Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube

Вместо Boeing и Airbus России предлагают лапшу на уши

Мантуров в очередной раз пообещал создать очередной самолет, но ни одного своего обещания пока не исполнил

11501
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и гендиректор Китайской госкомпании Commercial Aircraft Corporation of China Ltd. (COMAC) Чжуан Юнлун (справа) у российско-китайского проекта создания широкофюзеляжного пассажирского самолета.
Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров и гендиректор Китайской госкомпании Commercial Aircraft Corporation of China Ltd. (COMAC) Чжуан Юнлун (справа) у российско-китайского проекта создания широкофюзеляжного пассажирского самолета. (Фото: Марина Лысцева/ТАСС)
Материал комментируют:

Россия совместно с Китаем разработает собственный дальнемагистральный самолет, его создание запланировано на 2028−2030 годы, заявил глава Минпромторга Денис Мантуров интервью РИА Новости в преддверии ПМЭФ.

«С нашими партнерами из Китайской народной республики велась работа в части широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета. С учетом всех вводных со стороны западных стран в наш двусторонний проект будут вноситься изменения. Будем продолжать работу с нашими партнерами, при этом мы не стоим на месте в отношении собственных разработок: НИЦ Институт имени Жуковского ведет работу по исследованию новых технологий и определению облика в рамках действующей научно-исследовательской работы «Интеграл», — рассказал Мантуров.

По его словам, самолет может встать на крыло после 2030 года, «возможно, в промежутке 2028−2030 годов, но точно не раньше».

Из интервью Мантурова не совсем понятно, идет ли речь о двух разных проектах или в институте Жуковского просто работают над дальнемагистральным самолетом совместно с китайскими коллегами.

На сегодняшний день Россия уже располагает ближнемагистральным лайнером SSJ 100, в 2024 году отечественные авиакомпании должны начать получать среднемагистральный лайнер МС-21, но собственных широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов, которые могли бы заменить Boeing и Airbus соответствующего класса, у нас пока нет.

Читайте также
Запад ищет "русский след" в таинственных авариях подводных кабелей Запад ищет «русский след» в таинственных авариях подводных кабелей Зачем секретнейшей базе подлодок в Оленьей губе понадобилось боновое противодиверсионное заграждение

Точнее, не совсем так — на прошлой неделе в ОАК сообщили о первом испытательном полете модернизированного Ил-96−400М. По словам экспертов, это отличный надежный самолет, который вполне может заменить западные дальнемагистральные модели. Единственное, чего не хватает Ил-96 — это современного двигателя, так как на нем установлены четыре мотора ПС-90А1. Если их удастся заменить на находящийся в разработке более мощный ПД-35, мы сразу получим собственный самолет для дальних перевозок. Но об этом варианте Мантуров в интервью почему-то не упомянул.

Российско-китайский самолет, о котором говорил министр, это, скорее всего, перспективный широкофюзеляжный дальнемагистральный CR929. Его разработка ведется еще с 2014 года, но пока находится лишь на начальной стадии проектирования. Как говорил Мантуров в конце 2022 года, работы застопорились, так как в проекте хотят участвовать другие страны, что не приемлет Россия.

«Думаю, мы в первом квартале следующего года проведем очередные переговоры, выйдем на понятные перспективы и сроки. Но у наших китайских коллег на сегодняшний день в этом проекте присутствуют заявки на участие от различных производителей компонентов третьих стран. Мы же такой формат для себя не рассматриваем, с учетом сегодняшней ситуации и всех рисков, которые очень хорошо понимаем», — сказал тогда глава Минпромторга. Он добавил, что российская сторона может сократить свое участие в проекте до поставщика компонентов.

Чем закончились переговоры в первом квартале этого года и прошли ли они вообще, в открытых источниках не сообщается. Судя по свежему интервью министра, какой-то прогресс наметился, и самолет может быть запущен к 2030 году. Однако заслуженный пилот СССР, член Общественного совета по гражданской авиации Ространснадзора Олег Смирнов рассказал «СП», что в интервью министра не хватает конкретики, поэтому оценивать, насколько реальны названные им сроки, да и вообще понять, о каком именно дальнемагистральном самолете шла речь, сложно.

— У нас уже определена политика выпуска отечественных самолетов (речь о Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли РФ до 2030 года, — прим. ред.) Но что касается нынешнего заявления Мантурова, ни одному его слову я не верю. Потому что все его заявления по сегодняшний день на протяжении последних лет оказывались неправдой, а доклады президенту были не более, чем хорошо сфальсифицированной театральной постановкой или, проще говоря, вешаньем лапши на уши.

Что касается совместного проекта с Китаем, наша сторона особой активности в нем не проявляет. Хотя китайцы делают свою часть работы. Мы могли бы внести свой серьезный вклад в этот проект, потому что у нас хорошие разработки аэродинамики Ил-96, и двигателей, и фюзеляжа, и механизмов. Но в последнее время этот процесс затормозился. По какой причине — нужно спросить у Мантурова, почему он не выполняет указания президента в отношении этого совместного проекта.

В интервью Мантурова я не понял ни одного слова. Он же министр, и не просто министр, а еще и заместитель председателя правительства. Он должен был назвать даты, фамилии тех, кто работает над проектом, количество дальнемагистральных самолетов по годам. Президент в начале этого года уже призывал его «не валять дурака» с контрактами на поставки российских самолетов, а он продолжает это делать. Он все говорит примерно — 2028−2030 годы, может, мы выпустим один самолет, а может сто. К этим словам нельзя серьезно относиться, он себя полностью дискредитировал как министр, а сейчас продолжает дискредитировать себя в положении зампредседателя правительства.

«СП»: — Можно ли установить четкие задачи, KPI для авиаотрасли и соответствующих министерств?

— Конечно, министр обязан нести ответственность за результаты своей работы. В советское время после того, как министр не выполнял обещание, данное главе государства, его выгоняли пинком под зад. Сейчас этого не делают, почему — я ответить не могу. Я не понимаю этой логики.

Этот министр промышленности уже разрушил все виды производств в стране — станкостроение, гражданское самолетостроение, производство телевизоров и холодильников. Но при этом он, по отчетам, самый богатый министр в нашей стране.

Значит, такая система стимулов у государства — чем ты хуже работаешь, тем богаче становишься. Я уже давно предлагаю министрам установить среднюю по стране зарплату, а затем ввести систему, которая бы их стимулировала. Например, министр промышленности организовал массовый выпуск отечественных зубных щеток — добавить ему 5% к зарплате. Организовал выпуск самолетов — добавили 20%. Но, к сожалению, такой системы у нас не существует. Пока работает обратный принцип — чем хуже работаешь, тем больше получаешь.

Читайте также
Либералы готовят Россию к натовской оккупации Либералы готовят Россию к натовской оккупации Власти КНР защищают своих производителей, и пока Россия не будет поступать так же, нашей экономике ничего не светит

«СП»: — Возвращаясь в дальнемагистральным самолетам, насколько реальны сроки их выпуска к 2030 году?

— Сложно сказать, так как из интервью Мантурова нам непонятно, что именно разрабатывают в НИЦ Института Жуковского. Является ли это продолжением разработки абсолютно великолепных инженерных и конструкторских достижений Ил-96 или это новый вариант самолета, который делают с нуля, что тоже вполне возможно.

Но я напомню, что поначалу тот же Мантуров заявлял, что в совместный самолет с КНР наша страна будет вкладываться именно разработками Ил-96. Не знаю, в какой стадии сейчас находится этот проект, потому что министр не объяснил этого. Хотя он обязан рассказать, какова ситуация и почему этот проект затормозился, а он именно что затормозился. И называть сроки 2028−2030 странно, когда процесс стагнирует. Что является причиной задержки, какие элементы его тормозят министр нам не рассказал, как и то, какие меры принимаются для устранения помех. С таким же успехом интервью мог бы давать дворник, а не зампредседателя правительства.

«СП»: В конце прошлого года Мантуров говорил, что задержкой является желание Китая привлекать третьи страны к изготовлению компонентов, что нас не устраивает…

— Да, вот это соображение правильное. Причем речь не только о дальнемагистральном самолете, но и о самолете, который делают в Китае, как конкурента МС-21 — С919. Он уже летает в Китае, в отличие от нашего самолета, но справедливо то, что он не будет нашим конкурентом именно потому, что китайская сторона использует в нем массу западных комплектующих в системах, механизмах, да во всем самолете. Мы же вынуждены опираться только на собственные силы и делать полное замещение в МС-21.

Таким образом, мы не будем брать эти самолеты у китайцев, зачем нам машины с западными комплектующими? Значит, МС-21 будет уверенно занимать свою нишу. Если, конечно, он будет таким, как заявляет Мантуров — лучше Airbus, да и вообще лучшим в мире. Как я уже сказал, Мантуров пока ни одно свое обещание не выполнил, будем надеяться, что по МС-21 он все же сдержит слово и он станет лучшим, посмотрим, так ли это будет или нет.

Последние новости
Цитаты
Кирилл Кабанов

Член Совета при президенте России по правам человека (СПЧ), глава Национального антикоррупционного комитета

Александр Ющенко

Руководитель пресс-службы ЦК КПРФ, депутат Госдумы РФ

В эфире СП-ТВ
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня