В минувший вторник, 9 августа, на заседании городского правительства Москвы, на котором рассматривался вопрос развития коммунально-инженерной инфраструктуры столицы до 2016 года, Сергей Собянин объявил о намерениях перейти на новую систему тарифообразования в сфере жилищно-коммунальных услуг. Она предусматривает максимальную величину роста тарифов в пределах инфляции. В 2010 году ее официальные размеры составили 8.8%, стоимость же услуг ЖКХ выросла в среднем на 14%, а где-то и того больше.
Одним из факторов, за счет которых планируется добиться приравнивания этих показателей, мэр назвал снижение значительных на сегодняшний день потерь в инженерных сетях. Кроме того, в планах на ближайшие пять лет стоит модернизация московских энергосетей и дорожных коммуникаций.
Это заявление кажется особенно интересным на фоне того, что в последние 10 лет цены на ЖКУ в нашей стране росли опережающими инфляцию темпами, а сами чиновники предвещали лишь все новые увеличения платы со стороны населения. Среднегодовые темпы инфляции за этот период составили примерно 12%, а средние темпы роста тарифов ЖКХ — 29%. При этом если в 2001 г. на оплату коммунальных услуг жителей столицы уходило, в среднем, 15% месячного дохода, то в 2010-м этот показатель составил уже 25%. То есть происходила не простая индексация цен, а их значительное увеличение. Причиной этого называется необходимость доведения уровня платы за коммунальные услуги до такого уровня, при котором бы обеспечивалось как предоставление услуг на высоком уровне, так и своевременный ремонт жилищных фондов. Пока не наблюдается ни первого, ни второго, а стремительный рост платы за жилье опустошает карманы россиян с невероятной скоростью. Если сравнивать наши расходы на ЖКУ в реальном исчислении с расходами европейцев, то выяснится, что мы тратим на эту сферу около 11% личного бюджета, против 8−9% у жителя Западной Европы. Если же мы учтем еще и то, что за последние 10 лет стоимость жилищно-коммунальных услуг в России выросла почти в 4 раза, то поймем, что есть все предпосылки для дальнейшего увеличения этого разрыва.
На этом фоне инициатива столичного мэра выглядит обнадеживающе. Корреспондент «Свободной Прессы» обсудил перспективы предложений Собянина с депутатом Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» Галиной Хованской.
«СП»: — Галина Петровна, вы регулярно выступаете с различными инициативами по вопросу реформирования сферы ЖКХ, как относитесь к нынешним намерениям мэра?
— Замечательно! Только хочу напомнить, что мы выступали с законопроектом, предусматривавшим это, еще весной. Тогда наше предложение зарубили единоросы: оно официально выносилось на голосование в Думе, и было отклонено «Единой Россией». Причем, в случае его принятия, ограничение на рост стоимости услуг ЖКХ заработало бы не локально в Москве, а во всей Российской Федерации.
«СП»: — Может быть, после такого шага мэра Москвы депутаты более внимательно отнесутся и к другим вашим предложениям?
— У нас было очень много инициатив в этой области, которые, к сожалению, были отклонены. Знаете, как поступают депутаты в таком случае? Так как эти документы носят социально ориентированный характер, и если они проголосуют против, то будут плохо выглядеть в глазах избирателя, то они просто воздерживаются от голосования. Для принятия решения нужно 226 голосов. «Единая Россия» контролирует 315. В итоге мы получаем немногим более 100 голосов, зато депутат имеет возможность сказать: «А я не голосовал против этого законопроекта».
«СП»: — И какие это имеет последствия?
— Например, если бы была принята моя поправка к закону о фонде содействия реформированию ЖКХ, то сейчас не было бы волны фальшивых ТСЖ по всей России, не было бы огромного количества исков от собственников, которые даже не знали, что создано ТСЖ
Вячеслав Гуменюк, сопредседатель движения «Жилищная солидарность»
— Я думаю, предложение Собянина — правильное, но вопрос не только в стоимости, но и в качестве услуг, которое сегодня довольно низкое. Также необходимо принимать и другие меры, например, ликвидировать в Москве бюджетные субсидии, оставив их лишь для малоимущих граждан — без этого шага никакая реформа не пойдет. Все попытки государства защитить людей без их личного участия не будут продуктивны, а в нынешней ситуации собственники жилья мало что делают — ждут, когда же им что-то преподнесут власти.
«СП»: — Но ведь стоимость услуг ЖКХ и темпы их роста определяет правительство.
— На этот вопрос должны влиять сами собственники. В Москве 84% жилья находится в частном владении, а участия этих собственников в урегулировании тарифов в московской энергетической комиссии я не вижу. Если бы они объединялись, участвовали в этом процессе, то смогли бы принимать решение на городском уровне, — появился бы аналог городского профсоюза собственников жилья, и никто не мог бы произвольно повышать тарифы на ЖКХ. Пример: все городские теплоцентрали не могут работать без сбрасывания горячей воды — тепловая энергия вообще даровая, но они берут за нее деньги. А если бы такой городской профсоюз заявил, что он не принимает этот тариф, потому что он необоснованный, тогда уже появился бы предмет для разговора.
Проблему надо обсуждать в целом — что такое проблема ЖКХ, и как в нее встроено решение Собянина. А оно очевидно популистское и попросту предвыборное, в то время как надо заниматься серьезным делом, а они этого не хотят.
Согласен с этим мнением и директор института проблем глобализации Михаил Делягин:
— В целом это заявление хорошее. Политически, естественно. Впереди выборы и нужно показать людям, что «Единая Россия» и ее будущий президент, неважно какой будет его будущая фамилия, заботится о гражданах. В свое время Борис Николаевич выплачивал долги по пенсиям за две недели до выборов, а у нас мэр столицы за 4 месяца до них обещает гражданам ввести ограничение тарифов размерами инфляции.
«СП»: — Это экономически возможно?
— Экономически это абсолютно возможно. Еще прошлой осенью представители Минэкономразвития официально показывали, как это можно сделать. Нужно просто начать контролировать финансовые потоки жилищно-коммунальной сферы. Нужно вводить жесткие нормативы и ограничивать произвол монополий на всех уровнях.
«СП»: — А что происходит сегодня?
— Ситуация следующая. Представители ЖКХ в конце каждого года выкатывают свои требования, говорят — «нам нужно такое-то повышение, иначе все будет плохо». Дальше есть три варианта реакции:
Вариант первый — работать с ними в доле, и ограничивать их аппетиты незначительно, ориентируясь на масштабы возможного социального протеста. Это то, что происходит обычно.
Второй — снизить тарифы путём «стучания кулаком по столу» и грубого административного давления, как Путин с нефтяниками. Тогда можно уложить рост тарифов в инфляцию.
И есть третий путь — обеспечить финансово-экономическую прозрачность всей жилищно-коммунальной сферы, и посмотреть внимательно, как там ходят деньги. Тогда, по моему убеждению, тарифы можно будет снизить вообще на четверть относительно их сегодняшнего уровня без каких-либо дополнительных усилий.
«СП»: — Почему подход к ценообразованию в ЖКХ начал меняться?
— Потому что сейчас в стране предвыборная ситуация. Перед выборами необходимо показать, что все улучшается, и это может оказаться сильнее коррупционной необходимости, выраженной в завышенных тарифах. Понятно, что завышенные тарифы, которые с нас берут, не остаются целиком в сфере ЖКХ. Мы оплачиваем если не всю вертикаль власти, то коррупционные интересы ее значительной части. На фоне выборов балансы интересов сразу меняются.
«СП»: — Получается, что после выборов ситуация вновь может вернуться в нынешнее положение?
— Да, потому что характер замыслов, которые сейчас ходят в правительстве, существенно отличается от официальных заявлений. Уже сейчас достаточно серьёзно обсуждается возможность повышения жилищно-коммунальных тарифов в 2012 году в два приёма. И тогда можно «и рыбку съесть, и покататься», потому что с 1 января нам действительно повысят тарифы только на уровень инфляции, но все, что они не дополучили в первом полугодии, с нас сдерут при повышении тарифов во втором — с 1 июля. Пока, правда, предполагается изменить характер расчета тарифов на подобную схему только в расчетах на воду. А сейчас мы оплачиваем безумно завышенную себестоимость, куда загнаны аппетиты всех монополий. И весьма возможно, что с 1 июля мы начнем оплачивать уже не только себестоимость, но еще и некоторую нормативную прибыль инвесторов.
«СП»: — Разве они не должны получать прибыль от своих вложений?
— Я совершенно не против инвесторов, их прибыль должна быть нормативной, но без предварительного обеспечения финансово-экономической прозрачности отрасли, снижения тарифов до реального уровня, мы будем оплачивать не только аппетиты монополий, но и аппетиты, жирующих на них инвесторов.
«СП»: — Насколько рост тарифов на ЖКХ влияет на саму инфляцию?
— Безусловно, рост тарифов на ЖКХ — это один из очень важных инфляционных факторов в стране, поэтому его замедление будет способствовать уменьшению инфляции. Но здесь важно учесть одну вещь. У населения есть некий конечный объём денег, который рвут различные монополистические группировки. Если мы ограничиваем произвол одной из них, в данном случае ЖКХ, но оставляем возможность произвола со стороны других, мы можем оказаться в ситуации, когда те деньги, что население смогло сберечь, будут отняты другими монополистическими группировками, торговыми сетями и другими рыночными мафиями, которые поднимут цены, чтобы отнять у вас сбереженные деньги. Тогда снижения инфляции не произойдет. Монополизм как любое инфекционное заболевание — не имеет смысла лечить только в одной половине организма.
Динамика роста цен на коммунальные тарифы 2000−2010 год