Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Хватит кормить Москву: Литва больше не намерена торговаться с Путиным

Попытка Вильнюса денонсировать торговое соглашение с РФ может стать первым шагом к полному запрету провоза грузов в Калининград

14640
Хватит кормить Москву: Литва больше не намерена торговаться с Путиным
Фото: Виталий Невар/ТАСС
Материал комментируют:

Литва захотела расторгнуть соглашения с Россией и Белоруссией об экономическом сотрудничестве. С таким предложением выступили в МИД страны. В ведомстве считают, что торговые связи между государствами и так почти разорваны, договоры, по сути, носят формальный характер, значит, и односторонний выход из них никаких негативных последствий для Литвы якобы не несет.

«С учетом продолжающейся военной агрессии России и Белоруссии против Украины сотрудничество с этими странами практически приостановлено, договор следует денонсировать», — говорится на сайте внешнеполитического ведомства Литвы.

Договоренности о торгово-экономическом сотрудничестве Литвы с Россией действовали с 1993 года, с Белоруссией — с 1994 года. Конечно, нельзя сказать, что наличие соглашений автоматически вело к решению всех экономических разногласий между Москвой и Вильнюсом — они были, и серьезные.

Читайте также

Чаще всего споры касались вопросов транзита и нормального сообщения с Калининградской областью. Тем не менее, соглашение помогало регулировать и развивать торговлю, особенно после того, как в 2004 году было адаптировано в связи со вступлением в силу для Литвы Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Россия — ЕС.

Однако после 2022 года Литва сделала все, чтобы разорвать торгово-экономические отношения с Россией и Белоруссией несмотря на то, что именно они вносили значительный вклад в экономику страны.

Например, в начале 2023 года власти Литвы прекратили действие договора о принципах приграничного сотрудничества с Белоруссией, который был подписан 17 лет назад. Литовские порты и железные дороги уже несколько лет простаивают без российских и белорусских грузов и транзита. Не случайно ВВП Литвы в 2023 году сократился на 0,3% по сравнению с 2022-м. Тем не менее, власти страны продолжают идти по пути окончательного разрыва связей с Россией — в этом году они в очередной раз снизили квоты по провозу грузов в Калининградскую область.

Старший научный сотрудник Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук Владимир Оленченко полагает, что предложение расторгнуть договоры об экономическом сотрудничестве с Россией и Белоруссией, которые действительно во многом стали формальностью, могут предварять попытку полностью запретить транзит в Калининград, хотя это будет противоречить соглашению России с ЕС

— Когда договоры заключаются, они несут определенную смысловую нагрузку, — говорит Владимир Оленченко. — Она заключается в том, чтобы зафиксировать уже достигнутый уровень экономических отношений и открыть перспективы для их расширения. Литва традиционно зарабатывала на России за счет транзита через свою территорию товаров из России на Запад и наоборот. Сейчас они зарабатывают также на транзите из ЕС в страны Центральной Азии. Та экономическая структура, которой обладает Литва, тесно связана с приграничными странами — Белоруссией и Россией.

Но в этой ситуации есть важный нюанс. Россия представлена на границе с Литвой Калининградской областью, которая имеет статус анклава. У нас нет сухопутной границы с ней, сообщение возможно только через Прибалтику. Существует соглашение, которое было подписано в 2022 году между Россией и ЕС о пассажирском и грузовом транзите через территорию Литвы. Кроме того, через территорию Литвы проходит газопровод в Калининградскую область.

Насколько я понимаю, нынешнее руководство Литвы стремится к тому, чтобы попытаться найти лазейки и затруднить действие договора между Россией и ЕС о транзите в Калининградскую область. С другой стороны, Калининградская область занимает достаточно важное место в ВВП Литвы. Да и те же автоперевозки в Центральную Азию осуществляются через территорию России. Несмотря на это, мне кажется, что литовское руководство попытается расшатать или создать трудности в выполнении транзитного соглашения.

«СП»: Литовское руководство готово на это пойти?

— В этой ситуации есть внутриполитический аспект. Сейчас выразителем внешней политики Литвы является партия «Союз Отечества — Литовские христианские демократы». Но муниципальные выборы, которые состоялись в марте прошлого года, показали, что эта партия стремительно теряет популярность среди литовского электората. Выборы осенью этого года, несомненно, будут означать поражение правящей партии.

Поэтому здесь есть определенный политический расчет — если выражаться грубо, нагадить перед уходом. Тем более, что руководитель «Союза Отечества» Габриэлюс Ландсбергис является министром иностранных дел Литвы.

Кроме того, в первой декаде июня должны состояться выборы в Европарламент. Судя по всему, те, кто сейчас у власти, также потерпят поражение. Наконец, на 12 мая назначены выборы президента, а основная сила, которая поддерживает действующего лидера, это как раз правые.

«СП»: А сама Литва разве не потеряет от таких действий?

— Что касается экономического расчета, его у Вильнюса нет, есть только фанатизм. Мы это уже видели, когда в прошлом году Литва денонсировала соглашение о приграничной торговле с Белоруссией. В результате она лишилась транзита белорусских товаров через порт Клайпеда.

Это нанесло очень серьезный урон литовской экономике. Но в данной ситуации руководство страны находится в фанатичном угаре, когда не обращает внимание на экономическое положение государства и населения. Думаю, сейчас они будут тиражировать эту тему в СМИ и стремиться к тому, чтобы поставить вопрос о денонсации этих соглашений в парламенте.

Хотя в соглашении с ЕС о транзите нет ссылок на договор об экономическом сотрудничестве Литвы и России, а в документе России и Литвы нет ссылок на договор с ЕС, мне кажется, что прицел Вильнюса именно на транзит в Калининградскую область.

Читайте также

Хотя главное — это политический расчет, ведь правящая партия уже не пользуется серьезной поддержкой электората за рамками Вильнюса.

«СП»: Значит, Литва готова и дальше жертвовать своей экономикой ради политики? Или страна уже адаптировалась к разрыву связей с Россией и может себе это позволить?

— Если не Россия, то кто еще будет кормить Литву? Да, они получают субсидии от Евросоюза, но эти субсидии направлены на конкретные инфраструктурные проекты.

Приведу простой пример. У Литвы есть два давнишних проекта — железнодорожная линия «Рэйл Балтика» и автодороги «Балтика». Но если они будут построены, а Россия не будет возить по ним свои грузы и пропускать транзит из Литвы, то кому они будут нужны? Поэтому сейчас власти Литвы действуют в угаре, другого слова и не подобрать.

Не говоря уже о том, что и в самой правящей партии идут серьезные брожения. Партия как таковая стоит на позиции жестких отношений с Россией, но не полного разрыва.

Однако ее нынешний лидер Габриэлюс Ландсбергис как раз-таки выступает за самые радикальные шаги. Видимо, его призывы направлены на то, чтобы консолидировать в партии тех, кто его поддерживает.

Доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Отдела социальных и политических исследований Института Европы РАН Николай Межевич считает, что сейчас разрыв соглашений не особо повредит Литве, но негативно скажется на ее экономике в будущем.

— Соглашения об экономическом сотрудничестве между Литвой, Россией и Белоруссией работали и были достаточно успешными. Но Литва каждый год ухудшала условия их реализации. На сегодняшний день они действительно превратились в формальность.

Другое дело, что разорвать отношения просто, а вот заключить новый договор Литва вряд ли сможет. Она заранее ухудшает не только свои условия сегодняшнего дня, но и условия на далекую перспективу. Это неизбежно скажется на экономике страны в условиях ослабления Европейского Союза.

Последние новости
Цитаты
Михаил Федотов

Советник президента РФ по правам человека

Игорь Юшков

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня