Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса на Youtube
Экономика / Бизнес в России
31 августа 2023 13:07

Авто плюс кредит — получается «пузырь», который может лопнуть в любой момент

Граждане РФ набрали рекордное количество ссуд на покупку машин

5857
Авто плюс кредит – получается «пузырь», который может лопнуть в любой момент
Фото: Дмитрий Феоктистов/ТАСС

На российском рынке кредитования очередной антирекорд — с начала 2023 года граждане РФ взяли ссуд на приобретение транспортных средств почти в два раза больше, чем год назад. Причём сейчас рост месяц к месяцу идёт чуть ли по экспоненте, к концу года сумма выданных кредитов точно перевалит за полтора триллиона рублей, если не больше. Стоит уже говорить про «автокредитный пузырь».

Согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в январе — июле 2023 года в России было выдано автокредитов на общую сумму 628,9 млрд рублей. Немало — на 71,5% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В лидерах — Татарстан (+100,6%), Башкортостан (+97,7%), Челябинская область (+90%) и Пермский край (+87,5%).

Но это ещё цветочки, есть и более интересная информация. Консалтинговая компания Frank RG посчитала, что в июле против июня граждане взяли ссуд на покупку авто на 30,5% больше — аж 165 млрд рублей. Рост июня к маю — всего 6,8%, мая к апрелю — 8,4%. А тут такой взлёт…

Читайте также
Рекорды Минсельхоза: В булочную из-за цен скоро будет боязно зайти Рекорды Минсельхоза: В булочную из-за цен скоро будет боязно зайти «Узкий круг ограниченных людей» ударно намолачивает на полях деньги

Взлёт легко объясним — власти начали самым активнейшим образом ронять рубль, а легковые автомобили в РФ импортные. Даже те, которые называются отечественными более чем наполовину собраны из иностранных комплектующих. Никакого импортозамещения нет, хуже того, оно и в среднесрочной перспективе и в помине слабо проглядывается.

«Вся экономическая политика, в частности, все налоговая и таможенная системы России ориентированы правящей компрадорской командой либералов на закрепление и усугубление этого чудовищного разграбления нашей Родины.

Как убедительно разъяснил депутатам Госдумы еще в мае прошлого года министр экономического «развития» Решетников, представления о том, что термин «импортозамещение» означает переход от импорта необходимой продукции к ее самостоятельному производству, устарел: для бюрократии отечественной сборки «импортозамещением» является и замена европейского импорта китайским или турецким", — говорит зампред комитета Госдумы по экономической политике Михаил Делягин.

Китайского и турецкого импорта уже не хватает, точнее, с ним возникли «непредвиденные проблемы». И Lada Vesta New Generation поступают в автосалоны неукомплектованными — без спидометров, тахометров и прочих приборов. Типа на скорость не влияет, так что жрите то, что дают. Приборы импортные, с поставками беда, а импортозамещение есть только в бравурных речах министерских деятелей.

Народ в курсе шкурных интересов чиновничков всех рангов и отвечает им взаимностью. То есть покупает то, что ещё можно купить. На чужие деньги. Собственно, столь бурный рост автокредитов и есть этот ответ властям в стиле «получи фашист гранату».

Согласно данным Центробанка за первую половину 2023 года 97% автокредитов брали на срок свыше трёх лет. По совершенно грабительской средней ставке в 14,2% годовых. Не нужно быть финансовым аналитиком чтобы понять логику — надежда на то, что через три года либо ишак сдохнет, либо падишах.

«В этом году российский рынок автокредитования переживает свой расцвет: спрос превышает все рекордные показатели. Большую поддержку этому оказывают автодилеры, которые взяли на себя роль лидера по продажам подержанных транспортных средств, сделав этот сегмент прозрачным и понятным конечному потребителю. Во-вторых, это кратный рост объемов продаж китайских брендов — по нашей оценке, они занимают уже более половины всех выдач на новые автомобили. Кроме того, свою роль играют и ограничения регулятора в области необеспеченного кредитования: нововведения практически исключают возможность использовать для покупки машины стандартный потребительский кредит», — рапортует заместитель президента-председателя правления ВТБ Анатолий Печатников.

Вот только кредитов на новые авто немного, в полном соответствии с рынком, на котором 85% продаж приходится на подержанные машины. Импорт из КНР потихоньку растёт, но очень потихоньку, зато цены в полном соответствии с ростом курса юаня просто галлопируют. «АвтоВАЗ» тоже поднимает стоимость своих изделий, но их больше не становится, наоборот. Согласно информации Росстата, за первое полугодие 2023-го производство легковых автомобилей в России упало в годовом выражении на 29,9% до 197 тысяч штук.

Итак, обеспечением кредитов становятся подержанные иномарки, значительную часть которых составляют «праворульки» — импорт из Японии это 50% всех поставок «бэушных» авто.

При этом доля автокредитов в розничном кредитном портфеле банков страны находится на уровне 4,6−4,7%. Вроде и не особо много, но качество этого самого обеспечения явно ухудшается. Если ещё полтора года назад в залоге были новенькие ликвидные иномарки, то сейчас тоже иномарки, но старые, а многие из них с «кривым» рулём.

Средняя сумма кредита — около 1,5 млн рублей, средняя зарплата его получателя — чуть меньше 100 тысяч рублей. На Москву приходится всего 15% ссуд, на Питер ещё 6%, остальные размазаны по всем регионам.

«В целом банки продолжают придерживаться консервативной политики, но „качественным“ заемщикам с приемлемым значением персонального кредитного рейтинга готовы выдавать существенно более крупные автокредиты», — говорит директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.

Читайте также
Пьяниц, «по законам военного времени», уволят с работы без медицинского вердикта Пьяниц, «по законам военного времени», уволят с работы без медицинского вердикта Верховный суд разъяснил правовые особенности трудовых отношений

Отнюдь не бесспорное заявление, особенно учитывая динамику падения доходов население и резкий рост продуктовой инфляции — еда в РФ стала стремительно дорожать. На выплаты по всевозможным ссудам у людей остаётся всё меньше средств, а динамика роста просроченной задолженности вызывает панику у экономистов.

«Беспокойство вызывает нестыковка двух трендов: с одной стороны, у нас заметно выросло количество неплательщиков по банковским кредитам, с другой, динамика реальных располагаемых доходов формально улучшилась. А что будет, если динамика по доходам уйдет резко в минус? Такое вполне может быть из-за роста инфляции и падения рубля. Кроме того, растущая неспособность заемщиков расплачиваться с банками — это мина замедленного действия для всей банковской системы, которой надо чем-то компенсировать дефицит ликвидности», — рассуждает главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.

Граждане, в принципе, всё делают правильно. В случае возникновения гиперинфляции — а её вероятность довольно высокая — долги, по сути, сгорят. То же самое произойдёт, когда в России вместо компрадорской олигархии у руля страны встанут патриоты-технократы. В случае худшего варианта — возникновения в стране анархии — на руках у человека всё равно останется транспортное средство, а это реальная ценность.

Чем думают финансисты? Судя по всему, система просто работает в автоматическом режиме, «менеджеры самого среднего звена» и их начальники выполняют и перевыполняют планы, получают за это премии. А далее — хоть трава не расти.

По оценкам банка ВТБ по итогам 2023 года, выдача автокредиртов превысит 1,5 трлн рублей. Иными словами, их выдадут миллион или около того. А совокупный объём данных ссуд уйдёт далеко за 2 трлн рублей. Собственно, никто и не против. А то, что ситуация становится все больше похожей на «автокредитный пузырь» простых россиян волнует меньше всего.

Последние новости
Цитаты
Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

Борис Шмелев

Политолог

Станислав Тарасов

Политолог, востоковед

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня