Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен

Минпромторг зажигает: Одна «российская полка» среди тысяч китайских — это так патриотично

Экономисты не понимают, зачем для отечественной продукции готовят «торговое гетто»

4921
Минпромторг зажигает: Одна "российская полка" среди тысяч китайских - это так патриотично
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Материал комментируют:

Не исключено, что с 1 марта 2026 года в России начнет действовать закон о «российской полке», устанавливающий квоты на товары отечественного производства, продаваемые в магазинах на территории страны. Соответствующий «черновик» документа уже опубликовал Минпромторг РФ на портале проектов нормативных правовых актов.

В документе говорится, что обслуживающие покупателей заведения «обязаны обеспечить в торговом зале каждого торгового объекта размещение (выкладку) на полочном пространстве стационарного торгового оборудования минимальной доли непродовольственных национальных товаров».

Причем реализация отечественной продукции должна определяться «от длины всех обращенных к покупателю фасадов (лицевой части) товаров соответствующей группы на таком оборудовании».

Размещать российские товары следует на высоте от 80 до 160 сантиметров от уровня пола, говорится в законопроекте.

Читайте также
Денег нет. Все ушли на "золотые парашюты" Денег нет. Все ушли на «золотые парашюты» Андрей Бунич: Нельзя повышать и зарплаты в банках, если они испытывают трудности

Размер квоты на российские товары, их перечень, а также порядок подтверждения необходимым критериям будет устанавливать правительство РФ.

Кроме того, законопроект предусматривает поощрение предприятий, способствующих продвижению на рынке непродовольственных товаров отечественного производства, присвоением знака «Флагман российской торговли».

Кстати, еще в июне нынешнего года замглавы Минпромторга Роман Чекушов рассказывал о некоторых деталях готовящего проекта закона.

По его словам, максимум и минимум товаров в нем устанавливаться не будет, квота будет устанавливаться в зависимости от объемов производства товара, в целом объем российской продукции будет зависеть от возможностей производителей в каждом сегменте.

Впрочем, есть у законопроекта и противники — также в июне с призывом к правительству отказаться от его поддержки выступили члены межотраслевого экспертного совета по развитию потребительского рынка (МЭС), а также семь объединений производителей и поставщиков продуктов питания. По их мнению, документ ущемляет права иностранных фирм, которые локализовали свои товары в России.

Довольно сложно будет продвинуть отечественные непродовольственные товары через специальную полку в супермаркетах, поскольку не совсем понятно, как предложенное Минпромторгом решение будет воплощаться, считает экономист, директор Института нового общества Василий Колташов.

— Потому что человек должен будет иметь внутреннее побуждение идти смотреть именно непродовольственные товары разного типа на этой полке. Не отдельно, скажем, футболку, пластиковые стаканчики или что-то еще, а именно комплекс товаров такого типа.

Непонятно, это будет специальная полка вне отделов? Если же «российская полка» будет в каждом отделе, то какой в ней смысл?

На мой взгляд, гораздо эффективнее может оказаться правило выставлять отечественные товары на самое видное место в торговых заведениях. Конечно, это правило кажется обтекаемым, его наверняка будут нарушать, однако оно способно принести больше пользы, чем отдельная полка, к которой устремятся только высокосознательные патриоты.

«СП»: Какие наши товары из категории, предложенной Минпромторгом, могут быть представлены на особой полке или, согласно вашему предложению, получить выгодное место в магазинах? И чего на ней не окажется, но могло бы быть?

— У нас очень много производится своей непродовольственной продукции: бытовая химия, школьные, канцелярские принадлежности. К сожалению, у нас почти нет российской электроники. У нас достаточно дорого шить одежду, поэтому она не так часто появляется в торговых заведениях, как хотелось бы. С российской обувью, как известно, тоже довольно серьезная проблема. Поэтому с некоторыми группами товаров в заполнении специальной полки явно будут сложности.

На таких полках могут быть какие-то особенные изделия — допустим, декоративные вещи, произведенные в каком-то регионе. Но в целом очень многие товары промышленного производства могут и без какого-то содействия продаваться, поскольку в них существует широкая потребность и выставлять их на особую полку нет смысла.

«СП»: В проекте закона речь идет о непродовольственных товарах, есть ли смысл в такой полке или каких-то иных преференциях для отечественного продовольствия?

— У нас много отечественных продовольственных товаров, пользующихся заслуженным спросом покупателей, однако и здесь специальная российская полка вряд ли имеет смысл. Были бы куда более интересны, может быть, специальные полки, допустим, в московских магазинах с товарами из отдаленных регионов — из той же Сибири.

А в магазинах сибирских регионов — с товарами из европейской части страны, с Кавказа. Такие полки могли бы подчеркнуть уникальность продуктов высокого качества из различных групп удаленных регионов.

Читайте также
Крым в дыму. Не было бы счастья, да несчастье помогло - тепловозам электричество не нужно Крым в дыму. Не было бы счастья, да несчастье помогло — тепловозам электричество не нужно Республиканская железная дорога не электрифицирована до сих пор и это оказался плюс

В некоторых регионах возможны полки с товарами местных производителей. Такая политика тоже может оказаться эффективной, к тому же она способна открыть доступ в супермаркеты мелким производителям — конечно, если государственным образом будет организована такая кооперация, когда нужно собрать у таких хозяйствующих субъектов товары для реализации в магазинах. В общем, идея полки — это скорее для уникальных товаров, имеющих какие-то особенности.

Экономист Александр Разуваев также скептически воспринимает идею о «российской полке» в магазинах.

— Не думаю, что это будет правильно, основными критериями для покупателей являются качество и доступная цена товара. В целом у нас немало вполне приличных товаров в непродовольственном сегменте, но их навязывание ни к чему хорошему не приведет, только вызовет раздражение у людей.

«СП»: Что же делать?

— Повышать качество и работать над снижением себестоимости, это позволит уменьшить цену товаров. Возможности для этого есть. Скажем, ситуация с вином, товаром несколько другого плана положение изменилось. У нас вино сейчас очень качественное, намного дешевле того же итальянского. И оно пользуется заслуженной популярностью.

Так что, не стоит наши товары загонять в такое торговое гетто — лучше поднять качество и снижать цены. Плюс реклама должна быть на уровне, конечно — прежде всего телевизионная. Мы все это реализовать вполне можем.

Последние новости
Цитаты
Владислав Егоров

Первый секретарь Нижегородского обкома КПРФ

Сергей Обухов

Доктор политических наук, секретарь ЦК КПРФ

Валентин Катасонов

Доктор экономических наук, профессор

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня