Авария на японской атомной электростанции «Фукусима», всколыхнувшая весь мир, снова заставила задуматься правительства разных стран о целесообразности и безопасности использования ядерной энергии. На этом же фоне вновь заговорили о необходимости перехода с традиционных источников энергии на альтернативные, не такие вредные для природы, и более безопасные в эксплуатации.
В конце мая 2011 года власти Германии объявили, что собираются полностью отказаться от использования ядерной энергии к 2023 году. К этому времени будут остановлены все АЭС страны, которые сегодня обеспечивают около 22% потребностей Германии в электроэнергии. Параллельно с выводом из эксплуатации реакторов будут введены 9 газовых электростанций. Также немцы планируют предоставлять льготы производителям так называемой «зеленой» энергии, то есть тем, кто для производства использует возобновляемые источники. В целом же Германия планирует увеличить долю альтернативной энергетики до 35%.
Подобные планы — перехода на возобновляемые источники энергии — давно будоражат умы европейцев. Так, некоторые сценарии развития энергетики предполагают, что к середине XXI века Евросоюз будет на 50% обеспечен «экологическим» электричеством. А некоторые прогнозы выглядят еще более удивительно.
Так, согласно одному из сценариев развития мировой энергетики, возобновляемые источники энергии (ВИЭ) к 2050 году смогут обеспечивать до 80% общего объема производства! Такие выводы делают авторы специального отчета Межправительственной группы экспертов по изменению климата. В отчете отмечается, что переход на альтернативную энергетику позволит сократить вредные выбросы в атмосферу почти на 500 млрд тонн в эквиваленте углекислого газа. При этом авторы отчета полагают, что до 2030 года объем инвестиций в альтернативную энергетику составит от 3 до 12 трлн долларов.
Что же это за звери такие — альтернативная энергетика и ВИЭ, и почему они требуют таких колоссальных затрат? Рассмотрим подробнее некоторые из них.
Ветроэнергетика. Даже на просторах нашей необъятной родины уже можно встретить возвышающиеся колонны с пропеллерами на вершине. А иногда, если есть ветер, они даже крутятся. Однако этот вид ВИЭ сильно зависит от географического положения и климатических условий: ветер достаточной силы и регулярности дует далеко не везде. При этом ветряки пока еще не начали производить в таких масштабах, чтобы они были достаточно дешевы.
Солнечная энергия. Как и в случае с «ветряками», использование солнечной энергии возможно не всюду, а только там, где много дней в году светит солнце. К тому же производство солнечных батарей обходится очень дорого, и они едва ли успевают себя окупить за относительно короткий срок службы.
Гидроэнергетика. Используется человечеством уже довольно давно, и до сих пор стоит в ряду «зеленых» источников энергии. Отличается колоссальными затратами на строительство гидроэлектростанций, а также рисками ущерба локальным экосистемам. Тем не менее, у экологов вызывает куда больше симпатий, чем та же атомная энергетика.
Биоэнергетика. По сути, не является «зеленым» источником энергии, разве что за счет своего «воспроизводства». Биотопливо, получаемое, как правило, из биологических отходов (человеческих, сельскохозяйственных и других), сжигается так же, как и углеводороды. Причем остается открытым вопрос о том, что вреднее: газ или биотопливо.
Геотермальная энергетика. Основывается на использовании тепловой энергии недр Земли. Находит применение в вулканических районах, где в относительной доступности есть горячие пласты породы, и можно использовать кипящую воду гейзеров. Как, например, в Исландии: в этой стране за счет геотермальной энергии производится до 25% всего объема электроэнергии. Пожалуй, самый «зеленый» источник энергии. Однако его применение возможно лишь в некоторых уголках планеты, поэтому этот вид энергетики не претендует на полноценное место в структуре будущей глобальной «альтернативной энергетики».
Энергия океанов. Наверное, самый экзотический на сегодня вид ВИЭ. Основывается на использовании энергии приливов и отливов, а также разницы температур в водах океанов. До сих пор во многом существует лишь в теории, поскольку требует значительного изучения.
Пока же об альтернативных источниках энергии можно говорить только как о дополнении к традиционным, рассказал в беседе с корреспондентом «СП» директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. «Даже Дания, в которой доля возобновляемых источников в энергобалансе составляет около 20%, постоянно увеличивает закупки российского газа, понимая, что энергии, вырабатываемой ветрогенераторами, недостаточно», — говорит Правосудов. По его словам, пока предпосылок к тому, что к 2050 году Европа сможет получать половину энергии с помощью альтернативной энергетики, нет. «Для этого нужны совершенно новые технологии, сегодняшние слишком дороги для Европейского союза, у которого есть и другие проблемы, требующие больших денежных затрат», — уверен Сергей Правосудов. К тому же ученым предстоит существенно увеличить показатели выработки электричества солнечных батарей и ветрогенераторов, или «ветряков». «Нынешний век — это все-таки век газа, который вытесняет нефть и уголь», — подводит итог эксперт.
В нынешней экономике также остро стоит вопрос о стоимости строительства энергообъектов. Обычно стоимость определяется, исходя из цены постройки 1 кВт конечной мощности объекта.
Таким образом, мы видим, что соревноваться в дешевизне с традиционными газовыми и угольными электростанциями могут лишь ветряки: они за последние десять лет подешевели в несколько раз.
Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что время альтернативной энергетики еще не пришло, традиционная энергетика пока еще намного дешевле. Почему даже через 50 лет довести долю ВИЭ до 50% проблематично, и чем может быть опасна альтернативная энергетика, Пикин рассказал в интервью «СП».
"СП": — Сергей Сергеевич, как вы оцениваете амбициозные планы европейцев по переходу на ВИЭ? С какими сложностями они могут столкнуться?
— За последние десятилетия минимум на 50% себестоимость альтернативной энергии сократилась. Это связано с общим развитием промышленности, усовершенствованием техники. В принципе, это всегда вопрос цены. Если те же европейцы готовы потратить сотни миллиардов — если не триллионы — евро на развитие альтернативной энергетики, то почему бы и нет.
Но ВИЭ, такие как ветроэнергетика или солнечная, ограничены тем, что источник энергии носит непостоянный характер. И для того, чтобы эта энергетика нормально функционировала, она должна быть встроена в так называемую систему smart grid — «умная сеть». В ней в зависимости от нагрузки в системе идет перераспределение ресурсов: работает один ли источник энергии, работает ли другой. Если мы говорим о переходе на 50% или более за счет ВИЭ, то без этой системы переходить смысла нет, сами по себе возобновляемые источники нежизнеспособны. При любых авариях в системе резко возрастает нагрузка, что может привести к веерным отключениям и другим последствиям. Обязательно нужен альтернативный источник традиционной энергетики, который был бы способен производить энергию в непрерывном режиме — эдакая подстраховка.
«СП»: — Развитие альтернативной энергетики действительно слишком дорого сегодня?
— Если говорить об инвестициях, то наибольшие вложения будут даже не в генерирующие мощности, а в перестройку всей инфраструктуры в целом. Хотя сегодня любые альтернативные источники энергии существенно дороже традиционных. Возможно, в будущем «плюсы» перекроют «минусы» стоимости. Но сегодня экономика нуждается в дешевых энергоресурсах. Когда экономика уверенно росла — до кризиса 2008 года — компании не жалели денег на строительство объектов альтернативной энергетики. Но в ситуации стагнации развитие этих источников приводит к удорожанию энергии, конечных продуктов, что на этапе выхода из кризиса — не самое лучшее решение.
«СП»: — Но ведь и у ВИЭ есть свои слабые стороны…
— Есть определенные сомнения по поводу «экологичности» ВИЭ. Например, та же биоэнергетика, на мой взгляд, ничуть не лучше, чем газовая, а может — даже хуже. В конечном счете, при сжигании газа образуется все же меньше вредных выбросов. Ведь что такое биотопливо? Это продукты переработки бытового мусора, либо отходы животноводческой сферы, либо биомасса лесопромышленности. От сжигания всего этого образуются, так скажем, не самые лучшие вещества. Да, там есть утилизация. Но даже утилизация продуктов сгорания того же природного газа получается все равно «чище». Мне кажется, даже атомная энергетика, чье будущее сегодня в Европе оценивается неоднозначно, и то гораздо более экологически безопасна, чем биотопливо.
Вообще, у любого альтернативного источника энергии есть свои негативные стороны. Солнечная — это огромные площади, необходимые для промышленного производства энергии (при этом от света закрывается поверхность земли). Ветровая — это вибрации и инфразвук, негативно влияющие на окружающую биосферу.
И всегда остается проблема доставки энергии. Например, та же энергия приливов носит более-менее постоянный характер. Но обычно возле побережья не располагаются самые энергоемкие потребители. А передавать энергию на большие расстояния невыгодно. То же самое касается и других ВИЭ: не везде, где их можно использовать, есть рядом потребители.
В любом случае, путь развития — это комплексное развитие всех источников. Есть базовые источники, как то: атомная, газовая энергетика, гидроэнергетика. Есть путь развития и возобновляемых источников. Тем более к 2050 году появятся и другие виды энергетики, например — на основе водорода. То, что сейчас происходит только в лабораториях, возможно, будет использоваться в промышленном масштабе.
Конечно, в перспективе рассматриваются и другие виды энергии, например — космическая энергия, которая будет улавливаться фотоэлементами и транспортироваться на Землю в виде микроволнового излучения. Однако пока и эта, и другие виды энергии смахивают на современный «гиперболоид инженера Гарина». Но почему уже существующие ВИЭ так вяло используются человечеством? Потому что качать нефть и газ, пока они есть, дешевле. А об экологии и внуки подумают.
Впрочем, экологи также бьют тревогу относительно развития традиционной энергетики, основанной на сжигании полезных ископаемых. Как рассказал в беседе с корреспондентом «СП» сопредседатель международной экологической группы «Экозащита» Владимир Сливяк, сегодня развитие ВИЭ тормозится во многом только из-за отсутствия политической воли правительств разных стран. «В XX веке, когда стремительно росло энергопотребление, у традиционных источников энергии нашлись свои лоббисты, которые не были заинтересованы в использовании ВИЭ, — рассказывает господин Сливяк. — Да и что греха таить: даже 30 лет назад технологии еще не были настолько развиты, чтобы из ВИЭ добывать достаточное для промышленных нужд количество энергии. Но сегодня есть и технологии, они стремительно дешевеют, и развитие ВИЭ целиком и полностью лежит на властях». По словам эколога, Германия всего 10 лет назад придерживалась той же позиции в энергетике, что и Россия сегодня: использование АЭС и тепловых станций. Но немцы уже вступили на другой путь. «В стратегии же развития российской энергетики до 2020 года предусмотрено строительство угольных — самых вредных, атомных, газовых энергообъектов, — отмечает Сливяк. — А это в конце концов обернется катастрофой для страны, если ничего не изменится». Плохая экология, по словам Сливяка, скажется в первую очередь на здоровье людей. А как следствие — на продолжительности их жизни и производительности труда. «А это — уже напрямую влияет на государство в целом, будут падать все макроэкономические показатели».
Таким образом, стремясь сэкономить на ВИЭ сегодня, власти могут столкнуться с колоссальными демографическими и экономическими проблемами. Пока же правительство ищет новые рынки сбыта углеводородов и стремится построить АЭС «еще где-нибудь». Вопрос в том, как долго и то, и другое будет востребовано в «зеленеющем» мире, который все чаще с опаской оглядывается на ощерившуюся дымящими трубами Россию.