Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Охота на танкеры: Запад ведет разведку по всем морям-океанам, разыскивая места, где Россия перегружает нефть

Какие засады готовят США и Европа нашему «теневому флоту»

5106
Охота на танкеры: Запад ведет разведку по всем морям-океанам, разыскивая места, где Россия перегружает нефть
Фото: DPA/Picture-alliance/ ТАСС
Материал комментируют:

14 мая Евросоюз согласовал 17-й пакет санкций против России, принять его могут на следующей неделе. Как ожидается, они затронут российские танкеры и компании из третьих стран. В частности, речь идет о 149 танкерах, которые, как считают в ЕС, связаны с российским т.н. «теневым флотом».

За несколько дней до этого агентство Reuters опубликовал статью, в которой говорилось, что западным «контролерам» удалось вычислить местонахождение крупнейшего хаба по перегрузке российской нефти.

Как утверждает Reuters, это терминал Каримун в Индонезии. С недавнего времени он стал ключевым центром перегрузки российской нефти. В публикации отмечается, что сейчас этот хаб является перевалочным центром, где трейдеры хранят грузы, происхождение которых меняется перед реэкспортом.

Читайте также
Что арабские шейхи ждут от Трампа? Россия, Иран и Китай просчитывают варианты Что арабские шейхи ждут от Трампа? Россия, Иран и Китай просчитывают варианты Саудиты перестают быть для США «любимой женой», а это меняет весь нефтяной расклад в мире

«Согласно данным Kpler, с октября терминал, расположенный в зоне свободной торговли на острове примерно в 37 км к юго-западу от Сингапура, ежемесячно принимает российские нефтепродукты, которые экспортируются в Малайзию, Сингапур и Китай», — говорится в материале.

Отмечается также, что до недавнего времени поставки российских нефтепродуктов в Каримун были лишь эпизодическими.

«В этом году в Каримун было доставлено более 3,2 миллиона баррелей мазута, загруженного на нефтяном терминале в Усть-Луге, что почти в пять раз превышает объем за аналогичный период 2024 года. Также в этом году на терминал поступило около 1,6 миллиона баррелей российского дизельного топлива по сравнению с нулевым объемом в прошлом году», — утверждает автор.

По данным аналитиков нефтяного рынка, именно здесь теперь разгружаются танкеры, находящиеся под санкциями Евросоюза и Великобритании. После разгрузки часть этих грузов смешивается и продается через малоизвестные торговые компании, которые к тому же часто меняют названия. После этого нефть перестает быть подсанкционной, хотя против хранилища могут быть применены санкции за прием грузов с судна, подпадающего под санкции.

Единственное ли это такое место? И почему, если верить Reuters, оно находится в Индонезии?

— Это зона свободной торговли, расположенная на оживленных океанических маршрутах, — поясняет советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов. — Удобно с точки зрения логистики.

— В мировой экономике много подобного рода офшоров — нефтяных, финансовых, каких угодно. Зоны, где формальные ограничения не действуют или ослаблены, и где можно проворачивать «серые» сделки, в том числе для обхода санкций.

По большому счету, это неотъемлемый элемент современного мироустройства.

«СП»: Что значит «Запад вычислил»? Ведется специальная разведка, охота за судами?

— Конечно, ведётся разведка. Это бесконечная игра в кошки-мышки. Идёт охота за нарушителями санкций, а они придумывают новые способы их обхода.

«СП»: Но эта охота тоже требует затрат. Прямых или косвенных. Кто их покрывает? Сами? Стоит ли овчинка выделки?

— Основной смысл — измотать нарушителей санкций, создать им максимум препон, сделать обход санкций, в конечном счёте, невыгодным. Полностью реализовать это, конечно, вряд ли получится, но попортить кровь теневым нефтетрейдерам — почему нет?

«СП»: Что Запад может в теории предпринять против этого хаба? Новые санкции обещают…

— Здесь могут быть разные способы воздействия. Сама огласка такой информации — уже удар по деловой репутации. Далее, возможен бойкот продукции, выходящей из этого хаба.

Но санкции тоже имеют свою цену и в конечном счёте оборачиваются против тех, кто их вводит. Думается, что Запад уже близок к исчерпанию безопасных для себя мер воздействия на Россию, так что это все уже в большей степени информационный шум.

Закроется этот хаб — появится другой. Лазейки всегда найдутся, нефть нужна всем.

— С точки зрения международного права в этом нет ничего экстраординарного, — говорит
замгендиректора Института национальной энергетики. Александр Фролов.

—  Но на Западе волнуются. Притом, полагаю, в большей степени волнуются европейские законодатели, а не европейские перевозчики, которых они лишают доходов, отсекая такого заказчика, как российские нефтяные компании.

«СП»: Автор материала добавляет, что до недавнего времени поставки российских нефтепродуктов в Каримун были лишь эпизодическими. То есть не было потребности? А сейчас она резко возросла?

— Не могу прокомментировать, так как в данном случае надо полностью положиться на точность информации и выводов автора. Но можно предположить, что перед нами один из методов адаптации к санкциям против так называемого «теневого флота».

«СП»: После перегрузки нефть перестает быть российской, а следовательно — подсанкционной. Это значит, что Запад уже ничего не может противопоставить?

— Почему, в наше время можно ожидать самых экзотических санкций. Самое простое — продолжат бегать за отдельными судами или требовать дополнительных документов, подтверждающих происхождение нефти.

Читайте также
Назло «Росатому»: Финляндия стала гробницей ядерных отходов и грозит радиацией соседней Эстонии Назло «Росатому»: Финляндия стала гробницей ядерных отходов и грозит радиацией соседней Эстонии «По стенкам площадки для хранения облучённого топлива стекает водичка, но финны утверждают, что обратно в Балтику она не попадёт»

Или хотя бы сделают такого рода проверки обязательными. Сейчас капитаны судов, на которые осуществляется перелив, насколько мне известно, могут инициировать проверку, если у них есть обоснованные сомнения в происхождении нефти.

«СП»: Если хаб закроется, насколько это критично для России? Есть ли другие варианты? Много ли, таких хабов, по-вашему. И какова их перевалочная мощность? Какой процент от общей российской нефти занимает эта перевалка?

— Нефть нужна. Покупатель найдёт способ договориться с продавцом. Но главное — нам нужна самостоятельная экосистема морских перевозок и собственное судостроение полного цикла. А также маршруты поставки, которые никак не зависят от недружественных стран.

«СП»: Запад вновь обещает страшные санкции, включая санкции против теневого флота и 500% тарифы против стран покупателей российского сырья. Пойдут ли они на это? Чем это грозит российской нефти? Какие есть варианты выхода из ситуации?

— 500% — это звучит страшно, но никто на это не пойдёт. Как вы введёте санкции против Китая или Индии?

Новые суда — да, будут подпадать под санкции. А потом будут их обходить. Как и происходит последние три года.


Последние новости и все самое важное о западных санкциях и ограничениях, — в теме «Свободной Прессы».

Последние новости
Цитаты
Александр Чистяков

Председатель Русского литературного общества

Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Александр Аверин

Экс-боец ополчения Луганской народной республики

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
В эфире СП-ТВ
Фото
Цифры дня