Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Минпромторг зажигает: Одна «российская полка» среди тысяч китайских — это так патриотично

Экономисты не понимают, зачем для отечественной продукции готовят «торговое гетто»

4338
Минпромторг зажигает: Одна "российская полка" среди тысяч китайских - это так патриотично
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Материал комментируют:

Не исключено, что с 1 марта 2026 года в России начнет действовать закон о «российской полке», устанавливающий квоты на товары отечественного производства, продаваемые в магазинах на территории страны. Соответствующий «черновик» документа уже опубликовал Минпромторг РФ на портале проектов нормативных правовых актов.

В документе говорится, что обслуживающие покупателей заведения «обязаны обеспечить в торговом зале каждого торгового объекта размещение (выкладку) на полочном пространстве стационарного торгового оборудования минимальной доли непродовольственных национальных товаров».

Причем реализация отечественной продукции должна определяться «от длины всех обращенных к покупателю фасадов (лицевой части) товаров соответствующей группы на таком оборудовании».

Размещать российские товары следует на высоте от 80 до 160 сантиметров от уровня пола, говорится в законопроекте.

Читайте также
Денег нет. Все ушли на "золотые парашюты" Денег нет. Все ушли на «золотые парашюты» Андрей Бунич: Нельзя повышать и зарплаты в банках, если они испытывают трудности

Размер квоты на российские товары, их перечень, а также порядок подтверждения необходимым критериям будет устанавливать правительство РФ.

Кроме того, законопроект предусматривает поощрение предприятий, способствующих продвижению на рынке непродовольственных товаров отечественного производства, присвоением знака «Флагман российской торговли».

Кстати, еще в июне нынешнего года замглавы Минпромторга Роман Чекушов рассказывал о некоторых деталях готовящего проекта закона.

По его словам, максимум и минимум товаров в нем устанавливаться не будет, квота будет устанавливаться в зависимости от объемов производства товара, в целом объем российской продукции будет зависеть от возможностей производителей в каждом сегменте.

Впрочем, есть у законопроекта и противники — также в июне с призывом к правительству отказаться от его поддержки выступили члены межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), а также семь объединений производителей и поставщиков продуктов питания. По их мнению, документ ущемляет права иностранных фирм, которые локализовали свои товары в России.

Довольно сложно будет продвинуть отечественные непродовольственные товары через специальную полку в супермаркетах, поскольку не совсем понятно, как предложенное Минпромторгом решение будет воплощаться, считает экономист, директор Института нового общества Василий Колташов.

— Потому что человек должен будет иметь внутреннее побуждение идти смотреть именно непродовольственные товары разного типа на этой полке. Не отдельно, скажем, футболку, пластиковые стаканчики или что-то еще, а именно комплекс товаров такого типа.

Непонятно, это будет специальная полка вне отделов? Если же «российская полка» будет в каждом отделе, то какой в ней смысл?

На мой взгляд, гораздо эффективнее может оказаться правило выставлять отечественные товары на самое видное место в торговых заведениях. Конечно, это правило кажется обтекаемым, его наверняка будут нарушать, однако оно способно принести больше пользы, чем отдельная полка, к которой устремятся только высокосознательные патриоты.

«СП»: Какие наши товары из категории, предложенной Минпромторгом, могут быть представлены на особой полке или, согласно вашему предложению, получить выгодное место в магазинах? И чего на ней не окажется, но могло бы быть?

— У нас очень много производится своей непродовольственной продукции: бытовая химия, школьные, канцелярские принадлежности. К сожалению, у нас почти нет российской электроники. У нас достаточно дорого шить одежду, поэтому она не так часто появляется в торговых заведениях, как хотелось бы. С российской обувью, как известно, тоже довольно серьезная проблема. Поэтому с некоторыми группами товаров в заполнении специальной полки явно будут сложности.

На таких полках могут быть какие-то особенные изделия — допустим, декоративные вещи, произведенные в каком-то регионе. Но в целом очень многие товары промышленного производства могут и без какого-то содействия продаваться, поскольку в них существует широкая потребность и выставлять их на особую полку нет смысла.

«СП»: В проекте закона речь идет о непродовольственных товарах, есть ли смысл в такой полке или каких-то иных преференциях для отечественного продовольствия?

— У нас много отечественных продовольственных товаров, пользующихся заслуженным спросом покупателей, однако и здесь специальная российская полка вряд ли имеет смысл. Были бы куда более интересны, может быть, специальные полки, допустим, в московских магазинах с товарами из отдаленных регионов — из той же Сибири.

А в магазинах сибирских регионов — с товарами из европейской части страны, с Кавказа. Такие полки могли бы подчеркнуть уникальность продуктов высокого качества из различных групп удаленных регионов.

Читайте также
Крым в дыму. Не было бы счастья, да несчастье помогло - тепловозам электричество не нужно Крым в дыму. Не было бы счастья, да несчастье помогло — тепловозам электричество не нужно Республиканская железная дорога не электрифицирована до сих пор и это оказался плюс

В некоторых регионах возможны полки с товарами местных производителей. Такая политика тоже может оказаться эффективной, к тому же она способна открыть доступ в супермаркеты мелким производителям — конечно, если государственным образом будет организована такая кооперация, когда нужно собрать у таких хозяйствующих субъектов товары для реализации в магазинах. В общем, идея полки — это скорее для уникальных товаров, имеющих какие-то особенности.

Экономист Александр Разуваев также скептически воспринимает идею о «российской полке» в магазинах.

— Не думаю, что это будет правильно, основными критериями для покупателей являются качество и доступная цена товара. В целом у нас немало вполне приличных товаров в непродовольственном сегменте, но их навязывание ни к чему хорошему не приведет, только вызовет раздражение у людей.

«СП»: Что же делать?

— Повышать качество и работать над снижением себестоимости, это позволит уменьшить цену товаров. Возможности для этого есть. Скажем, ситуация с вином, товаром несколько другого плана положение изменилось. У нас вино сейчас очень качественное, намного дешевле того же итальянского. И оно пользуется заслуженной популярностью.

Так что, не стоит наши товары загонять в такое торговое гетто — лучше поднять качество и снижать цены. Плюс реклама должна быть на уровне, конечно — прежде всего телевизионная. Мы все это реализовать вполне можем.

Последние новости
Цитаты
Александр Храмчихин

Политолог, военный аналитик

Виталий Милонов

Депутат ГД РФ

Юрий Крупнов

Председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития

Фоторепортаж дня
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня