
В 2024 году доля иностранных станков на российском производстве составила более 98%, свидетельствуют данные консалтинговой компании. Особенно сложная ситуация у производителей электроники, чьи сборочные линии практически полностью укомплектованы импортом.
Российские станки для производства печатных плат редкость. В основном, более 70% оборудования, ввезено из Китая. Поставки немецких станков практически остановились, японских — сократились в десятки раз, южнокорейские исчезли из-за санкций. На их место пришла продукция индийских станкостроителей, а также поставки из других стран… через Турцию, где местные предприятия выступают в роли сборщиков под российский заказ.
Отечественные производители пока не могут составить конкуренцию иностранным компаниям из-за недостаточной государственной поддержки. Для выхода на массовое производство своих станков, со снижением их стоимости продукции, необходимы стабильные поставки на госпредприятия, считают в «Ростехе».
Хотя собственное производство станков в стране за последние пять лет и увеличилось более чем в два раза, с 5,3 тыс. до 11 360 штук. Ну, и премьер-министр Михаил Мишустин заявил о планах по возрождению станкоинструментальной отрасли и выделении около 130 млрд рублей на переоснащение предприятий в ближайшие три года.
Зав. кафедрой стратегического планирования и экономической политики факультета госуправления МГУ Елена Ведута уверена, что выпуск такого сложного продукта как станки с числовым программным управлением (ЧПУ) предполагает специальный расчет всей цепочки производственных взаимосвязей:
— А просто заливать проблему деньгами, за которыми больше ничего не стоит, значит, одно — эти деньги уйдут в никуда. И опять мы скажем, что «пришлось закупать станки» в той либо иной стране.
Давно нашему руководству пора понять, что посредством чисто монетарных инструментов на уровне XYI -XVIII веков, проблему производства сложной продукции, к которой относятся станки, самолеты, поезда, автомобили не решают.
Будет очередная потеря времени. Видимо, не хватает компетенции у тех, кто занимается развитием экономики, не осознают они, что за этим стоит еще и планирование производственных взаимосвязей, нацеленных на выпуск нужного конечного продукта. Только понимая, как эту задачу решать, мы ее решим.
«СП»: Вы вспомнили древние века, но может быть, это естественное для России состояние, когда нет ничего своего, приходится покупать импортное? И в 30-е годы покупали, и после войны тоже импортировали станки.
— Нет, так нельзя сравнивать. У нас очень быстро страна стала производить и тракторы, и тяжелые машины. Вспомните, как во время Великой Отечественной войны мы быстро освоили производство огромного количества военных самолетов. Мы демонстрировали чудеса при перевозке оборудования в новые места, создавали нужную инфраструктуру на Востоке для того, чтобы наши заводы работали нормально. У нас вообще-то в 30-е годы господствовала инженерно-экономическая школа планирования.
«СП»: Что это означает?
— Инженер — конструктор будущего. Хороший инженер понимает, что ему, для решения каких-то стратегических задач, придется просчитать всю цепочку производственных связей. Без этого инженер не начинает работать. А вот идеологам, и, например, налоговикам, монетаристам кажется, что деньги дашь, и все получится.
Планы же должны рассчитываться на основе инженерно-экономического подхода, расчета всех производственных взаимосвязей, обеспечивающих выполнение нужных для страны целей. Без планирования экономики ничего не выйдет. Мы уже попадали в такую ситуацию и в свое время выжили в ситуации двухполярного мира. Нам помогало планирование.
Увы, из-за того, что мы, в свое время, все связи разорвали, то вместе с уничтожением Госплана СССР стали опускаться на дно. И продолжаем этот путь, используя примитивные монетарные инструменты. Если нам нравится опускаться дальше, значит, давайте опять заливать проблему деньгами.
Если же мы хотим себе сказать «стоп», пора выкарабкиваться оттуда, куда мы попали, значит, нужно осознать, что самая важная задача для решения всех наших проблем — я имею в виду победу в СВО, обеспечения национальной безопасности, улучшения жизни людей — это планирование развития методом бывшей инженерной экономики.
На современном уровне развития она становится кибернетической, работающей с использованием всей современных техники и искусственного интеллекта.
Именно это надо осознать правительству. И оно даже пытается. Да, они иногда говорят, что «необходим межотраслевой баланс». Но при его составлении используют старые статистические методы, не имеющие отношения к передовым цифровым технологиям, считает эксперт…
А пока по итогам прошлого года российские компании приобрели почти 700 тысяч станков. В СССР станочный парк составлял около 3 млн станков во всех отраслях. Растет понимание, что станкостроение зависит от большого количества смежных промышленных отраслей, требует постоянного научного и промышленного прогресса и больших вложений. Отрасль базовая, поскольку «производит средства производства» других изделий и готовой продукции.
При это аудит научно-инновационной политики, оценка эффективности использования бюджетных ресурсов на цели научно-технологического развития страны показывает, что эффективная система взаимодействия науки и технологии производства пока лишь формируется. Такой вывод сделали в Счётной палате РФ еще в прошлом году.
В чем-то ситуация напоминает «лихие 90-е»: тогда везли подержанные тачки, а сейчас — импорт подержанных станков из дружественных стран. Впрочем, будем справедливы — новые тоже попадаются.
Любопытно, что начиная с 2020 года, доля индийских станков у нас увеличилась более чем в 27 раз, а по стоимости дошла до $55 млн. Это и простые универсальные станки, и небольшие обрабатывающие центры. Получается, индусы нас сильно обогнали.
Ничего удивительного в этом нет. В Индии и Турции, не говоря уж о в Китае, станкостроение получило значительную господдержку.
На совещании по развитию станкоинструментальной промышленности первый вице-премьер Денис Мантуров заявил, что нужно отдавать закупкам российских станков «безусловный приоритет». Для поддержки отечественного станкостроения с 2025 года стартует национальный проект «Развитие промышленной робототехники и автоматизации производства».
Минпромторг выделяет субсидии производителям станков до 1,5 млрд рублей. Фонд развития промышленности предлагает льготные займы на разработку оборудования. Но это, по большому счету, мизер, учитывая состояние, в котором находится станкостроение.
Увы, даже российский военно-промышленный комплекс продолжает зависеть от иностранных станков, по крайней мере так считают наши недруги.
В Россию по-прежнему поступают необходимые расходные материалы для этих станков, иностранное программное обеспечение. Но эти каналы при большом желании в любой момент можно перекрыть. Это во-первых. А во-вторых, «окольные пути» обходятся дорого.
Свои станки нужны.
Последние новости и все самое важное об импортозамещении, — в теме «Свободной Прессы».