстраивания маркетинга, юнит-экономики, позиционирования и продаж продукта. При этом я убедилась на своих примерах, что можно все делать без разработки совсем.

Также я разрабатывала проекты No-code на фрилансе, где столкнулась с особенностями работы с заказчиками и сформировала подход разработки любых продуктов на No-code.

В Code Breakers я, применив свои продуктовые и бизнес знания, создала уникальную методику, на основе которой и построила обучение. Эффективность такого обучения можно увидеть на тысячах наших студентов, которые стали No-code разработчиками и запустили свои проекты.

Помимо того, что я являюсь основателем Code Breakers, я так же всегда выполняла роль CPO, в начале даже самостоятельно разрабатывала все наши платформы: LMS, автоматизации, внутренние процессы и, пройдя такой путь, могу точно сказать на нашем примере, что точно можно построить компанию нашего размера и сделать это полностью на No-code.

«СП»: — Значит ли развитие ноукод-рынка, что у программистов появилась серьезная конкуренция?

— Я считаю, что No-code в первую очередь создал новый рынок более доступной и быстрой разработки, тем самым смог покрыть запросы, которые были нерентабельными для традиционных разработчиков, но в то же время он стал «отъедать» рынок классической разработки. В особенности такой тренд можно заметить в сфере разработки бизнес-задач. Например, взять разработку сайтов и лендингов: еще 10 лет назад данную задачу мог решить только фронтенд разработчик и стоило это довольно дорого. Сейчас же 90% случаев с такой задачей идут к No-code специалистам или дизайнерам, кто работает с Tilda, ReadyMag, Wix и др инструментами. То есть рынок разработки сайтов уже отъели ноукодеры у разработчиков, так будет и дальше: с мобильными и веб приложениями, ботами, автоматизациями и др. продуктами.

Но важно понимать, что мы не против разработчиков, наоборот, они те, кто создал No-code, поэтому в будущем будет разделение: более простые и типичные бизнес-задачи будут уходить в No-code и выполняться бизнес-отделами, а сложные инфраструктурные, высокотехнологичные продукты будут, как и раньше, разрабатываться классическими разработчиками.

«СП»: — Вы выступали на 1-й технологической конференции Сбера в 2021 г., которая была для разработчиков. Действительно разработчики Сбера нуждаются в ноукоде?

— SmartDev — была первая технологическая конференция Сбера за 180 лет, где собрали топовых специалистов по разработке в России. То, что на данной конференции были доклады по No-code — очень хороший показатель того, что даже такие крупные компании уже адаптируют No-code и даже сами разрабатывают свои платформы. Это был очень интересный опыт для меня — подискутировать с разработчиками по поводу применения No-code и Low-code в корпорациях, а также выступить с моей методикой разработки и раскрыть все преимущества данного способа.

Помимо этого меня приглашали на другие крупные мероприятия разработчиков, как члена жюри хакатона DevHack, где ребята разрабатывали решения для корпораций. Также я состою в акселераторах, как ФРИИ, Strtech, где также помогаю ребятам с разработкой продуктов на No-code и консультирую по вопросам запуска.

«СП»: — Как будет выглядеть сайт или приложение будущего, и как будет создаваться? (прогноз-фантазия)

— Сейчас в разработке, да и в других сферах, мы видим тренд на упрощение, т.е. сложное и дорогое сделать простым и доступным. Еще это можно назвать дизрапшеном, как Uber когда-то сделал рынок такси дешевым и простым, так и No-code делает рынок разработки доступным каждому. Я считаю, что No-code скоро будет как знание excel, т.е. настолько необходимым навыком для каждого в современном мире.

Важно понимать, что No-code не что-то, что появилось только сейчас, первые конструкторы без кода были еще в конце 90-х, как Wordpress, Shopify. За эти годы платформы очень развились, и на сегодняшний день можно создавать очень мощные приложения без кода, дальше будет еще больший рост, это видно по сделкам, которые происходят на рынке ноукода. Возможно, что через какое-то время мы дойдем до того, что будем создавать приложения при помощи voice разработки, перемешанной с искусственным интеллектом. Главное, быть открытыми и пробовать новое.

Последние новости
Цитаты
Вячеслав Кулагин

Эксперт в области энергетических иследований

Игорь Шатров

Руководитель экспертного совета Фонда стратегического развития, политолог

Сергей Федоров

Эксперт по Франции, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня