Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

«Импортозамещенный» Superjet-100: Отчеты чиновников удались на славу!

Эксперты уверены — о серийном запуске «нашего» SSJ в 2026 году говорить пока рано

9585
«Импортозамещенный» Superjet-100: Отчеты чиновников удались на славу!
Фото: Ростех
Материал комментируют:

Программа импортозамещения вышла на финишную прямую. Так считают в «Ростехе». Рапорты о летных испытаниях отечественного «Суперджета» — в заголовках новостей. Однако эксперты не испытывают такого оптимизма, как чиновники. И для этого есть основания.

Как сообщили в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), которая входит в госкорпорацию «Ростех», «полностью импортозамещенный опытный образец самолета „Суперджет“ разработки ПАО „Яковлев“ присоединился к программе летных испытаний».

Продолжительность первого полета составила около 40 минут, он проходил на высотах до 3000 метров и скоростях до 500 километров в час. Первый вице-премьер Денис Мантуров поздравил авиастроителей с этим событием.

По его словам, полностью импортозамещенному «Суперджету» предстоит выполнить около 130 сертификационных полетов, включая специальные испытания при экстремально низких и высоких температурах.

Читайте также
Министерство обороны судится с поставщиками - что не так с гособоронзаказом Министерство обороны судится с поставщиками — что не так с гособоронзаказом Дмитрий Аграновский: Генералы на поле боя обязательно должны побеждать, а в суде может быть по-разному

Предмет особой гордости авиастроителей — отечественный двигатель ПД-8, который заменил французский, до этого устанавливаемый на «Superjet-100». Пока у «Суперджетов» с этим двигателем — 11 часов налета. Прямо скажем, маловато, но это только начало, испытания продолжаются, заверяют в ОАК.

По информации «Ростеха», в ходе испытаний была подтверждена стабильная работа всех отечественных систем. Машина показала хорошую управляемость и устойчивость в воздухе. Разработчики ожидают, что новый двигатель ПД-8 получит сертификацию уже этой осенью, а серийные поставки SJ-100 начнутся в следующем году. В производственной программе до 30 машин.

Это событие безусловно вселяет оптимизм, но тем не менее оставляет множество вопросов. И первый из них: сколько понадобится времени, чтобы импортозаместить все имеющиеся борта? Или в этом нет необходимости, и импортозамещенными станут только новые машины? Планируется ли массовый выпуск двигателей ПД-8 и на какие еще самолеты его планируют установить? С этими вопросами «СП» обратилась к основателю сервиса безопасности полетов Андрею Патракову.

— Импортозамещение произошло только на новых «Суперджетах», остальные останутся в прежнем виде. В свое время было выпущено около 200 таких самолетов. Часть из них списали, часть — в аварийном состоянии.

Но я не стал бы так радоваться бодрым рапортам «Ростеха», потому что, по моим сведениям, не всё на 100% на этом самолете наше, отечественное. Внутри множество иностранных компонентов.

«СП»: Вероятно, речь прежде всего об авионике, ведь она состоит из множества блоков, которые мы до этого не выпускали. Удалось что-то сделать самим? И если удалось, есть ли шанс, что налаживается серийное производство?

— Насколько мне известно, целиком авионику заместить отечественными компонентами не удалось. А то, что удалось — еще проходит испытания. Сейчас вообще речь идет о полете несертифицированного самолета с несертифицированным двигателем.

Многие системы еще находятся в стадии разработки, в частности, не завершена работа надо системой противодействия столкновению самолетов в воздухе. А без нее сейчас вообще не летают. Многие компоненты еще в процессе сертификации.

«СП»: Главные вопросы — к «сердцу самолета», отечественному двигателю ПД-8. Сколько таких двигателей мы сможем сейчас выпускать в год серийно?

— Начнем с того, что отечественный двигатель ПД-8 еще не прошел сертификацию, так что говорить о массовом его производстве я бы пока не стал. Посмотрим, что покажут испытания.

Летные испытания обычно длятся пару лет, поэтому планы сертифицировать двигатель и импортозамещенный «Суперджет» к концу 2025 года, как говорят в «Ростехе» — довольно смелые. Думаю, сроки снова будут сдвигаться вправо. Надо быть реалистами.

«СП»: Можем ли мы рассчитывать на возобновление производства самолета-амфибии Бе-200 с этим двигателем? На какие еще самолеты планируется ставить ПД-8?

— Самолет-амфибия Be-200 рассчитан в основном на тушение пожаров, у него своя специфика. Он может приводняться, неизбежно в разные детали и компоненты самолета будут попадать брызги воды, поэтому двигатель на этом самолете будет проходить дополнительные тестирования.

Использовать двигатель ПД-8 помимо «Суперджетов» планируется еще и на бизнес-джете «Aurus». На другом нашем импортозамещенном самолете МС-21 будет установлен двигатель ПД-14.

Насколько «серийные» планы реалистичны и что предстоит доработать в импортозамещении «Суперджета», «СП» узнала у эксперта в области безопасности полетов, экс-командира воздушного судна Александра Романова.

Читайте также
Бездонная почта: Почему вдруг все почтальоны стали ходить на работу в банк Бездонная почта: Почему вдруг все почтальоны стали ходить на работу в банк Топ-менеджмент «Почты России» себя не обижал, но «Печкины» богаче не стали

— Рапортовать о полном импортозамещении «Суперджета» еще рано. Насколько я знаю, многие новые отечественные системы еще в стадии разработки.

Для того, чтобы самолет прошел сертификацию с новым отечественным двигателем, он должен совершить не менее 130 полетов. При условии, что каждый из них будет успешным, мы сможем говорить о сертификации авиалайнера.

Сможем ли мы наладить массовое производство «Суперджетов» и когда это произойдет? Я бы не стал называть точные сроки. Пока «на крыле» около 180 «Суперджетов» с французским двигателем и импортными компонентами.

У импортозамещенного «Суперджета» много вопросов к авионике. С ней у нас большие проблемы.

«СП»: Почему за столько времени мы так и не смогли создать собственную, отечественную авионику? Неужели не было разработок российских ученых?

— Разработки были. Я общался с некоторыми из наших ученых, и на мой взгляд, у них были качественные варианты. Но пробить проект, получить финансирование было практически невозможно: все последние 30 лет ставка делалась только на импорт.

Сейчас разработки идут, но из 10 приборов, которые мы выпускаем, эксперты бракуют 9. Основная проблема — отсутствие точности. Это вообще, на мой взгляд, главная проблема нашего отечественного авиапрома.

Последние новости
Цитаты
Константин Сивков

Военный эксперт, доктор военных наук

Сергей Ищенко

Военный обозреватель

Владимир Васильев

Главный научный сотрудник Института США и Канады

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня