18+
среда, 25 января
Экономика

Конвейер АвтоВАЗа выпускает полуфабрикаты

Работа автогиганта снова под угрозой остановки — из-за нехватки комплектующих деталей

  
64

Сейчас конвейер работает, но автомобили сходят с него недоукомплектованными и отправляются на площадку, где их сборка будет продолжена, когда на завод поступят недостающие детали.

Пополнению склада АвтоВАЗа в условиях кризиса не помогло даже повышение корпоративного статуса Олега Гераськина, ранее занимавшего должность исполнительного директора по управлению цепочкой поставок — 9 февраля он стал вице-президентом по управлению цепочкой поставок. Главному снабженцу завода так и не удалось договориться с руководством ОАО «Балаковорезинотехника» (Саратовская область): вчера это предприятие приостановило отгрузку автокомпонентов для АвтоВАЗа до тех пор, пока не будет погашена задолженность в размере 500 млн рублей.

А в конце февраля автогигант может остаться без комплектующих основного поставщика: Европейская подшипниковая корпорация (ЕПК) прекратит отгрузку своей продукции в случае, если АвтоВАЗ не расплатится по долгам хотя бы за последние три месяца. «Мы очень хотим продолжить работу с АвтоВАЗом, но только за прошлый год это предприятие задолжало нам около 150 млн рублей, — заявила корреспонденту „СП“ пресс-секретарь Наталья Святославская. — Получается замкнутый круг: АвтоВАЗ не платит нам, мы не можем заплатить металлургам, чтобы купить у них сырье для изготовления комплектующих деталей. Раньше мы могли изыскать какие-то резервы, но не в условиях нынешнего кризиса».

Напомним, конвейер АвтоВАЗа уже был остановлен и его работа возобновилась только накануне. Руководство автогиганта заявило, что ему удалось убедить поставщиков работать по вексельной схеме — 30% деньгами, а остальное — векселями предприятия. Но вскоре выяснилось, что такая схема устраивает далеко не всех партнеров АвтоВАЗа.

Например, как заявил министр промышленности и энергетики Саратовской области Александр Никонов, предлагаемая АвтоВАЗом вексельная схема погашения дебиторской задолженности неприемлема для большинства предприятий, так как «…предлагаются векселя со сроком погашения 6 и более месяцев и существенным дисконтом при их досрочном предъявлении». В то же время, по информации саратовского министра Никонова, АвтоВАЗ задолжал своим поставщикам почти 18 млрд рублей, что не добавляет ликвидности его векселям. Поэтому саратовское предприятие ОАО «Балаковорезинотехника» приостановило отгрузку автокомпонентов на АвтоВАЗ.

С вексельной схемой не все так просто. Поставщиков не устраивает то, что только незначительная часть предлагаемых ценных бумаг принадлежит непосредственно АвтоВАЗу (10%), остальные — векселя банков, значительную часть которых поставщики считают «не достаточно надежными». Конечно, в условиях кризиса это весьма условное определение, сейчас трудно гарантировать незыблемость какой либо финансовой структуры, но поставщиков вполне устроили бы векселя, например, Сбербанка.

В сложившейся конфликтной ситуации губернатор Саратовской области принял, естественно, сторону Балаковского предприятия. Павел Ипатов заявил, что правительство области поддерживает позицию ОАО «Балаковорезинотехника»: завод должен получать средства за отгруженную продукцию, чтобы иметь средства для выплаты заработной платы работникам. И поручил рассмотреть альтернативные варианты загрузки мощностей предприятия — в обход АвтоВАЗа. Что будет сделать весьма не просто: на сегодняшний день заводы российского автопрома загружены лишь на треть мощностей. По прогнозам, к концу текущего года производство автомобилей в России может упасть на 25%. При этом общая дебиторская задолженность только перед саратовскими предприятиями со стороны автозаводов составляет более 1 млрд рублей.

Хотя, планы у АвтоВАЗа наполеоновские. Как совсем недавно заявил президент ОАО «АвтоВАЗ» Борис Алешин, в марте завод намерен выйти на производство 35 тыс автомобилей, в апреле — 45 тыс, в целом по году произвести и реализовать 600 тыс автомобилей.

Саратовский губернатор иронично назвал такие прогнозы «достаточно оптимистичными», а в отношении предложенной АвтоВАЗом схемы взаиморасчетов заметил, что «фактически финансовую ответственность и риски он переложил на своих поставщиков».


Кстати.

Американская автомобильная компания General Motors подтвердила, что к концу 2009 года сократит 10 тыс. рабочих мест. Таким образом, число сотрудников GM сократится с 73 до 63 тыс. человек. Около 3400 мест будут закрыты в США, остальные — других странах мира, где производятся автомобили этой компании.

По заявлению General Motors, компания вынуждена пойти на такой шаг из-за значительного сокращения продаж автомобилей и необходимости провести реструктуризацию производства.

Кроме увольнений, с 1 мая будет временно (пока считается, что до конца года) сокращена зарплата большинства сотрудников. При этом зарплаты топ-менеджеров будут урезаны на 10%, остальные потеряют от 3% до 7%.

Американский автоконцерн General Motors производит грузовые и пассажирские автомобили в 33 странах мира. Компания продает автомобили под брендами Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, GM Daewoo, Holden, Opel, Pontiac, Saab, Saturn и Vauxhall.

Объем продаж компании в мире за прошлый год снизился на 10,8% - до 8,36 млн автомобилей, при этом в Северной Америке продажи сократились на 21,1%. В конце 2008 года корпорация объявила о временном закрытии 20 заводов в США и Канаде из-за значительно уменьшившегося спроса на ее продукцию.

А в декабре автоконцерн обратился за финансовой помощью к государству. Администрация США предоставила General Motors заем на сумму в 10,4 млрд. долларов — в обмен на план по сокращению расходов. И вот этот план вступил в действие.

Фото dailycars.ru

Популярное в сети
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Валентин Катасонов

Экономист, профессор МГИМО

Комментарии
Новости партнеров
Фото дня
СМИ2
24СМИ
Новости
Жэньминь Жибао
Медиаметрикс
НСН
Финам
СП-ЮГ
СП-Поволжье
Цитата дня
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня