Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Наука и техника
29 декабря 2024 08:59

«40 пассажирских лайнеров у ОАК практически готовы, но летать не могут» — нужели правда?

У авиастроителей свои планы, у испытателей свои — но без испытаний никто никуда не полетит

11966
"40 пассажирских лайнеров у ОАК практически готовы, но летать не могут" - нужели правда?
Фото: Кирилл Кухмарь/ТАСС
Материал комментируют:

Около 40 гражданских самолетов «в разной степени готовности» скопилось к концу 2024 года на производственных предприятиях, которые входят в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК) госкорпорации «Ростех».

Отмечается, что более 20 недостроенных бортов Superjet 100 находится в производственном центре ПАО «Яковлев» в Комсомольске-на-Амуре и примерно столько же среднемагистральных МС-21 стоит на площадке Иркутского авиазавода. Заводы не могут достроить лайнеры из-за отсутствия отечественных аналогов импортных комплектующих и систем.

По словам представителя ОАК, «накопить» самолеты решили для ускорения производства после сертификации импортозамещенных версий. Сейчас ведется работа по замещению около 80 систем, каждая из которых имеет свой цикл производства и сертификации.

Читайте также
Авиакатастрофы на Рождество: «Это кровавый Санта требует жертвоприношений» Авиакатастрофы на Рождество: «Это кровавый Санта требует жертвоприношений» Кто, зачем и почему считает 25 декабря «черным днем мировой авиации»?

В условиях сжатых сроков сборка самолетов, разработка и создание комплектующих ведутся параллельно с сертификационными полетами, пояснил представитель ОАК. Указав, что такой подход позволит максимально ускорить вывод импортозамещенных воздушных судов на рынок.

Напомним, в соответствии с программой развития авиатранспортной отрасли до 2030 года, принятой летом 2022-го, в 2024 году производство SJ-100 должно было выйти на запланированный уровень 20 самолетов в год, а МС-21 — не менее шести машин. Но пока ни одна из моделей не совершила первого полета в той версии, в которой ее планируется поставлять в авиакомпании.

Между тем, еще в марте «Коммерсант» со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией, писал, что перенос сроков поставок новейших российских самолетов SJ-100 и МС-21 связан с неготовностью многих ключевых компонентов и необходимостью дальнейших испытаний.

В частности, двигатель ПД-8, который был создан под импортзамещенную версию SSJ-100 New, на стендовых испытаниях в декабре 2023 года не подтвердил свои заявленные характеристики, поэтому о сертификации пока речь не идет.

А в случае с МС-21 проблемой стал вес. В процессе импортозамещения лайнер потяжелел почти на шесть тонн, из-за чего его дальность полета сократилась в два раза, и самолет, как утверждает ряд экспертов, потерял возможность называться среднемагистральным (дальность полета должна быть более 2,5 тыс. км).

Вместе с тем, в ноябре глава Минпромторга Антон Алиханов сообщил телеканалу «Россия 24», что все сложности с двигателем ПД-8 решены, и уже в декабре планируются испытания на летающей лаборатории. Планы в итоге несколько сдвинулись: теперь — на начало 2025-го.

В ОКБ буквально накануне «Известиям» в рассказали, что поставка двигателей ПД-8 ожидается в начале 2025 года, после чего самолеты передадут на летно-испытательную станцию завода в Комсомольске-на-Амуре для подготовки к летным испытаниям.

После установки и проверки силовых установок полностью импортозамещенные авиалайнеры с отечественным оборудованием на борту поднимутся в воздух. Параллельно ведется работа по развертыванию серийного производства SSJ-100.

Согласно планам правительства к 2030 году доля самолетов отечественного производства в парках авиакомпаний должна составить 81,3%. Но удастся ли эти планы реализовать?

Этот вопрос «СП» адресовала авиационному эксперту, главному редактору портала Avia.ru Роману Гусарову:

— Во-первых, категорически не согласен ни с цифрами, ни с выводами, которые делает издание. Начнем с того, что нет, конечно же, ни двадцати Superjet недособранных, ни МС-21.

По имеющейся у меня информации, на сегодняшний день, например, на том же заводе в Иркутске собрано более десятка новых самолетов МС-21. Они, действительно, не до конца укомплектованы и не передаются заказчику. Но не по той причине, что отсутствуют комплектующие, а по причине того, что не завершены испытания самого самолета.

В данный момент программа летных испытаний импортозамещенного МС-21 реализуется, и предполагается, что к осени следующего года она будет завершена. Как только это произойдет, самолеты сразу передадут в авиакомпании.

Причем передача будет осуществляться с наверстыванием, как говорится, упущенного — т.е. это будет и то, что должны были передать в текущем году, и в следующем году.

Поэтому сейчас самолеты производятся по плану, и никакого отставания в производственной программе нет. Но уйдут они в авиакомпании чуть позже, когда полностью будет завершена программа испытаний.

«СП»: А сократить эту программу можно?

— Я себе этого не представляю. Потому что для гражданской авиации крайне необходимо понимать, что та техника, которая эксплуатируется авиакомпанией, испытана и надежна. И на ней точно можно безопасно летать.

Вот пока это не будет подтверждено, самолеты передаваться не будут. А промышленность работает по тому плану, который существует и утвержден правительством.

Та же самая картина и по самолету Superjet 100. И откуда взялась эта цифра — 20 недособранных машин — не понимаю, честно говоря. Если собрать сейчас все произведенные ранее самолеты, какие только можно было поставить на крыло, они все находятся в эксплуатации у авиакомпаний. Они просто так простаивать не будут.

Читайте также
Москва - Питер, полтора часа: «Белый Кречет» уменьшит Россию Москва — Питер, полтора часа: «Белый Кречет» уменьшит Россию У региональных столиц появилась принципиально новая транспортная возможность, а как ей распорядиться, они решат сами

А опытный образец нового, полностью импортозамещенного ближнемагистрального SSJ-100 New, только в следующем году взлетит. Испытания намечены на начало 2025-го.

«СП»: То есть, это будет уже лайнер с российским двигателем?

— Именно так. Речь идет о самолетах с нашим двигателем ПД-8. Потому что с французским двигателем SaM146 все самолеты уже давно были построены и переданы в авиакомпании. И в старом облике они уже не производятся.

Таким образом, в SSJ-100 не только двигатель новый. Там, можно сказать, полностью переработан весь самолет — все компоненты, все комплектующие, включая, конструкцию планера и крыла. Все это находится на испытаниях.

Поэтому нет, конечно же, никаких новых Superjet, которые в центре «Яковлева» могли скопиться… Это, видимо, кто-то просто решил хайпануть.

Да, производство идет постепенно. Сейчас как раз начинают собирать первые опытные образцы для наземных и летных испытаний. И вот уже скоро они поднимутся в воздух. А затем будет развернуто серийное производство.

Но опять-таки ситуация будет, как с МС-21. Самолеты будут собираться и оставаться на предприятии до того момента, пока не завершится программа летных испытаний. А у SSJ-100, поскольку двигатель новый, она более длительная и завершится только 2026 году. Как только она завершится, самолеты (уже собранные к тому времен) будут передаваться авиакомпаниям, причем передаваться так, чтобы наверстать вот эти пропущенные сроки, которые у нас были, начиная с 2024 года.

Справка «СП»

Ближнемагистральный SJ-100 разработан компанией «Гражданские самолеты Сухого», которая с 2020 года переименована в «Региональные самолеты» и является филиалом ПАО «Яковлев». На момент введения в эксплуатацию в 2011-м импортные комплектующие составляли почти 80% конструкции. В 2018 году было объявлено о создании новой модели самолета с большей долей российских частей, тогда же ОАК был передан в «Ростех».

Среднемагистральный МС-21 первоначально планировали выпускать как с российскими двигателями ПД-14, так и с американскими Pratt & Whitney. Первый полет состоялся в мае 2017 года. А в конце 2021-го МС-21 получил базовый сертификат в Росавиации. Однако в серию самолет не поступил, т.к. после начала специальной военной операции в 2022-м иностранные поставщики отказались работать с ОАК.

Последние новости
Цитаты
Андрей Туманов

Председатель общественной организации «Садоводы России»

Михаил Делягин

Доктор экономических наук, член РАЕН, публицист, политик

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня