Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Андрей Бунич: Российские бренды могут стать мировыми — если найдут деньги

Модернизация финансового рынка позволит малым и средним компаниям получать больше финансирования

2843
Андрей Бунич: Российские бренды могут стать мировыми – если найдут деньги
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Материал комментируют:

Президент Владимир Путин на открытии «Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов» сказал, что для достижения технологического лидерства важно не копировать чужие решения, а предлагать свои.

Среди целей глава государства обозначил формирование среды и механизмом поддержки, чтобы в России создавались и наращивали обороты тысячи новых компаний. Такие фирмы должны возникать в том числе и в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах. Так российские бренды смогут уверенно выходить и на зарубежные рынки.

В разговоре с «СП» экономист Андрей Бунич подчеркнул, что такое развитие возможно, приведя в пример продовольственный сектор России, который существенно продвинулся вперед за последние 15 лет.

— У нас есть возможность расширения производства качественной и экологической чистой продукции, и поставлять ее под разными брендами, в том числе и организованными малыми и средними предприятиями, на мировые рынки. Мы можем увеличить производство аграрной продукции в разы, даже относительно текущего высокого уровня.

Читайте также
В России иностранцу проще купить автомат, чем сим-карту В России иностранцу проще купить автомат, чем сим-карту Симки можно выдавать в аэропорту, как в Дубае, а не требовать от интуристов неделями обивать пороги разных ведомств

В России также можно нарастить производство брендов одежды. Индустрия моды создавалась в разных странах с нуля. В свое время не было никакой испанской, японской и бразильской моды.

Эти страны никогда не были лидерами в области моды и дизайна, потом для них появилась благоприятная среда и их бренды насытили рынки своих государств и позже приобрели международный характер. В любом случае, чем меньше мы привозим импорта, тем лучше.

«СП»: То есть пока Россия импортирует слишком много?

— К сожалению, до сих пор импорт застыл на уровне $300 млрд в год. Единственный плюс в том, что большую часть поставок мы сейчас оплачиваем в рублях и валютах дружественных стран (80% от импорта). Но в целом импорт слишком большой, мы вполне могли бы сократить его до $200 млрд, вкладывая в развитие производства аграрных товаров, товаров народного потребления и машинного оборудования.

Система поддержки бизнеса работает, в том числе и в рамках АСИ. Такой курс официально принят, я не вижу необходимости агитировать за то, что уже принято. Созданы институты развития, которые делают все в поддержку бизнеса, в том числе и ЭКСАР. Но на мой взгляд, пока это не так эффективно действует, может недостаточно средств выделяется.

«СП»: Как можно еще поддерживать российские бренды?

— В США поддержка бизнеса обеспечивается через привлечение внимания к акциям компаний на фондовом рынке.

Там создан огромный денежный насос, чтобы любой игрок мог прийти и набирать средства. Это большое преимущество для развития бизнеса. Можно ничего не сделать еще фактически — и уже собрать деньги. А в России у предпринимателя уже может быть реальный проект и факторы производства, но ему не хватает финансирования, поэтому и нет развития.

Если бы можно было под небольшие проекты брать начальное финансирование (первый этап инвестиций, на котором бизнес может сговориться только с идеей продукта и все еще находится в процессе проверки на рынке), то это сказалось бы для граждан позитивно. Сейчас россияне свои свободные средства кладут на депозиты, а могли бы вкладывать в перспективные проекты, получая больше доходов в будущем.

Читайте также
Патриотизм законодателей - на уровне Shaman`а. И эти люди лезут воспитывать наших детей Патриотизм законодателей — на уровне Shaman`а. И эти люди лезут воспитывать наших детей Если заставить школьников Татарстана, Башкирии, Чечни гордо петь «Я — русский», то на единстве народов России можно ставить крест

А пока на фоне сохранения огромных процентов по депозитам деньги получают банки, которые не особенно заинтересованы в новых проектах, вкладываясь в уже проверенные и действующие.

«СП»: Получается, что банки действуют в рамках консервативной стратегии?

— Конечно, они не заинтересованы в рисках. Во всем мире есть противоречие между рынком ценных бумаг и банковским кредитованием. Поэтому в США законом Гласса-Стиголла 1933 года инвестиционные банки были отделены от коммерческих. Банкам фактически лучше, чтобы рынка ценных бумаг вообще не было, потому что тогда все деньги будут идти к ним. Получается конфликт интересов.

У нас фондовый рынок на заднем плане. Из-за этого малым компаниям приходится идти к государству за помощью, а у бюджета лишних денег может и не быть. Поэтому необходимо дать возможность привлекать средства на рынке капитала. Если правильно подать свой бренд, то можно будет получить средства от частных инвесторов и позже создать целую франшизу.

«СП»: Потребуется ли создание большего числа бирж для финансовой реформы?

— Может и одной достаточно. Надо продумать законодательство и создать новый финансовый рынок, который нужно формировать, исходя из интересов компании. С точки зрения фундаментального анализа, российские компании успешны, их всегда можно проверить на предмет развития и качество продукции. В России вполне можно вырастить до 1 тысячи «национальных чемпионов», компаний в различных областях экономики, от момента получения ими стартового капитала до IPO.

«СП»: Смогут ли малые компании существовать в небольших городах или им все же придется переезжать в города-миллионники для расширения бизнеса?

— Такие фирмы могут начать деятельность где угодно, в современном мире не так важно место расположения, главное, что именно такой бизнес может производить. Если предприниматель преуспевает, то офис можно арендовать в любом городе. Бывает, что продукция уникальна и связана с конкретным регионом.

Будет даже лучше, если такая компания будет располагаться в своем субъекте, потому что инвестор скорее будет больше доверять такой фирме, нежели компании, которая располагается в Москве и рекламирует продукцию, которая производится очень далеко от столицы.

Одна из главных проблем сейчас заключается в том, что инвестиции осуществляются за счет собственных средств компании. В результате вкладывают в основном компании, которые и так получают большую прибыль, при этом инвестируют они в ту же область, где и сами работают. Этот подход закрепляет функционально текущую структуру.

Нужно, чтобы те компании, у которых нет большой прибыли и собственных средств, смогли бы привлечь инвестиции. Малые и средние фирмы более гибкие, они более склонны, например, к использованию IT-продуктов, могут быстро переключаться между областями экономики, лучше знают свои ниши. Крупные корпорации не будут заниматься локальными производствами в новых отраслях, у них и так все хорошо.

Последние новости
Цитаты
Александр Сафонов

Доктор экономических наук, профессор Финансового университета при правительстве РФ

Камран Гасанов

политолог, старший преподаватель РУДН

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня