Свободная Пресса на YouTube Свободная Пресса Вконтакте Свободная Пресса в Одноклассниках Свободная Пресса в Телеграм Свободная Пресса в Дзен
Экономика / Нефть и газ
14 октября 17:03

Потолок цен на АЗС: Дефицит или 100 рублей за литр — выбор невелик

Эффективные механизмы снижения стоимости топлива есть, но все упирается в наполняемость бюджета

4391
Потолок цен на АЗС: Дефицит или 100 рублей за литр - выбор невелик
Фото: Сергей Мальгавко/ТАСС
Материал комментируют:

Для стабилизации ситуации с ценами на бензин для АЗС следует ввести потолок цен на топливо.

С такой инициативой выступил Национальный автомобильный союз (НАС). Его президент, Антон Шапарин, в частности, считает целесообразным внедрить подобный регуляторный механизма по формуле «стоимость топлива не должна превышать среднюю по региону в соответствующий день 2024 года плюс уровень накопленной инфляции».

По его словам, некоторые АЗС повышают стоимость выше инфляции с расчетом, что их не коснутся проверки или же удастся дать убедительное обоснование регуляторам и избежать штрафов. «Именно поэтому есть смысл в разработке единой, прозрачной и понятной для всех участников рынка нормативной базы по регулированию цен на АЗС», — заявил он.

Читайте также
«Слухи о запуске в работу реактора Чернобыльской АЭС – это бред» «Слухи о запуске в работу реактора Чернобыльской АЭС — это бред» Профессор-ядерщик — о катастрофическом состоянии всей ядерной энергетики Украины

Звучит, конечно, неплохо, особенно для рядовых автолюбителей, которых, мягко говоря, изрядно раздражает то, что творится сейчас на наших заправках. Но даст ли подобная инициатива ожидаемый эффект?

— На мой взгляд, такое предложение НАС — это путь к прямому дефициту топлива, — дал собственную оценку инициативе ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

— Ту необходимо понимать, что многие годы нам действительно удавалось сдерживать розничные цены на бензин и дизель так, чтобы их рост не превышал уровень текущей инфляции. Однако в 2024 году по дизелю это сделать удалось, а вот цены на бензин уложить в это коридор уже не получилось.

В нынешнем году пока уровень роста розничных цен на дизельное топливо колеблется в диапазоне 3,7−4%, а на бензин ­- в диапазоне 9,5−10% при том, что официальный уровень накопленной инфляции в годовом выражении, по некоторым данным, составляет порядка 8%. И по всей видимости, по итогам 2025 года мы, очевидно, повторим итоги прошлого года — розничные цены на дизель не превысят уровень инфляции, а на бензин — превысят.

Но дело все в том, что подобная установка — держать цены на топливо в пределах инфляции — была негласной. Ни в одном официальном документе она не прописана. Это, образно выражаясь, был просто экономический ориентир для правительства.

А НАС предлагает по сути подобную практику, причем далеко не самую лучшую с точки зрения регулирования рынка, возвести в ранг законодательной нормы. Однако таким образом контроль за ценами может быть установлен исключительно в розничном сегменте.

При этом на биржах стоимость бензина и дизеля, получается, может изменяться, как им заблагорассудится. Таким образом получится, что те самые независимые АЗС, о благе которых вроде бы и должен печься НАС, вынуждены будут покупать топливо по высоким рыночным ценам, а продавать уже под давлением формулы «цена прошлого года плюс официальный уровень инфляции», и ни копейкой выше. Но подобная розничная цена может оказаться абсолютно нерентабельной, и получается, если на бирже топливо дорогое, то торговать им на АЗС придется себе в постоянные убыток.

Независимые компании вряд ли захотят работать в таких условиях, не позволяющих им конкурировать с вертикально интегрированными компаниями (ВИНКами). Поэтому, скорее всего, просто массово перестанут закупать топливо на биржах и продавать его в розницу. Что, в принципе в некоторых российских регионах эпизодически наблюдается уже сейчас, правда, пока по другой причине — Федеральная антимонопольная служба выносит предписания о необходимости снижения цены в случае ее необоснованного роста.

«СП»: Но если независимые АЗС прекратят свою работу, сразу же существенно возрастет риск монопольных сговоров на топливо. Народ и без того крайне раздражен меняющимися день ото дня ценниками, а тут такой мощный стимул к росту цен. Есть ли еще какие-то эффектвиные меры по сдерживанию цен на топливо, интересно?

— Нужно на биржах что-то делать, без этого нам возникновения локальных дефицитов топлива вряд ли удастся избежать. Вопрос лишь в том, может ли правительство тут что-то предпринять.

С одной стороны — да, может. Например, можно понизить акцизы на бензин и дизель, что практически сразу отразится на всех без исключения АЗС, что независимых, что ВИНК. Цены на топливо сразу же пойдут вниз. Можно, например, выплаты нефтяникам по демпферу увеличить, что тоже приведет к изменению расценок подобным образом.

С другой стороны — любые меры, способные привести к снижению цен на топливо, никак не отражаясь на его объемах, неразрывно связаны с либо повышением расходов федерального бюджета на эти цели, либо с сокращением его доходов в принципе. А он у нас сейчас и так дефицитный, причем даже больше, чем планировалось изначально.

Поэтому со стопроцентной уверенностью заявлять, что правительство решится на какие-то радикальные шаги в топливном секторе, я бы лично не стал. Оно просто не может себе этого позволить в текущих условиях. По крайней мере до тех пор, пока не закончится СВО.

Читайте также
Что-что, а запрет Хэллоуина офисный планктон не простит! Что-что, а запрет Хэллоуина офисный планктон не простит! Дмитрий Аграновский: Выступить за запрет чего-либо — сейчас лучший способ приобрести политический капитал

«СП»: А до тех пор, выходит, тенденция к росту цен на бензин выше уровня инфляции сохранится? До каких же уровней стоимость топлива на заправках рискует подрасти при сохранении нынешнего статус-кво в нашей экономике, скажем, до начала лета 2026 года?

— По моим оценкам, рост цен на топливо однозначно продолжится, хотя и не такими высокими темпами, чтобы раздраженные нынешним положением дел автолюбители принялись как-то массово возмущаться. В два раза относительно нынешних уровней бензин не подорожает, но, полагаю, десятипроцентным ростом с начала года дело тоже вряд ли ограничится. Резкого скачка цен, полагаю, ждать уже не стоит, но не удивлюсь, если бензин подорожает ещё немного.

Однако в свете того, что многие нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) периодически приостанавливают свою работу на периоды внеплановых ремонтов из-за продолжающихся атак беспилотников ВСУ, куда более неприятным сюрпризом для россиян может стать рост цен на дизельное топливо. Из-за того, что рост цен на него пока ниже инфляции, не исключаю, что владельцы НПЗ могут пойти на это, чтобы как-то компенсировать свои затраты. Хотя, опять же, предугадывая это, государство сейчас акциз на зимний дизель фактически обнулило, но посмотрим, как эта мера себя проявит.

Последние новости
Цитаты
Александр Аверин

Экс-боец ополчения Луганской народной республики

Евгений Спицын

Историк, советник ректора МПГУ

Олег Сухарев

Доктор экономических наук, профессор РАН

СП-Видео
Новости Жэньминь Жибао
СП-Видео
Фото
Цифры дня