Вторая волна приватизации, как ее окрестили инвесторы, в нынешнем году стартовала довольно удачно. Второй по величине российский госбанк ВТБ провел вторичное публичное размещение (SPO) 10% своих акций. Результаты SPO должны были удовлетворить правительство: цена размещения оказалась почти на уровне рынка, и оно получило в бюджет 3,2 млрд. долларов. Правда, потом цена акций ВТБ упала на 17% процентов, но, как считают эксперты, это был просто дисконт, которого нужно ожидать, продавая такой крупный пакет акций.
Но другой крупный лот российского правительства из списка приватизируемых в 2011 году предприятий — Ванинский порт потерпел полное фиаско, сверхнадежный «Банк Москвы» на поверку оказался проблемным активом, а приватизация «Роснефти» пока под большим вопросом. В общем, «второй блин» приватизации в России, как и первый, снова получился «комом».
Помни тот Ванинский порт
Аукцион по продаже знаменитого Ванинского морского торгового порта в Хабаровском крае состоялся в мае 2011 года. Росимущество продало контрольный госпакет в размере 55% акций ОАО «Ванинский морской торговый порт» за 10,8 млрд. рублей компании «Сэлтехстрой». Причем, предложенная компанией цена в 11 раз превышала первоначальную оценку актива, задаток составил 93 млн. рублей, что, в принципе, должно было гарантировать ответственность покупателя. Но на нынешней неделе стало известно, что победитель торгов «Сэлтехстрой» вдруг принял решение не выплачивать предложенную им сумму, даже не смотря на потерю задатка.
После этого другие участники аукциона публично высказали сомнения в серьезности намерений «Сэлтехстроя» на самом деле купить порт, по их мнению, победитель специально сорвал аукцион. Они считают, что это произошло с подачи топ-менеджмента порта «Ванино», который заинтересован в отсрочке приватизации порта, для того чтобы еще какое-то время получать деньги из бюджета и пользоваться государственным имуществом в своих интересах.
Среди участников торгов были компании En+Group и СУЭК, которые, напротив, весьма заинтересованы в покупке актива. Компании En+Group уже принадлежат 27,8% акций Ванинского порта, а СУЭК построила угольный терминал рядом с Ванино, и планирует в 2011 году увеличить свой грузооборот с 8 до 10,5 млн. тонн, а к 2013 году — до 18 млн. тонн. Нетрудно понять, что той и другой компании этот актив был действительно нужен.
А кто же победитель конкурса? Согласно данным базы СПАРК, компания «Сэлтехстрой» принадлежит внуку знаменитого сталинского наркома Анастаса Микояна — Ивану Микояну. Но самое интересное, что он приобрел ее буквально перед самым аукционом у экс-префекта Северного административного округа Москвы Олега Митволя. Судя по этому, сомнения участников аукциона в серьезности намерений внука наркома купить порт, вполне оправданы. К тому же, по оценкам участников, этот актив на самом деле стоит никак не больше 6 млрд. рублей.
«Аукцион проводился в спешке, актив был не подготовлен для продажи. Перед аукционом у нас не было никакой адекватной информации. Но после победы мы получили все документы, съездили в порт и поняли, что он не стоит таких денег», — пояснил Микоян агентству «Интерфакс».
"Версий случившегося множество, — комментирует итоги аукциона на специализированном сайте «Финам.ru» начальник аналитического отдела «Московского фондового центра» Екатерина Кондрашова. — Из них самая логичная — предположить, что существовала договоренность между компанией «Сэлтехстрой» и продавцом, которая могла быть выгодна обеим сторонам. Например, у некоего третьего покупателя не было в нужный момент необходимого количества денег для покупки порта, и актив продали сторонней организации — «Сэлтехстрою», для того, чтобы выиграть время и собрать необходимую сумму. Или же срыв аукциона планировался с целью снижения цены на пакет акций Ванино, для того, чтобы третья сторона могла приобрести порт по более привлекательной стоимости. Так или иначе, но эта полускандальная — полуанекдотичная история вызывает сильные сомнения в успехе приватизации. Если Ванино было той лакмусовой бумажкой, по которой эксперты оценивали спрос на приватизируемые активы, то результаты данного теста можно считать отрицательными", — полагает эксперт.
А если бы все это происходило во времена Сталина, то фигуранты этого скандала, скорее всего, уже шли бы «по трапу на борт, в холодные мрачные трюмы», как поется в известной песне репрессированных.
Банк Москвы, который лопнул
Далее хочется вспомнить историю с публичной продажей «Банка Москвы», который тоже оказался проблемным активом. В результате купившему его банку ВТБ, который потратил на это 103 млрд. рублей, придется вложить еще 100 млрд. рублей, иначе эта покупка грозит ему дефолтом по еврооблигациям на 8 млрд. долларов.
Но и это еще не все: для спасения «Банка Москвы» пришлось привлечь Центробанк, который предоставил ему форс-мажорный кредит на сумму 295 млрд. рублей через государственное Агентство по страхованию вкладов. Как оказалось, размер «плохих» кредитов, выданных компаниям, аффилированным с бывшим руководством «Банка Москвы», составляет 360 млрд. рублей, а объем недостающих резервов — 227 млрд. рублей.
Напомним, что смена собственников банка, последовавшая за отставкой мэра столицы Юрия Лужкова, вызвала конфликт между новым акционером — ВТБ, и топ-менеджерами столичного банка. И сейчас экс-главе банка Андрею Бородину, который сейчас находится за границей, и его первому заместителю Дмитрию Акулинину уже предъявлены обвинения в злоупотреблении полномочиями. Как считает следствие, оба банкира кредитовали средствами «Банка Москвы» свой личный бизнес, и теперь некоторые из этих компаний могут обанкротиться.
Кроме того, как сообщил агентству РИА «Новости» зампредседателя совета директоров «Банка Москвы», глава банка «ВТБ 24» Михаил Задорнов, заработки экс-президента Андрея Бородина не позволяли ему купить 11% акций банка, которыми он владел. «Это означает, что акции скупались на средства самого „Банка Москвы“ через подставные компании. Бородин, как менеджер, перестал правильно понимать свое положение в банке, у него сместилась система координат. Он привык к безнаказанности при попустительстве властей Москвы и банковского надзора», — заявил Задорнов.
Но и это еще не весь скандал вокруг «столичной копилки»: оказалось, что один из крупных акционеров, купивший акции «Банка Москвы» накануне его краха, приобрел их на деньги, выданные ему в кредит самим же банком. В феврале 2011 года «Банк Москвы» выдал финансовой компании Europroject Investments Global Limited бизнесмена Виталия Юсуфова 1,13 млрд. долларов, на эти деньги он и купил 19,91% Банка Москвы, сообщает инвестпортал BUFFETT.RU. И теперь, после проверки Центробанка. «Банк Москвы» может потерять лицензию, потому что выдавая этот необеспеченный кредит он нарушил норматив по максимальному риску на одного заемщика, следует из материалов проверки ЦБ.
Однако сам Виталий Юсуфов упорно заявляет, что кредит, который он брал на покупку акций банка, обеспечен залогами. «Я не комментирую, в каком банке я брал кредит на приобретение акций Банка Москвы, но могу однозначно сказать, что это обеспеченный кредит, более того, по нему предусмотрено несколько различных видов обеспечения, в том числе залог активов», — заявил Юсуфов РИА «Новости». Мало того, он собирается увеличить свой пакет в «Банке Москвы» до 49,9%, видимо, деньги, полученные в кредит еще остались.
«Неужели приватизация провалится с таким же треском, как и IPO российских компаний, которому пророчили „бум“ в 2011 году, а потом большинство эмитентов отложили размещение до лучших времен. Если включенное в программу приватизации имущество оказывается проблемным, и государство пытается таким образом привлечь новых инвесторов, чтобы спасти компании, имеющие большие долги, то придет ли инвестор, или все предстоящие аукционы ждут похожие скандалы?» — задает риторический вопрос Екатерина Кондрашева.
Российская нефть не продается
Другой привлекательный для инвесторов актив, SPO которого по плану правительства должно было состояться в этом году — «Роснефть», похоже, так не продадут. Активы этой крупнейшей нефтяной компании настолько значимы, что государству нужно сохранить контроль над ней, заявил в интервью агентству Reuters новый председатель совета директоров компании академик Александр Некипелов, сменивший вице-премьера Игоря Сечина.
Напомним, что в конце прошлого года правительство подготовило программу приватизации, которая предполагает до 2015 года сокращение доли государства в «Роснефти» с нынешних 75,16% до контрольных 50%, а дальше предполагается совсем отказаться от контроля на компанией.
Однако в июне, на Петербургском экономическом форуме президент Дмитрий Медведев назвал этот план «слишком скромным», и пообещал западным инвесторам, что скоро государство откажется от контрольных и даже блокирующих пакетов при продаже крупных госкомпаний. И прежний председатель совета директоров «Роснефти» — Игорь Сечин, в принципе был с ним согласен.
Но вот после годового собрания акционеров власть в компании сменилась, и новый председатель заявил, что отдавать контроль над крупнейшей нефтяной компанией страны нельзя. «Активы эти очень велики: капитализация „Роснефти“ достигает 90 млрд. долларов, и позволить нескольким независимым директорам распоряжаться по их усмотрению таким капиталом — это экзотическая точка зрения», — приводит слова Некипелова информагентство NEWSRU.COM.
Принимая решение о снижении доли ниже контрольной, государство должно руководствоваться определенным расчетом, а не «некими абстрактными представлениями идейного плана о том, что государственный сектор — плохо, а частный — хорошо», считает Некипелов.
Но цифры говорят об обратном: по итогам прошлого года компания увеличила расходы на дивиденды с 11,7% до 15,2% от чистой прибыли, но уровень дивидендной доходности «Роснефти» все равно остается самым низким по сравнению с частными нефтекомпаниями — около 1%. А значит, этот актив не будет иметь достойной цены на фондовом рынке и не сможет конкурировать в условиях бума продаж.
«Планируя дальнейшие приватизационные продажи, российские власти должны отчетливо понимать, что в предстоящие годы их ожидает непростая конкуренция за покупателей, — пишет в своем аналитическом обзоре главный экономист Центра развития ГУ-ВШЭ Валерий Миронов. — При этом конкурентами станут умудренные большим рыночным опытом правительства развитых стран. Правительства „старой Европы“ сегодня обременены максимальными бюджетными дефицитами, и долговой нагрузкой, в 1,2−2 раза превышающей предельные значения. По оценкам специалистов, эти игроки в ближайшие могут выбросить на мировой рынок до 660 млрд. долларов активов в более чем 40 корпорациях и банках, получивших господдержку в кризис и отдавших свои активы государству. Которое теперь будет избавляться от них из идеологических и чисто прагматических соображений. Нельзя исключать и то, что развивающиеся страны тоже осознают выгодность приватизации, а ведь одни только Китай и Саудовская Аравия в списке 500 крупнейших компаний мира располагают для продажи госактивами на сумму долее 1 трлн. долларов», — предупреждает эксперт.
Смогут ли конкурировать с ними на рынке российские госкомпании, со своими проблемами и скандалами — это вопрос…