среда, 12 марта
совместно с Жэньминь жибао

Западные бренды, готовые вернуться в Россию, ждёт жёсткая конкуренция

Все освободившиеся ниши заняты китайскими компаниями

3705
На фото: сотрудник сборочного конвейера на заводе стиральных машин Haier
На фото: сотрудник сборочного конвейера на заводе стиральных машин Haier (Фото: Егор Алеев/ТАСС)

Слухи о возможном возвращении в Россию крупных западных копаний, ушедших в 2022 г., совсем не радуют Китай. Многие ниши, освободившиеся после ухода западников, стремительно и прочно заняли именно производители из Поднебесной. И возврат конкурентов им совсем ни к чему.

Товарооборот России и Китая по итогам 2024 г. оказался рекордным, несмотря на санкции. По данным Главного таможенного управления КНР, импорт в Россию увеличился на 5% в юанях.

Его основу составляют три категории: наземный транспорт, электрическое и механическое оборудование, пишет исследовательский фонд Observer. На обувь и одежду из Китая суммарно приходится чуть больше 5% от стоимости всего импорта.

По данным Йельской школы менеджмента, после 2022 г. в России продолжали успешно работать как минимум 40 крупных компаний.

Читайте также
Мигрантов в такси обязали иметь российские права, но по факту сойдут и киргизские Мигрантов в такси обязали иметь российские права, но по факту сойдут и киргизские Наведение порядка на дорогах и тротуарах по сути никому не нужно

Среди них такие известные потребительские бренды как China Mobile, Honor, Vivo, ZTE, Huawei, Xiaomi, Oppo, Gorenje (словенский бренд в 2018 г. купила китайская Hisense). Более того, по крайней мере два китайских технологических гиганта: Lenovo и DiDi — даже столкнулись с негативной реакцией в китайских соцсетях после того, как стало известно, что они планируют покинуть Россию.

Как пишет в исследовании фонд Observer, Китай с 2022 г., когда Россию покинули почти 6500 западных и азиатских компаний, стал самым крупным экспортёром электроники, мобильных телефонов, мебели, игрушек, текстиля.

Массовый уход западных производителей особенно сильно отразился на автомобильном секторе, и пустоту заполнили Geely, JAC Motors, Omoda, Chery и Changan.

Однако экспансию в Россию начали не только автомобильные бренды. Но и, например, корпорация Haier — второй по величине производитель бытовой техники после Midea. Компания расширяет сеть фирменных салонов в России и готова завершить строительство четвёртого по счету завода.

Более того, получила государственное финансирование ВЭБ. Один из заводов Haier производит холодильники, и сейчас доля бренда на российском рынке уже почти 20%. Haier даже презентовал в России свой премиальный бренд Casarte — флагманский магазин открылся на Новинском бульваре в Москве.

А, например, гонконгский производитель мобильной электроники Tecno открыл первый фирменный магазин в Калининграде и собирается до конца 2025 г. запустить еще 30−50 бутиков. Естественно, возврат западных конкурентов китайцам в этом сегменте рынка ни к чему.

Фонд Observer пишет, что только в 2024 г. КНР реализовала в России не менее 50 крупных инвестиционных проектов. В пакете российско-китайской комиссии по инвестиционному сотрудничеству 109 инвестпроектов на общую сумму 18 трлн рублей.

Читайте также
В России тоскуют по IKEA, наш бизнес проворонил важный момент В России тоскуют по IKEA, наш бизнес проворонил важный момент Смогут ли маркетплейсы занять пустующую нишу?

Они охватывают почти все сферы экономики: добычу сырья, газовую и химическую промышленность, автопром, транспорт, логистику, строительство, производство бытовой техники.

Деловое издание Campaign Asia пишет, что после ухода западных компания и ряд российских брендов стали не только быстрее расти внутри России, но и пошли в Китай. Например, Dodo Pizza — франшиза пиццерий, которая считает Китай своим «основным рынком будущего».

«Яндекс», у которого есть доступ к 170 млн пользователей смартфонов, также служит связующим звеном между рынками России и Китая. Это крупнейшая зарубежная поисковая система, которая официально работает в КНР: по оценкам Stat Counter, она занимает 3% рынка. Это больше, чем было у Google, хотя и очень далеко от лидера рынка, Baidu (доля 51%).

А китайские технологические корпорации Alibaba Group и Tencent являются совладельцами VK (их общая доля составляет 16,5%). Кроме того, Tencent инвестировала в российского разработчика видеоигр GFA Games.

C 2022 г. ворвались на российский рынок несколько брендов одежды, пишет агентство AK&M. Это, в частности, спортивная одежда и экипировка Li Ning, детские товары Balabala (фирма планирует расшириться до 60 бутиков), премиальная женская одежда и обувь Ellassay (флагманский магазин открылся сразу в московском ГУМе).

На российский потребительский рынок готовятся выйти новички. Например, бренд спортивной одежды Sprandi, который принадлежит китайской ANTA Sports (она же владелец итальянского FILA). Он был популярен в России еще в 1990-е, но в 2009-м ушел из России, не выдержав конкуренции с западными. Теперь всё с точностью до наоборот.

Последние новости
Цитаты
Ольга Четверикова

Директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований

Александр Дмитриевский

Историк, публицист, постоянный эксперт Изборского клуба

Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня