Сделка века между госкомпанией «Роснефть» и британским нефтяным гигантом ВР сорвалась благодаря стараниям российских олигархов. Срок соглашения об обмене акциями истек во вторник и «Роснефть» уже сообщила, что будет искать нового партнера для разработки арктического шельфа.
Однако председатель совета директоров компании «Роснефть», вице-премьер Игорь Сечин заявил, что компании продолжат сотрудничество. «ВР — нормальная компания и наш партнер. Мы будем продолжать с ней работу, но по проектам, которые накладывают определенные ограничения, будем делать это с осторожностью», — сказал Сечин в интервью газете «Известия».
Говоря о причинах срыва сделки между «Роснефтью» и ВР по арктическому шельфу, вице-премьер отметил, что участникам «не удалось сбалансировать интересы различных групп», однако подчеркнул, что для «Роснефти» реализация этого проекта «не была чем-то эксклюзивным, были и другие предложения». Касаясь темы переговоров «Роснефти» с другими партнерами, Сечин подчеркнул, что на это необходимо время: «понадобится недели четыре на оформление договоренностей».
В свою очередь, министр энергетики Сергей Шматко на заседании правительства, которому принадлежит «Роснефть», заявил, что срыв сделки не нанес урона госкомпании и России. И добавил, что «Роснефть» в ближайшее время объявит о своей программе работы на Арктическом шельфе.
Но на Западе думают совсем по другому. «Срыв сделки BP с „Роснефтью“ по разведке нефти в арктических морях — колоссальное унижение для этой гигантской корпорации. Мало того, сделку потопил партнер BP — ТНК-BP. Все это иллюстрирует, как опасно заключать сделки на Диком Востоке, где границы между государственной и частной собственностью смазаны, а верховенство закона не настолько четкое, как хотелось бы иностранным инвесторам», — говорится в статье британской The Independent.
Между тем, некоторые западные инвесторы ВР облегченно вздохнули, утверждает The Wall Street Journal. Они рады, что BP не будет наращивать свою и без того большую зависимость от бизнеса в России. Инвесторов настораживало, что «Роснефть», контрольный пакет которой принадлежит государству, получит 5% BP и сделается ее крупнейшим индивидуальным акционером. Инвесторы занервничали и после того, как BP объявила о попытках выкупить долю российских акционеров ТНК-BP за 32 млрд. долларов.
Тем временем компании ВР и ААР выпустили заявление, что их полностью устраивает сотрудничество в рамках ТНК-ВР. Они и дальше будут развивать свое совместное предприятие, а с «Роснефтью» хотят быть «в хороших отношениях». «ВР по-прежнему сохраняет интерес к России, с тем чтобы конструктивно работать с ААР и ТНК-BP и продолжать хорошие отношения с „Роснефтью“. Все стороны усердно работали над достижением приемлемого решения, поскольку мы полагаем, это могло принести значительные выгоды акционерам ВР, „Роснефти“, ААР и России», — заявил в пресс-релизе глава ВР Роберта Дадли.
Жадность фраеров сгубила
Напомним, что в начале года в Давосе компании подписали масштабное соглашение о сотрудничестве, предполагающее взаимный обмен акциями, в результате которого «Роснефть» должна получить 5% акций ВР в обмен на 9,5% своих бумаг, цена сделки превышает 7,8 млрд. долларов. Эту сделку назвали «сделкой века» — не по размеру денежной суммы, а по значимости компаний, одна из которых является госкомпанией, для мировой экономики. Но самое главное — компании договорились о совместной разведке и добыче углеводородов на трех Восточно-Приновоземельских участках на российском шельфе Арктики. Ресурсы участков оцениваются в 5 млрд. тонн нефти и 10 трлн. кубометров газа.
После этого акционер ТНК-ВР — консорциум «Альфа-Аксесс-Ренова» (ААР) — почти сразу заявил о своем несогласии. Консорциум ААР представляет интересы российских олигархов Михаила Фридмана, Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника. Они посчитали, что своими планами с «Роснефтью», ВР нарушает соглашение акционеров ТНК-ВР, по которому все российские проекты должны реализовываться только с согласия ТНК-ВР.
Однако есть такая точка зрения, что Арктика вовсе не была основной целью олигархов. «Освоение Карского моря — некий фантом, который существует, скорее, для отвода глаз, — пояснил „СП“ старший эксперт Института экономической политики им. Гайдара Сергей Жаворонков, — ведь эти месторождения находятся в том же районе, что и Штокмановское, освоение которого отложено на неопределенный срок, а если говорить точнее, то попросту признано нецелесообразным. И освоение месторождений Карского моря из той же серии. Скорее всего, конечной целью этого конфликта со стороны ААР является простое желание выгодно продать свою долю в ТНК-ВР британским и российским партнерам. Инициируя конфликт, они, как бы, говорят им: купите наши акции».
Участники сделки до самого последнего часа пытались договориться с российскими олигархами из AAR, который заблокировал сделку с «Роснефтью» через Лондонский и Стокгольмский суды. Они хотели избавиться от несговорчивого партнера, выкупив долю AAR в ТНК-ВР. Ранее ВР уже предлагала ААР выкупить 50%-ную долю российско-британской нефтяной компании за 27 млрд. долларов, но AAP оценил свою долю в совершенно нереальную сумму свыше 70 млрд. долларов с оплатой деньгами и акциями BP, что составило бы около 10% стоимости британской компании. В понедельник, накануне последнего срока сделки, «Роснефть» и BP предлагали олигархам уже 32 млрд. долларов, из них 9 млрд. долларов акциями BP, но ААР отклонил это предложение.
И теперь, как заявлял ранее вице-премьер Игорь Сечин, госкомпания может обратиться в суд с требованием компенсаций упущенной выгоды. Причем, как пояснил Сечин, «Роснефть» моет потребовать компенсации не только от ААР, но и от ВР. В общем, жадность фраеров сгубила — надо было соглашаться на 32 миллиарда.
Теперь российская компания готова рассмотреть новых партнеров для работы в Арктике. По сообщениям в печати, в качестве потенциальных партнеров рассматриваются Chevron, ExxonMobil, Shell и китайские нефтяные компании.
Зачем олигархам Арктика
Тем временем в пятницу произошло событие, которое заставляет задуматься о том, чем закончится противостояние ААР, ВР и «Роснефти». Миноритарный акционер «ТНК-BP Холдинг», некто Андрей Прохоров из Тюмени, подал в Арбитражный суд Тюменской области ходатайство об обеспечении своих имущественных интересов, сообщило агентство «Интерфакс». Акционер, являющийся физическим лицом, заявил о намерении предъявить иск о взыскании с компании ВР убытков в размере 5−10 млрд. долларов, причиненных «ТНК BP Холдинг» в результате сделки. Однако арбитражный суд Тюменской области посчитал, что это ходатайство является необоснованным и отказался его удовлетворить. Но дело не закончено — истец еще может оспорить решение в апелляционном суде Омска.
И это не все. В суд Тюменской области поступило еще одно ходатайство, на сей раз от группы жителей Тюмени, в числе которых тот же самый Прохоров. Все это очень напоминает классическую схему рейдеров, когда сначала никому не известный миноритарный акционер подает в суд на компанию, а потом, когда суд выносит соответствующее решение, к делу подключаются судебные приставы и рейдеры, которые вынуждают основных акционеров компании пойти на их условия. В данном случае, скорее всего, речь идет о намерении «надавить» на «Роснефть» через ВР, чтобы она была сговорчивее в вопросе включения ТНК-ВР в арктический проект, на что олигархи, судя по всему, до сих пор надеются.
Правда, кто является заказчиком в данной ситуации пока неясно, но стоит вспомнить, что аналогичная схема была использована ТНК-ВР в 2008 году, во время конфликта акционеров. Он тоже начался с иска в Арбитражный суд Тюменской области миноритарного акционера «ТНК-ВР Холдинг», требовавшего расторгнуть договоры найма с прикомандированными к нефтяной компании специалистами BP.
И все-таки, чего же добивались олигархи из ААР, блокируя эту явно выгодную для российской экономики сделку? Об этом «СП» спросила зав. лабораторией экономики минерально-сырьевого сектора Института экономической политики им. Гайдара Юрия Бобылева.
— С точки зрения здравого смысла, скорее всего они хотели, чтобы в соглашении между «Роснефтью» и ВР о разработке арктических месторождений интересы ВР представляла ТНК-ВР. То есть, по их замыслу, в этом проекте ВР должна была участвовать не напрямую, а через ТНК-ВР, соответственно, ААР получала бы все прибыли. И юридические основания для таких претензий существуют.
Но ТНК-ВР — компания, не имеющая опыта работы на шельфе, у нее нет необходимых технологий и «ноу-хау», поэтому «Роснефть» была против ее вхождения в проект. Конечно, теоретически ВР может передать эти технологии ТНК-ВР, но это неочевидно. Поэтому, на мой взгляд, скорее всего «Роснефть» будет напрямую договариваться с другими крупными мировыми компаниями, имеющими большой опыт и технологии.
В этом случае ТНК-ВР останется в стороне, и российские акционеры ничего не получат, но пока они еще надеются на удачу. Вероятно, решение будет приниматься на уровне правительства, которое является основным акционером «Роснефти». Какие будут результаты — время покажет. Но думаю, что шансы ААР на успех относительно небольшие.
Фото: «© Валерий Мельников/Коммерсантъ»